ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ДНЕВНЫЕ БАБОЧКИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии, физиологии и экологии дневных бабочек: этимология названия, общая численность бабочек, размеры бабочек, морфология бабочек: строение тела, строение крыльев бабочек, внутренние органы, пигменты и окраска крыльев бабочек, полиморфизм окраски, физиология бабочек: полёт, питание, размножение, жизненный цикл бабочек, куколка и имаго, распространение бабочек, экология бабочек, территориальное поведение и миграции бабочек, взаимоотношения с другими организмами, защита от хищников, роль бабочек в природе, систематика и классификация бабочек, охрана чешуекрылых, чешуекрылые и человек, экономическое значение бабочек, чешуекрылые в культуре человечества.

Отряд Чешуекрылые – Lepidoptera Надсемейство Булавоусые – Papilionoidea Семейство Нимфалиды – Nymphalidae Род Крапивницы – Aglais

Крапивница
Aglais urticae (Linnaeus, 1758)

Small Tortoiseshell

Крапивница - Aglais urticae, нимфа крапивы, крапивница обыкновенная, многоцветница крапивная, Vanessa urticae, Nymphalis urticae, Papilio urticae, P. ichnusoides, P. atrebatensis, P. osborni, P. nigricaria, P. discolor, P. pygmaea, P. nigrita, P. thibetana, P. turcicoides, P. conjuncta, P. dannenbergi, P. consentanea, P. bolandii, P. brunneoviolacea, P. alba, P. flavotessellata, P. ignea, P. ioformis, P. lutea, P. magniguttata, P. magnilunulata, P. magninotata, P. magnipuncta, P. nubilata, P. parviguttata, P. parvipuncta, P. punctijuncta, P. radiata, P. strigata, P. subtusornata, P. pseudoconnexa, P. erythrophaea, P. fervida, P. teruelensis, P. fasciata, P. obtusa, P. semiichnusoides, Vanessa urticae coreensis, V. impuncta

Происхождение названия. Urtica (с латинского)- крапива – одно из кормовых растений гусениц.

Синонимы. Крапивница обыкновенная, нимфа крапивы, многоцветница крапивная, = Vanessa urticae = Nymphalis urticae (Linnaeus, 1758) = Papilio urticae Linnaeus, 1758 = ichnusoides (Selys, 1837) = atrebatensis (Boisduval, 1873) = osborni (Donckier de Douceel, 1881) = nigricaria (de Moffarte, 1895) = discolor (Ruhl, 1896) = pygmaea (Ruhl, 1896) = nigrita (Fickert, 1897) = thibetana (Austaut, 1898) = turcicoides (Staudinger, 1901) = conjuncta (Neuburger, 1905) = dannenbergi (Neuburg, 1905) = consentanea (Jachontov, 1906) = bolandii (Lambillion, 1907) = brunneoviolacea (Raynor, 1909) = alba (Raynor, 1909) = flavotessellata (Raynor, 1909) = ignea (Raynor, 1909) = ioformis (Raynor, 1909) = lutea (Raynor, 1909) = magniguttata (Raynor, 1909) = magnilunulata (Raynor, 1909) = magninotata (Raynor, 1909) = magnipuncta (Raynor, 1909) = nubilata (Raynor, 1909) = parviguttata (Raynor, 1909) = parvipuncta (Raynor, 1909) = punctijuncta (Raynor, 1909) = radiata (Raynor, 1909) = strigata (Raynor, 1909) = subtusornata (Reuss, 1910) = pseudoconnexa (Cabeau, 1911) = erythrophaea (Fritsch, 1913) = fervida (Fritsch, 1913) = teruelensis (Sheldon, 1913) = fasciata (Manslowscy, 1923) = obtusa (Bang-Haas, 1927) = semiichnusoides (Pronin, 1928) = Vanessa urticae coreensis Kleinschmidt, 1929 = impuncta (Lempke, 1931).

Внешний вид. Отличительным признаком служит ряд синих крапинок (каждая в форме полумесяца), идущий по внешнему краю передних и задних крыльев. В общем же верх крыльев бабочки кирпично-красный, в передней части передних крыльев расположены три черных пятна. Испод крыльев темно-буро-серый.

Размеры. Размах крыльев до 6 см. Длина переднего крыла 22-27 мм.

Ареал вида. Внетропическая Евразия до Японии включительно.

Распространение по регионам России. Волго-Донский, Восточно-Кавказский, Восточно-Якутский, Горно-Алтайский, Европейский Северо-Восточный, Европейский Северо-Западный, Европейский Центрально-Черноземный, Европейский Центральный, Европейский южно-таежный, Забайкальский, Западно-Кавказский, Западно-Якутский, Калининградский, Камчатский, Карельский, Кольский, Красноярский, Ненецко-Новоземельский тундровый, Нижне-Амурский, Нижневолжский, Нижнеобский, Предалтайский, Предбайкальский, Прибайкальский, Приморский, Северо-Енисейский, Северо-Охотоморский, Северо-Уральский, Средне-Амурский, Средне-Волжский, Средне-Охотоморский, Средне-Уральский, Среднеобский, Тувинский, Чукотский, Южно-Западносибирский, Южно-Уральский, Южно-Якутский.

Распространение в Восточной Европе. Обычен по всей территории Восточной Европы, залетает вплоть до побережья морей Северного Ледовитого океана. Реже встречается в степях и полупустынях Украины и юга России.

Местообитания. Эвритопный вид, который чаще встречается по лесным опушкам, полянам, обочинам дорог, лугам, берегам рек, в различных антропогенных биотопах. Бабочки летают в садах и парках, в городах, в том числе и крупных, в Альпах добираются до 3000 м, а в Гималаях встречаются выше 5000 м.

Жизненный цикл. Бабочки летают в одном (на севере ареала) или двух поколениях (южнее). Перезимовавшие бабочки летают с ранней весны по начало июня; с середины мая из куколок выходят бабочки первого поколения, их выход сильно растянут и иногда сливается с выходом бабочек второго поколения, которое активно с начала июля по середину сентября. Зимуют имаго, как самки, так и самцы.

Размножение. Самка откладывает яйца группами до 100-200 штук на стебли или листья кормового растения.
Гусеницы темные, вплоть до черных, с двумя желтоватыми полосами по бокам тела, живут группами, в отличие от личинок адмирала, на которых они внешне несколько похожи. Гусеницы развиваются с конца мая по сентябрь. На кормовых растениях молодые гусеницы живут выводками, не расползаясь далеко друг от друга, и только в последнем возрасте ведут одиночный образ жизни.
Окукливается на кормовых растениях, или в каком-либо укрытии. Куколка крапивницы угловатая, красно-бурого либо черного цвета, с золотыми точками, иногда и вовсе золотистая, свободная и прикрепляется головой вниз. Стадия куколки – около 2 недель.

Кормовые растения гусениц. Urtica dioica – крапива двудомная, Urtica urens – крапива жгучая.

Время лёта. Март, Апрель, Май, Июнь, Июль, Август, Сентябрь (1-2 декада).

Особенности систематики. У крапивницы известны горные подвиды – ladakensis Moore и rizana Moore, корсиканский подвид ichnusa Hb., а также арктический – polaris Stdgr. Внешне выделяется форма ichnusoides Sel., для которой характерен размытый и менее насыщенный рисунок верха крыльев.

На страницах нашего сайта Вы также можете почитать учебник по энтомологии: Введение, Предмет и задачи энтомологии, Краткий очерк истории энтомологии, Основные принципы систематики насекомых, Строение насекомых, Нервная деятельность насекомых, Размножение насекомых, Развитие насекомых, Жизненные циклы, Диапауза, Защитные приспособления и общественный образ жизни, Питание и кормовая специализация насекомых, Распространение насекомых, Колебания численности насекомых, а также познавательную книгу д.б.н. В.А.Кривохатского "Муравьиный лев".

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: