ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ДНЕВНЫЕ БАБОЧКИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии, физиологии и экологии дневных бабочек: этимология названия, общая численность бабочек, размеры бабочек, морфология бабочек: строение тела, строение крыльев бабочек, внутренние органы, пигменты и окраска крыльев бабочек, полиморфизм окраски, физиология бабочек: полёт, питание, размножение, жизненный цикл бабочек, куколка и имаго, распространение бабочек, экология бабочек, территориальное поведение и миграции бабочек, взаимоотношения с другими организмами, защита от хищников, роль бабочек в природе, систематика и классификация бабочек, охрана чешуекрылых, чешуекрылые и человек, экономическое значение бабочек, чешуекрылые в культуре человечества.

Отряд Чешуекрылые – Lepidoptera Надсемейство Булавоусые – Papilionoidea Семейство Нимфалиды – Nymphalidae Род Ванессы – Vanessa

Адмирал
Vanessa atalanta (Linnaeus, 1758)

Red Admiral

Адмирал - Vanessa atalanta, нимфа аталанта, Pyrameis atalanta, Papilio atalanta, Papilio admiralis, Pyrameis ammiralis, Pyrameis atalanta italica, Pyrameis atalanta minutior

Происхождение названия. Аталанта (греческая мифология) – дева-охотница, героиня Калидонской охоты, первая ранила вепря и получила от влюбленного в нее Мелеагра голову и шкуру убитого зверя.

Синонимы. Нимфа аталанта, = Pyrameis atalanta = Papilio atalanta Linnaeus, 1758 = Papilio admiralis (Retzius, 1783) = Pyrameis ammiralis Godart, 1821 = Pyrameis atalanta italica Stichel, 1900 = Pyrameis atalanta minutior Verity & Querci, 1924.

Внешний вид. Легко узнаваемая и очень красивая крупная бабочка – на тёмных, почти чёрных крыльях – ярко-красные полосы и характерные белые пятна в углах передних крыльев.

Размеры. Размах крыльев до 7 см. Длина переднего крыла 25-34,5 мм.

Ареал вида. Северная Африка, острова Атлантического океана, внетропическая Евразия, север Америки, Гватемала, Гаити, Новая Зеландия.

Распространение по регионам России. Волго-Донский, Восточно-Кавказский, Горно-Алтайский, Европейский Северо-Восточный, Европейский Северо-Западный, Европейский Центрально-Черноземный, Европейский Центральный, Европейский южно-таежный, Западно-Кавказский, Калининградский, Карельский, Кольский, Нижневолжский, Предалтайский, Северо-Уральский, Средне-Волжский, Средне-Уральский, Среднеобский, Южно-Западносибирский, Южно-Уральский.

Распространение в Восточной Европе. Встречается на всей территории Восточной Европы. Вид подвержен динамическим колебаниям численности и в отдельные годы наблюдается в весьма большом количестве.

Местообитания. Лесные опушки, поляны, обочины дорог, луга, берега рек, плодовые сады с опавшими фруктами (особенно неравнодушны адмиралы к сливам и грушам). Часто наблюдается в антропогенных биотопах. В горах встречается до нивального пояса (2500-2700м над ур. м.).

Жизненный цикл. Развивается в одном поколении. Бабочки летают с начала июня по конец сентября, а на юге, например, на Южной Украине – с конца мая по октябрь включительно; перезимовавшие особи вновь появляются весной следующего года.
Является активным мигрантом. Популяции в лесном поясе частично, а на севере ареала целиком пополняются перелетными особями с юга. Осенние миграции адмиралов не так хорошо заметны, как летние – бабочки во время перелета могут подолгу задерживаться в местах, богатых пищей. В северной и центральной части Восточной Европы бабочки не зимуют.

Размножение. Самка откладывает по 1 яйцу на листья крапивы или чертополоха.
Гусеницы развиваются с мая по август. Живут в свернутых в трубку листьях кормовых растений. На боках каждой гусеницы расположена желтая полоска и желтые же колючки. При этом сама гусеница "мясо-красного, желто-зеленого, буро-красного или черного" цвета. Личинки адмирала живут по одной (а не группами, как личинки павлиньего глаза или крапивницы), обычно в свернутых листьях крапивы, где и окукливаются.
Куколка свободная и прикрепляется головой вниз. Она серого либо бурого цвета, с серебристыми пятнами.

Кормовые растения гусениц. Carduus sp. – чертополох, Humulus lupulus – хмель обыкновенный, Urtica dioica – крапива двудомная, Urtica urens – крапива жгучая.

Время лёта. Июнь, Июль, Август, Сентябрь, Октябрь (1 декада).

Охранный статус. Включен в Красную книгу Смоленской области, Россия (1997) (4 категория).

Особенности систематики. Географических форм не образует из-за широких миграций.

На страницах нашего сайта Вы также можете почитать учебник по энтомологии: Введение, Предмет и задачи энтомологии, Краткий очерк истории энтомологии, Основные принципы систематики насекомых, Строение насекомых, Нервная деятельность насекомых, Размножение насекомых, Развитие насекомых, Жизненные циклы, Диапауза, Защитные приспособления и общественный образ жизни, Питание и кормовая специализация насекомых, Распространение насекомых, Колебания численности насекомых, а также познавательную книгу д.б.н. В.А.Кривохатского "Муравьиный лев".

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: