ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ДНЕВНЫЕ БАБОЧКИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии, физиологии и экологии дневных бабочек: этимология названия, общая численность бабочек, размеры бабочек, морфология бабочек: строение тела, строение крыльев бабочек, внутренние органы, пигменты и окраска крыльев бабочек, полиморфизм окраски, физиология бабочек: полёт, питание, размножение, жизненный цикл бабочек, куколка и имаго, распространение бабочек, экология бабочек, территориальное поведение и миграции бабочек, взаимоотношения с другими организмами, защита от хищников, роль бабочек в природе, систематика и классификация бабочек, охрана чешуекрылых, чешуекрылые и человек, экономическое значение бабочек, чешуекрылые в культуре человечества.

Отряд Чешуекрылые – Lepidoptera Надсемейство Булавоусые – Papilionoidea Семейство Нимфалиды – Nymphalidae Род Ванессы – Vanessa

Репейница
Vanessa cardui (Linnaeus, 1758)

Painted Lady

Репейница - Vanessa cardui, нимфа чертополоха, чертополоховка, чертополоховая углокрыльница, Cynthia cardui, Pyrameis cardui, Papilio cardui, Papilio belladonna, Papilio carduelis, Vanessa elymi, V. cardui semisuffusa, Pyrameis cardui japonica, Pyrameis cardui universa, V. cardui littoralis, Cynhia cardui jacksoni, Vanessa cardui ushuwaia, Pyrameis cardui litoralis, Pyrameis cardui rogeri, Pyrameis hemielymi, Vanessa cardui cardui

Происхождение названия. Carduus (с латинского) – чертополох, одно из кормовых растений гусениц.

Синонимы. Чертополоховка, нимфа чертополоха, чертополоховая углокрыльница, = Cynthia cardui = Pyrameis cardui = Papilio cardui Linnaeus, 1758 = Papilio belladonna Linnaeus, 1758 = Papilio carduelis Cramer, 1775 = Vanessa elymi Rambur, 1829 = cardui semisuffusa Cockerell, 1889 = Pyrameis cardui japonica Stichel, 1908 = Pyrameis cardui universa Verity, 1919 = cardui littoralis (Souza, 1926) = Cynhia cardui jacksoni Clark, 1927 = Vanessa cardui ushuwaia Bryk, 1944 = Pyrameis cardui litoralis de Souza, 1926 = Pyrameis cardui rogeri Gaede, 1931 = Pyrameis hemielymi = Vanessa cardui cardui.

Внешний вид. Основной фон крыльев кирпично-красный, по которому разбросаны чёрные пятна и глазки, углы верхних крыльев чёрные с белыми пятнами, по карю крыльев белая кайма. На исподе задних крыльев 5 характерных глазков. Оба пола окрашены одинаково.

Размеры. Размах крыльев до 6 см. Длина переднего крыла 26-31 мм.

Ареал вида. Космополит, встречается по всему земному шару, кроме Южной Америки. Встречается по всей Европе, но зимует только в южной ее части. Бабочки, живущие севернее Альп ежегодно мигрируют. Кроме Европы, Vanessa cardui летает по всему миру (в том числе таких неблагоприятных для дневных бабочек регионах, как Ирландия и Исландия), за исключением Южной Америки.

Распространение по регионам России. Волго-Донский, Восточно-Кавказский, Восточно-Якутский, Горно-Алтайский, Европейский Северо-Восточный, Европейский Северо-Западный, Европейский Центрально-Черноземный, Европейский Центральный, Европейский южно-таежный, Забайкальский, Западно-Кавказский, Западно-Якутский, Калининградский, Камчатский, Карельский, Кольский, Красноярский, Ненецко-Новоземельский тундровый, Нижне-Амурский, Нижневолжский, Нижнеобский, Предалтайский, Предбайкальский, Прибайкальский, Приморский, Сахалинский, Северо-Енисейский, Северо-Охотоморский, Северо-Уральский, Средне-Амурский, Средне-Волжский, Средне-Охотоморский, Средне-Уральский, Среднеобский, Тувинский, Южно-Западносибирский, Южно-Курильский, Южно-Уральский, Южно-Якутский.

Распространение в Восточной Европе. Встречается на всей территории Восточной Европы. Нередок, но численность в северной части ареала весьма сильно зависит от притока мигрантов с юга, вследствие чего вид бывает многочисленным только в конце лета.

Местообитания. Лесные опушки, поляны, обочины дорог, поля, луга, берега рек, пустоши, заросшие сорной растительностью. Также встречается в антропогенных биотопах. В целом, бабочки встречаются повсюду, где растет чертополох и крапива, в горах добираются до высоты 2000 м, но предпочтение все же отдают сухим солнечным участкам местности – степям, полями и лугам, избегая темных лесов. Репейница – мигрирующая бабочка, прилетающая в Европу из Северной Африки весной; во время таких миграций чертополоховки могут лететь огромными стаями до ста особей в минуту.

Жизненный цикл. По мнению многих авторов, все появляющиеся в Средней и Северной Европе весной бабочки этого вида являются мигрантами из более южных частей ареала. В средней полосе Восточной Европы первые особи отмечены в начале июня и активны до начала июля. Бабочки второго поколения появляются в середине июля и летают до первой декады августа, но их потомство на территории большей части Восточной Европы вымерзает во время зимовки. В южных районах Восточной Европы может развиваться до 4 поколений в год, в зависимости от климатических условий, и там фенологические показатели очень "смазаны" – например, в степной зоне Украины во второй половине лета на одном и том же участке можно обнаружить особи вида на всех стадиях развития одновременно. В этих районах возможна зимовка вида на стадии имаго или (реже) куколки.

Размножение. Зеленоватые яйца с 16 продольными ребрышками откладываются по одному на лист кормового растения.
Гусеницы живут в убежищах из нескольких свернутых листьев, скрепленных шелковиной. Образуется трехгранная коробочка, где гусеница и выедает отверстия между жилками листа. В течение своей жизни гусеница делает около 7-9 таких коробочек. Гусеницы отличаются сильной изменчивостью, но в общем они светло- или темно-серые, с желтым полосатым рисунком и желтыми же шипами.
Окукливается там же. Куколка серая либо коричневая, с золотистыми пятнами, свободная и прикреплена головой вниз. Стадия куколки длится 2-3 недели.

Кормовые растения гусениц. Achillea sp. – тысячелистник, Carduus sp. – чертополох, Glycine max – соя культурная, Tussilago farfara – мать-и-мачеха обыкновенная, Urtica dioica – крапива двудомная, Urtica urens – крапива жгучая. В годы массового размножения в более южных районах может повреждать некоторые сельскохозяйственные культуры: бахчевые, помидоры, сою и т.д.

Время лёта. Май (2-3 декада), Июнь, Июль, Август, Сентябрь (1-2 декада).

Охранный статус. Включен в Красную книгу Смоленской области, Россия (1997) (4 категория).

На страницах нашего сайта Вы также можете почитать учебник по энтомологии: Введение, Предмет и задачи энтомологии, Краткий очерк истории энтомологии, Основные принципы систематики насекомых, Строение насекомых, Нервная деятельность насекомых, Размножение насекомых, Развитие насекомых, Жизненные циклы, Диапауза, Защитные приспособления и общественный образ жизни, Питание и кормовая специализация насекомых, Распространение насекомых, Колебания численности насекомых, а также познавательную книгу д.б.н. В.А.Кривохатского "Муравьиный лев".

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: