ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ДНЕВНЫЕ БАБОЧКИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии, физиологии и экологии дневных бабочек: этимология названия, общая численность бабочек, размеры бабочек, морфология бабочек: строение тела, строение крыльев бабочек, внутренние органы, пигменты и окраска крыльев бабочек, полиморфизм окраски, физиология бабочек: полёт, питание, размножение, жизненный цикл бабочек, куколка и имаго, распространение бабочек, экология бабочек, территориальное поведение и миграции бабочек, взаимоотношения с другими организмами, защита от хищников, роль бабочек в природе, систематика и классификация бабочек, охрана чешуекрылых, чешуекрылые и человек, экономическое значение бабочек, чешуекрылые в культуре человечества.

Отряд Чешуекрылые – Lepidoptera Надсемейство Булавоусые – Papilionoidea Семейство Нимфалиды – Nymphalidae Род Пестрокрыльницы – Araschnia

Пестрокрыльница изменчивая
Araschnia levana (Linnaeus, 1758)

Map Butterfly

Пестрокрыльница изменчивая - Araschnia levana, пестрокрыльница левана, сеточница весенняя, Papilio levana, Araschina levana

Происхождение названия. Levana (с латинского) – легкомысленная, ветреная.

Синонимы. Пестрокрыльница Левана, сеточница весенняя, = Papilio levana Linnaeus, 1758 = Araschina levana.

Внешний вид. В зависимости от формы может иметь базовый черный либо оранжевый цвет крыльев. Весенняя форма (бабочки первого поколения – f. levana L.) имеет гораздо более светлую, желто-оранжевую окраску крыльев с черными пятнами на них, для испода крыльев характерен белый сетчатый рисунок на оранжевом фоне. Летняя форма (бабочки второго поколения – f. prorsa L.) разительно отличается от весенней – они не рыжие, а черные, с белыми либо желтоватыми полосками на крыльях и небольшими оранжевыми пятнами. Местами может встречаться и третье поколение пестрокрыльниц – f. porima, которая походит на весеннюю генерацию сочетанием оранжевого и черного в окраске, но отличается рисунком черных пятен на крыльях.

Размеры. Размах крыльев до 4 см. Длина переднего крыла 15-22 мм.

Ареал вида. Умеренный пояс Евразии – Средняя Европа и, через Центральную Азию, до Японии. Отсутствует в Англии, Ирландии, Скандинавии, Финляндии, лишь локально встречается в Дании, Испании, Португалии, Италии, Югославии и Греции.

Распространение по регионам России. Волго-Донский, Горно-Алтайский, Европейский Северо-Восточный, Европейский Северо-Западный, Европейский Центрально-Черноземный, Европейский Центральный, Европейский южно-таежный, Забайкальский, Западно-Кавказский, Калининградский, Карельский, Красноярский, Нижне-Амурский, Нижнеобский, Предалтайский, Предбайкальский, Прибайкальский, Приморский, Северо-Енисейский, Северо-Охотоморский, Северо-Уральский, Средне-Амурский, Средне-Волжский, Средне-Охотоморский, Средне-Уральский, Среднеобский, Тувинский, Южно-Западносибирский, Южно-Уральский, Южно-Якутский.

Распространение в Восточной Европе. Обычный в Восточной Европе вид, который отсутствует лишь севернее границы таежного пояса, в среднестепной и сухостепной подзонах степной зоны Украины и России, в Крыму. Единственная популяция в сухостепной зоне степной зоны Украины в устье Днепра (Херсонская область) находится в сильной депрессии или вымерла. Широко распространен в горах Карпат и Кавказа.

Местообитания. Луговины и опушки в лесах различных типов, сады, пустыри, обочины дорог, берега рек. В горах поднимается до 1400 м над ур. м. Предпочитает более влажные и тенистые места, где растет крапива

Жизненный цикл. Как правило, развивается в двух поколениях, лет имаго с начала мая до второй декады июня и с начала июля до середины августа. У потомства второго поколения зимуют куколки, весной из которых появляются бабочки типичной формы. Часто остаются на зимовку куколки, которые относятся к потомству первого поколения бабочек, давая весной также бабочек типичной формы.

Размножение. Самка откладывает яйца на нижнюю поверхность листа, приклеивая их одно на другое своеобразными цепочками из 6-15 яиц. Сразу же после откладки одной цепочки самка приступает к откладке рядом следующей, образуя скопления до 100 яиц на одном листе. Яйца овальные зеленоватые.
Первое поколение гусениц Araschnia levana существует с августа до сентября, второе – с мая-июня до июля. Расцветка гусеницы черно-коричневая. В начале жизненного цикла личинки живут группами, позднее (после четвертой линьки) – поодиночке; будучи вспугнутыми, падают с листьев кормового растения на землю. Развитие гусениц длится около четырех недель.
Окукливается на кормовых растениях или в каком-либо укрытии. Куколка крепится к субстрату вершиной брюшка и висит головой вниз. Зимует куколка.

Кормовые растения гусениц. Urtica dioica – крапива двудомная, Urtica urens – крапива жгучая.

Время лёта. Апрель, Май, Июнь (1 декада), Июль, Август, Сентябрь (1-2 декада).

Особенности систематики. В Восточной Европе представлен евро-сибирским номинативным подвидом. Пестрокрыльница изменчивая при постоянстве двух основных форма образует также большое количество местных форм. Достаточно легко можно получить различные тепловые формы, если выдерживать куколки при различной температуре.

На страницах нашего сайта Вы также можете почитать учебник по энтомологии: Введение, Предмет и задачи энтомологии, Краткий очерк истории энтомологии, Основные принципы систематики насекомых, Строение насекомых, Нервная деятельность насекомых, Размножение насекомых, Развитие насекомых, Жизненные циклы, Диапауза, Защитные приспособления и общественный образ жизни, Питание и кормовая специализация насекомых, Распространение насекомых, Колебания численности насекомых, а также познавательную книгу д.б.н. В.А.Кривохатского "Муравьиный лев".

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: