ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ДНЕВНЫЕ БАБОЧКИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии, физиологии и экологии дневных бабочек: этимология названия, общая численность бабочек, размеры бабочек, морфология бабочек: строение тела, строение крыльев бабочек, внутренние органы, пигменты и окраска крыльев бабочек, полиморфизм окраски, физиология бабочек: полёт, питание, размножение, жизненный цикл бабочек, куколка и имаго, распространение бабочек, экология бабочек, территориальное поведение и миграции бабочек, взаимоотношения с другими организмами, защита от хищников, роль бабочек в природе, систематика и классификация бабочек, охрана чешуекрылых, чешуекрылые и человек, экономическое значение бабочек, чешуекрылые в культуре человечества.

Отряд Чешуекрылые – Lepidoptera Надсемейство Булавоусые – Papilionoidea Семейство Нимфалиды – Nymphalidae Роды Шашечницы – Melitaea и Euphydryas

Шашечница матурна
Euphydryas maturna (Linnaeus, 1758)

Scarce Fritillary

Шашечница матурна - Euphydryas maturna, шашечница ранняя, шашечница ясеневая, Hypodryas maturna, Euphydryas maturna adamczewskii, Papilio maturna, Papilio agrotera

Происхождение названия. Maturna (с латинского) – ранняя.

Синонимы. Шашечница ранняя, ясеневая шашечница, = Hypodryas maturna = Euphydryas maturna adamczewskii Krzywicki, 1967 = Papilio maturna Linnaeus, 1758 = Papilio agrotera Bergtrasser, 1780.

Внешний вид. Крылья бурые с широкой красно-коричневой полосой вдоль внешнего края и с тёмными жилками. В базальной части крыльев несколько жёлтых и красно-коричневых и желтоватых полумесяцев, на заднем крыле они желтоватые. Нижняя сторона крыльев оранжевая с поперечными тёмными линиями и двумя-тремя рядами беловатых пятен.

Размеры. Размах крыльев до 5 см. Длина переднего крыла 19-26 мм.

Ареал вида. Центральная и Восточная Европа, Кавказ, Урал, Юго-Восточный (Джунгарский Алатау) и Восточный (хребты Саур, Курчумский, Нарымский и Южный Алтай) Казахстан, Западная и Южная Сибирь, Забайкалье, Монголия, Северо-Западный Китай.

Распространение по регионам России. Волго-Донский, Горно-Алтайский, Европейский Северо-Восточный, Европейский Северо-Западный, Европейский Центрально-Черноземный, Европейский Центральный, Европейский южно-таежный, Забайкальский, Западно-Кавказский, Калининградский, Карельский, Красноярский, Предалтайский, Предбайкальский, Прибайкальский, Северо-Уральский, Средне-Волжский, Средне-Уральский, Среднеобский, Тувинский, Южно-Западносибирский, Южно-Уральский, Южно-Якутский.

Распространение в Восточной Европе. Локальный обитатель умеренной зоны Восточной Европы. В последние десятилетия ареал в Центральной и Юго-Восточной Европе сильно сократился. В Польше достоверно обитает только в районе Вроцлава и в Беловежской пуще. На юго-западе региона локально встречается по Карпатским горам от Словакии до Румынии. На Украине пока обычен в Закарпатье и есть данные о находках в северо-западном Прикарпатье; все еще встречается местами в Северной Украине, а многие популяции из Центральной и Восточной Украины либо вымерли, либо находятся в состоянии депрессии. В Беларуси, Балтийских странах и большей части Средней России (кроме Московской области) вид довольно обычен, хоть и локален. На востоке исследуемой территории распространен от Северного до Южного Урала. На юге России крайне редко и локально встречается в Среднем и Нижнем Поволжье, в Ростовской области и на севере Кавказских гор в Ставропольском крае.

Местообитания. Сырые заболоченные леса и лесные опушки, вдоль дорог по заболоченным сосновым и лиственным лесам, влажные разнотравные луга, примыкающие к верховым болотам. На Кавказе – луга в смешанных лесах на высоте около 700-1300 м над ур. м. Места обитания связаны с насаждениями ясеня.

Жизненный цикл. Вид развивается в одном поколении, сроки лета растянуты: в центре и на юге бабочки встречаются в конце мая – июне, а на севере пик лета смещается на июль.

Размножение. Самка откладывает яйца по 30-40 штук на обратную сторону листа; всего может отложить до 200 яиц.
В молодом возрасте гусеницы держатся группой, скелетируя верхушечные листья. Гусеницы черные, с желтыми пятнами на спине и боках, образующими широкие продольные полосы. Зимуют вместе в сплетении листьев кормовых растений. После зимовки ведут одиночный образ жизни. Интересная особенность в питании гусениц: до зимовки они питаются на кустарниках и подросте ясеня, тополей, осин и ив, а после зимовки переходят на различные виды травянистых растений (чаще из семейства губоцветных).
Стадия куколки длится 12 дней.

Кормовые растения гусениц. Fraxinus exelsior – ясень обыкновенный, Fraxinus sp. – ясень, Ligustrum sp. – бирючина, Plantago lanceolata – подорожник ланцетовидный, Plantago sp. – подорожник, Populus tremula – осина, Populus sp. – тополь, Salix carpea – ива козья, Salix sp. – ива, Scabiosa sp. – скабиоза, Succisa pratensis – сивец луговой, Veronica chamaedrys – вероника дубравная, Veronica sp. – вероника, Viburnum opulus – калина обыкновенная, Viola sp. – фиалка.

Время лёта. Май (3 декада), Июнь, Июль (1 декада).

Охранный статус. В Красной книге Международного союза охраны природы (МСОП) вид имеет 3 категорию охраны (VU – уязвимый таксон, находящиеся под угрозой исчезновения в перспективе, в силу морфофизиологических и/или поведенческих особенностей, делающих их уязвимыми при любых, даже незначительных, изменениях окружающей среды).
Включен в "Красную книгу Европейских дневных бабочек" с категорией SPEC3 – вид, обитающий как в Европе, так и за ее пределами, но находящийся на территории Европы под угрозой исчезновения.
Включен в Красные книги Беларуси (2004) (3 категория), Московской области России (1998), охраняется в Финляндии, Словакии и Венгрии. Вид исчез в Бельгии и Люксембурге и находится на грани исчезновения в Польше, Германии, Чехии, Франции, Швеции, Австрии.

Особенности систематики. В Восточной Европе представлен номинативным подвидом. Темных особей с территории польской части Беловежской пущи М. Крживицкий выделил в подвид Еuphydryas maturna adamczewskii Krzywicki. Вероятнее всего, это выделение неоправданно, так как темные формы встречаются в любых популяциях, хотя и реже.

На страницах нашего сайта Вы также можете почитать учебник по энтомологии: Введение, Предмет и задачи энтомологии, Краткий очерк истории энтомологии, Основные принципы систематики насекомых, Строение насекомых, Нервная деятельность насекомых, Размножение насекомых, Развитие насекомых, Жизненные циклы, Диапауза, Защитные приспособления и общественный образ жизни, Питание и кормовая специализация насекомых, Распространение насекомых, Колебания численности насекомых, а также познавательную книгу д.б.н. В.А.Кривохатского "Муравьиный лев".

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: