ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ДНЕВНЫЕ БАБОЧКИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии, физиологии и экологии дневных бабочек: этимология названия, общая численность бабочек, размеры бабочек, морфология бабочек: строение тела, строение крыльев бабочек, внутренние органы, пигменты и окраска крыльев бабочек, полиморфизм окраски, физиология бабочек: полёт, питание, размножение, жизненный цикл бабочек, куколка и имаго, распространение бабочек, экология бабочек, территориальное поведение и миграции бабочек, взаимоотношения с другими организмами, защита от хищников, роль бабочек в природе, систематика и классификация бабочек, охрана чешуекрылых, чешуекрылые и человек, экономическое значение бабочек, чешуекрылые в культуре человечества.

Отряд Чешуекрылые – Lepidoptera Надсемейство Булавоусые – Papilionoidea Семейство Нимфалиды – Nymphalidae Роды Шашечницы – Melitaea и Euphydryas

Шашечница аталия
Melitaea athalia (Rottemburg, 1775)

Heath Fritillary

Шашечница аталия - Melitaea athalia, шашечница темно-бурая, Mellicta athalia, Melitaea athalia norvegica, Melitaea athalia luctfiiga, Melitaea athalia dictynnoides, Melitaea neglecta, Papilio athalia, Melitaea athalia conica, Melitaea athalia flavescens

Происхождение названия. Аталия – мать царя Ахазии, после его смерти провозгласившая себя царицей, вопреки обычаям царских династий Ближнего Востока, не знавших женского правления.

Синонимы. Темно-бурая шашечница, = Mellicta athalia (Rottemburg, 1775) = Melitaea athalia norvegica Aurivillius, 1888 = Melitaea athalia luctfiiga Fruhstorfer, 1917 = Melitaea athalia dictynnoides Horrnuzaki, 1898 = Melitaea neglecta Pfau, 1945 = Papilio athalia Rottemburg, 1775 = Melitaea athalia conica Matsumura, 1929 = Melitaea athalia flavescens Matsumura, 1929.

Внешний вид. Верх крыльев черно-бурый с красно-желтыми пятнами. На задних крыльях 3 полных ряда пятен (в отличие от крыльев схожего вида Melitaea diamina, у которого их только 2). Испод крыльев желто-бурый, на задних крыльях светло-желтая срединная перевязь. Окраска и рисунок весьма изменчивы. Например, в горах встречаются бабочки с однотонным, темным исподом крыльев. Иногда такие экземпляры попадаются и на равнинах.

Размеры. Размах крыльев до 4 см. Длина переднего крыла 19-21 мм.

Ареал вида. Европа и внетропическая Азия, включая Японию. В Европе распространен на север до 70 градусов северной широты.

Распространение по регионам России. Волго-Донский, Восточно-Кавказский, Восточно-Якутский, Горно-Алтайский, Европейский Северо-Восточный, Европейский Северо-Западный, Европейский Центрально-Черноземный, Европейский Центральный, Европейский южно-таежный, Забайкальский, Западно-Кавказский, Западно-Якутский, Калининградский, Камчатский, Карельский, Кольский, Красноярский, Нижне-Амурский, Предалтайский, Предбайкальский, Прибайкальский, Приморский(?), Сахалинский(?), Северо-Енисейский, Северо-Охотоморский, Средне-Амурский, Средне-Волжский, Средне-Охотоморский, Средне-Уральский, Среднеобский, Тувинский, Южно-Западносибирский, Южно-Уральский, Южно-Якутский.

Распространение в Восточной Европе. Встречается на большей части территории Восточной Европы. На север проникает до побережья морей Северного Ледовитого океана. На юге обычно не заходит дальше лесостепной зоны, и поэтому отсутствует в степях южной Молдавии и Украины и на полуострове Крым, а также в Прикаспийской низменности на юге России. Известен из Западного Кавказа.

Местообитания. В северной части ареала (Кольский полуостров) – разнотравные долинные луга, склоны с кустарничково-тундровой растительностью. В средней полосе наиболее обычен по сухим участкам леса на песчаной почве среди болот и по опушкам и полянам сосновых лесов. Встречается также по обочинам дорог, лугам, берегам рек, откосам и насыпям железных дорог. В горы поднимается, как правило, не выше 1000 м н. у. м, где встречается на разнотравных увлажненных лугах.

Жизненный цикл. Развивается в одном поколении, в более южных районах возможно спорадическое развитие второго поколения в августе. Бабочки летают со второй половины мая по август. На севере ареала и в горах пик лета смещается на июль. Зимуют гусеницы, группами в паутинных гнездах на земле.

Размножение. Самка откладывает яйца группами до 60 штук на нижнюю поверхность листьев кормовых растений. Яйцо круглое, светло-желтое.
Вскоре после выхода из яиц гусеницы создают паутинное гнездо, которое, по мере передвижения в поисках пищи, неоднократно возобновляется на новом месте. Зимуют гусеницы после второй или третьей линьки (в случае развития одного поколения), в паутинных гнездах из листьев кормовых растений, после зимовки ведут одиночный образ жизни. Гусеница черная (и голова у нее тоже черная), с беловатыми (желто-зелеными) точками и белым же брюшком, встречается с июля до июня следующего года.
Окукливаются головой вниз на растениях. Куколка светло-серая, с красно-желтыми бородавками.

Кормовые растения гусениц. Centaurea sp. – василек, Digitalis pupurea – наперстянка пурпурная, Digitalis sp. – наперстянка, Linaria vulgaris – льнянка обыкновенная, Linaria sp. – льнянка, Melampyrum nemorosum – марьянник дубравный, Melampyrum pratense – марьянник луговой, Melampyrum sylvaticum – марьянник лесной, Melampyrum sp. – марьянник, Plantago lanceolata – подорожник ланцетовидный, Plantago sp. – подорожник, Veronica chamaedrys – вероника дубравная, Veronica officinalis – вероника лекарственная, Veronica sp. – вероника.

Время лёта. Май (2-3 декада), Июнь, Июль, Август.

Особенности систематики. В Восточной Европе представлен номинативным подвидом. Выделение подвидов внутри сплошного Европейского ареала для популяций с северной части континента или с южной и т.д. нам кажется необоснованным, так как вид изменчив и характер изменчивости зависит от экологических и климатических условий. Поэтому вполне естественно, что северные экземпляры более мелкие и темные, а южные – более крупные и часто светлые. Кроме того, границы между сомнительными подвидами нет, как и нет ограничений для панмиксии восточно-европейских популяций.
Крыловой рисунок довольно изменчив. Вид относят к подроду Mellicta Billberg, 1920, в который выделяют на основании особенностей строения эдеагуса самцов. Подрод объединяет следующие восточноевропейские виды: Mellicta aurelia, Mellicta britomartis и Mellicta caucasogenita. Описываемый вид немного крупнее других представителей подрода, но для достоверной диагностики следует более тщательно изучить изменчивость копулятивного аппарата самцов.

На страницах нашего сайта Вы также можете почитать учебник по энтомологии: Введение, Предмет и задачи энтомологии, Краткий очерк истории энтомологии, Основные принципы систематики насекомых, Строение насекомых, Нервная деятельность насекомых, Размножение насекомых, Развитие насекомых, Жизненные циклы, Диапауза, Защитные приспособления и общественный образ жизни, Питание и кормовая специализация насекомых, Распространение насекомых, Колебания численности насекомых, а также познавательную книгу д.б.н. В.А.Кривохатского "Муравьиный лев".

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: