ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ДНЕВНЫЕ БАБОЧКИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии, физиологии и экологии дневных бабочек: этимология названия, общая численность бабочек, размеры бабочек, морфология бабочек: строение тела, строение крыльев бабочек, внутренние органы, пигменты и окраска крыльев бабочек, полиморфизм окраски, физиология бабочек: полёт, питание, размножение, жизненный цикл бабочек, куколка и имаго, распространение бабочек, экология бабочек, территориальное поведение и миграции бабочек, взаимоотношения с другими организмами, защита от хищников, роль бабочек в природе, систематика и классификация бабочек, охрана чешуекрылых, чешуекрылые и человек, экономическое значение бабочек, чешуекрылые в культуре человечества.

Отряд Чешуекрылые – Lepidoptera Надсемейство Булавоусые – Papilionoidea Семейство Нимфалиды – Nymphalidae Роды Шашечницы – Melitaea и Euphydryas

Шашечница цинксия
Melitaea cinxia (Linnaeus, 1758)

Glanville Fritillary

Шашечница цинксия - Melitaea cinxia, шашечница опоясанная, шашешница обыкновенная, Цинксия, Melitaea cinxia karavajevi, Melitaea cinxia sacarina, Papilio cinxia, Papilio pilodellae, Papilio pilosella, Papilio delia, Papilio abacus, P. horvathi, P. kasyi

Происхождение названия. Cinxia (с латинского) – опоясанная (cinctus – пояс). Название отражает внешний вид бабочки.

Синонимы. Шашечница опоясанная, шашешница обыкновенная, Цинксия, = Melitaea cinxia karavajevi Obraztsov, 1936 = Melitaea cinxia sacarina Fruhstorfer, 1917 = Papilio cinxia Linnaeus, 1758 = Papilio pilodellae Rottemburg, 1775 = Papilio pilosella Rottemburg, 1775 = Papilio delia Denis & Schiffermuller, 1775 = Papilio abacus Rezius, 1783 = horvathi Abafi-Aigner, 1906 = kasyi Gross & Ebert, 1975.

Внешний вид. Оранжевый фон верхней стороны крыльев пересечен характерными коричневыми линиями, а на наружном крае задних крыльев располагается дуга из черных пятен. Испод задних крыльев кремово-белый с двумя неровными кремовыми полосами, наружная полоса с темными пятнами. Цинксия по внешнему виду сходна с окраской верха аталии, но по наружному краю заднего крыла у нее нет пятен.

Размеры. Размах крыльев до 4 см. Длина переднего крыла 18-21 мм.

Ареал вида. Северо-западная Африка, Европа, Передняя и Средняя Азия, Северный, Восточный и Юго-восточный Казахстан, Южная Сибирь, Забайкалье, Монголия, Северный Китай.

Распространение по регионам России. Волго-Донский, Восточно-Кавказский, Горно-Алтайский, Европейский Северо-Западный, Европейский Центрально-Черноземный, Европейский Центральный, Европейский южно-таежный, Забайкальский, Западно-Кавказский, Калининградский, Красноярский, Нижне-Амурский, Нижневолжский, Предалтайский, Предбайкальский, Прибайкальский, Приморский, Средне-Амурский, Средне-Волжский, Средне-Уральский, Тувинский, Южно-Западносибирский, Южно-Уральский, Южно-Якутский.

Распространение в Восточной Европе. Вид встречается по всей Восточной Европе (кроме тундр и пустынь), но везде довольно локален. На север ареал вида достигает Ленинградской и Костромской областей, а на востоке – Сюмсинского района Удмуртии. Локально по интразональным биотопам, в поймах рек встречается в средней полосе России.

Местообитания. Предпочитает сухие возвышенности, где летает по разнотравным лугам, лесным опушкам, полянам, обочинам дорог, берегам рек.

Жизненный цикл. В умеренной зоне Европы развивается в одном поколении. Бабочки активны с конца мая по конец июня. На юге региона часто появляется второе поколение, бабочки которого летают с августа по октябрь.

Размножение. Самка откладывает яйца группами на нижнюю сторону листьев кормовых растений.
Сразу же после выхода из яиц (как правило, в июле) гусеницы приступают к созданию паутинных гнезд; осенью гнезда укрепляются растительными остатками, в этих гнездах гусеницы зимуют и развиваются по май следующего года.
Окукливаются на нижней части кормового растения вблизи поверхности земли головой вниз. Стадия куколки – 14-16 дней.

Кормовые растения гусениц. Centaurea jacea – василек луговой, Centaurea sp. – василек, Hieracium pilosella – ястребиночка обыкновенная, Plantago lanceolata – подорожник ланцетовидный, Plantago major – подорожник большой, Plantago media – подорожник средний, Plantago sp. – подорожник, Veronica teucrium – вероника широколистная, Veronica sp. – вероника, Viola sp. – фиалка.

Время лёта. Май (2-3 декада), Июнь, Август, Сентябрь.

Особенности систематики. В Восточной Европе представлен номинативным подвидом. Подвиды, описанные из разных точек рассматриваемой территории (Melitaea cinxia sacarina Fruhstorfer, 1917 – типовое место – "Саратов", Melitaea cinxia karavajevi Obraztsov, 1936 – типовое место – Журовка, Херсонская обл. Украины), являются инфраподвидовыми формами, так как вид сильно изменчив фенотипически по всему своему ареалу.

На страницах нашего сайта Вы также можете почитать учебник по энтомологии: Введение, Предмет и задачи энтомологии, Краткий очерк истории энтомологии, Основные принципы систематики насекомых, Строение насекомых, Нервная деятельность насекомых, Размножение насекомых, Развитие насекомых, Жизненные циклы, Диапауза, Защитные приспособления и общественный образ жизни, Питание и кормовая специализация насекомых, Распространение насекомых, Колебания численности насекомых, а также познавательную книгу д.б.н. В.А.Кривохатского "Муравьиный лев".

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: