ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ДНЕВНЫЕ БАБОЧКИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии, физиологии и экологии дневных бабочек: этимология названия, общая численность бабочек, размеры бабочек, морфология бабочек: строение тела, строение крыльев бабочек, внутренние органы, пигменты и окраска крыльев бабочек, полиморфизм окраски, физиология бабочек: полёт, питание, размножение, жизненный цикл бабочек, куколка и имаго, распространение бабочек, экология бабочек, территориальное поведение и миграции бабочек, взаимоотношения с другими организмами, защита от хищников, роль бабочек в природе, систематика и классификация бабочек, охрана чешуекрылых, чешуекрылые и человек, экономическое значение бабочек, чешуекрылые в культуре человечества.

Отряд Чешуекрылые – Lepidoptera Надсемейство Булавоусые – Papilionoidea Семейство Нимфалиды – Nymphalidae Роды Перламутровки – Argynnis, Fabriciana и Clossiana

Перламутровка большая
Argynnis paphia (Linnaeus, 1758)

Silver-washed Fritillary

Перламутровка большая - Argynnis paphia, перламутровка большая лесная, перламутровка пафия, Пафия, Argynnis paphia argyrorrhytes, Argynnis paphia talassata, Argynnis paphia butleri, Argynnis immaculata, Argynnis valesina, Papilio paphia, P. anargyra

Происхождение названия. Пафия (римская мифология) – "Пафосская богиня" – Венера, самая популярная из римских богинь, символ любви и красоты.

Синонимы. Перламутровка большая лесная, перламутровка пафия, Пафия, = Argynnis paphia argyrorrhytes Seitz, [1909] = Argynnis paphia talassata Fruhstorfer, 1908 = Argynnis paphia butleri Krulikovsky, 1909 = Argynnis immaculata Bellier, 1862 = Argynnis valesina Esper, [1798] = Papilio paphia Linnaeus, 1758 = anargyra Staudinger, 1871.

Внешний вид. Передние крылья самцов с группами выступающих андрокониальных чешуек по четырем жилкам. Задние крылья снизу зеленоватые, с поперечными серебристо-белыми полосами. Среди самок нередка форма (vcilesina) с сероватым фоном крыльев.

Размеры. Размах крыльев до 7 см. Длина переднего крыла 27-36 мм.

Ареал вида. Умеренный пояс Евразии и Алжир в Северо-Западной Африке.

Распространение по регионам России. Волго-Донский, Восточно-Кавказский, Горно-Алтайский, Европейский Северо-Восточный, Европейский Северо-Западный, Европейский Центрально-Черноземный, Европейский Центральный, Европейский южно-таежный, Забайкальский, Западно-Кавказский, Калининградский, Карельский, Красноярский, Нижне-Амурский, Нижневолжский, Предалтайский, Предбайкальский, Прибайкальский, Приморский, Сахалинский, Северо-Енисейский, Северо-Уральский, Средне-Амурский, Средне-Волжский, Средне-Охотоморский, Средне-Уральский, Среднеобский, Тувинский, Южно-Западносибирский, Южно-Курильский, Южно-Уральский, Южно-Якутский.

Распространение в Восточной Европе. Обычнейший вид почти на всей территории Восточной Европы. Северная граница ареала проходит немного южнее полярного круга, однако, известны находки залетных особей и севернее. Почти не встречается в степях и полупустынях, поэтому единичные экземпляры, отмеченные в среднестепной и сухостепной подзонах степной зоны Украины и в Каспийской низменности следует относить, вероятно, к мигрантам.

Местообитания. Лесные опушки, поляны, обочины лесных дорог, лесополосы, берега рек, закустаренные горные склоны, нередок в урбанизированных биотопах: в лесопарках и садах. Обитает во всех типах лесов. Поднимается в горы выше 2000 м над ур. м.

Жизненный цикл. Развивается в одном поколении, имаго летают с середины июня-начала июля до конца августа. Взрослые бабочки живут около 4 недель, ночуют под пологом леса, прикрепившись под листьями.

Размножение. Самка откладывает яйца довольно необычным способом: сначала она садится на ствол дерева, чаще всего сосны, на высоте около 1,5 м над поверхностью земли и откладывает одно яйцо, далее взлетает и усаживается приблизительно на метр выше и откладывает следующее, и так до высоты около 4-4,5 м; ствол самка облетает по спирали, поэтому яйца могут быть отложены на ствол с любой стороны света. Затем самка перелетает на следующее дерево и повторяет аналогичную операцию, только иногда она откладывает яйца непосредственно на кормовое растение, общая плодовитость самки – до 100 яиц. Подобный способ яйцекладки описан и из стран Скандинавии.
Гусеницы выходят из яйца в конце августа – сентябре, уходят на зимовку на первом или втором возрастах, иногда полностью сформировавшаяся гусеница зимует в оболочке яйца до весны следующего года. Весной питаются на различных фиалках. В последнем возрасте гусеницы бурые, с двойной желтой полосой на спине; шипы длинные, буро-красные, с темными вершинами.
Стадия куколки – около 18-20 дней.

Кормовые растения гусениц. Malus domestica – яблоня домашняя, Malus sp. – яблоня, Rubus caesius – ежевика, Rubus idaeus – малина, Rubus sp. – малина, Viola canina – фиалка собачья, Viola odorata – фиалка душистая, Viola riviniana – фиалка Ривиниуса, Viola sp. – фиалка.

Время лёта. Июнь (2-3 декада), Июль, Август.

Охранный статус. Состояние восточно-европейских популяций не вызывает опасения, однако вид был включен в Красную книгу Смоленской области, Россия (1997) (4 категория).

Особенности систематики. В Восточной Европе вид представлен номинативным евро-урало-кавказским подвидом. Наряду с типовой формой самок изредка встречается форма valesina Esper с более темной, серо-зеленой окраской основного фона верха крыльев. Подвиды, описанные из различных частей европейской России (Argynnis paphia butleri Krulikovsky, 1909 – типовое место – Вятка, северная Россия; Argynnis paphia thalassata Fruhstorfer, 1908 – типовое место – Саратов, юг европейской части России; Argynnis paphia argyrorrhytes Seitz, [1909] – типовое место – Железноводск, Ставропольский край России) являются, скорее всего, лишь широтными или индивидуальными формами номинативного подвида, так как нет географических или экологических препятствий для панмиксии в популяциях вида на всем протяжении ареала в европейской части России.
Из Корсики и Сардинии известен подвид immaculata Bell., для которого характерны сильно редуцированные перевязи на исподе задних крыльев.

На страницах нашего сайта Вы также можете почитать учебник по энтомологии: Введение, Предмет и задачи энтомологии, Краткий очерк истории энтомологии, Основные принципы систематики насекомых, Строение насекомых, Нервная деятельность насекомых, Размножение насекомых, Развитие насекомых, Жизненные циклы, Диапауза, Защитные приспособления и общественный образ жизни, Питание и кормовая специализация насекомых, Распространение насекомых, Колебания численности насекомых, а также познавательную книгу д.б.н. В.А.Кривохатского "Муравьиный лев".

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: