ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ДНЕВНЫЕ БАБОЧКИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии, физиологии и экологии дневных бабочек: этимология названия, общая численность бабочек, размеры бабочек, морфология бабочек: строение тела, строение крыльев бабочек, внутренние органы, пигменты и окраска крыльев бабочек, полиморфизм окраски, физиология бабочек: полёт, питание, размножение, жизненный цикл бабочек, куколка и имаго, распространение бабочек, экология бабочек, территориальное поведение и миграции бабочек, взаимоотношения с другими организмами, защита от хищников, роль бабочек в природе, систематика и классификация бабочек, охрана чешуекрылых, чешуекрылые и человек, экономическое значение бабочек, чешуекрылые в культуре человечества.

Отряд Чешуекрылые – Lepidoptera Надсемейство Булавоусые – Papilionoidea Семейство Нимфалиды – Nymphalidae Роды Перламутровки – Argynnis, Fabriciana и Clossiana

Перламутровка ниобея
Argynnis niobe (Linnaeus, 1758)

Niobe Fritillary

Перламутровка ниобея - Argynnis niobe, перламутровка ниоба, Ниоба, Argynnis niobe gigantea, Fabriciana niobe, Papilio niobe, P. herse, P. pelopia, P. cleodoxa

Происхождение названия. Ниоба (греческая мифология) – дочь Тантала, жена фиванского царя Амфиона, потерявшая всех своих детей за оскорбление Латоны, матери Аполлона и Артемиды.

Синонимы. Перламутровка ниоба, Ниоба, = Argynnis niobe gigantea Staudinger, 1871 = Fabriciana niobe = Papilio niobe Linnaeus, 1758 = herse (Hufnagel, 1766) = pelopia (Borkhausen, 1788) = Papilio cleodoxa Esper, 1789.

Внешний вид. Передние крылья самцов сверху без групп выступающих чешуек по жилкам. Задние крылья снизу светло-охристые, с буроватым напылением и рядами крупных серебристых или светло-охристых (форма eris) пятен, очерченных четкими черными скобками; в постдискальной области имеются 3–5 бурых глазков.
Внешне ниобея схожа с красной перламутровкой (адиппой), отличие заключается в более светлой окраске крыльев и более закругленной форме вершин передних крыльев у ниобеи. Зато у адиппы более четко выражена цепочка лунок, а перламутровые пятна на исподе задних крыльев – крупнее. Для самок f. obscura Spul. характерна более темная окраска, а представители f. eris Meig. и вовсе обходятся без перламутровых пятен на нижней поверхности задних крыльев, которых здесь заменяют светло-желтые или желто-коричневые пятнышки. В последнем случае опять усматривается сходство с красной преламутровкой, у которой известна форма cleodoxa Ochs., также лишенная перламутровых пятен.

Размеры. Размах крыльев до 7 см. Длина переднего крыла 23-33 мм.

Ареал вида. Умеренный пояс Евразии.

Распространение по регионам России. Волго-Донский, Восточно-Кавказский, Горно-Алтайский, Европейский Северо-Восточный, Европейский Северо-Западный, Европейский Центрально-Черноземный, Европейский Центральный, Европейский южно-таежный, Западно-Кавказский, Калининградский, Карельский, Красноярский, Предалтайский, Предбайкальский, Средне-Волжский, Средне-Уральский, Среднеобский, Южно-Западносибирский, Южно-Уральский, Южно-Якутский.

Распространение в Восточной Европе. Широко распространен по всей Европе, не заходя севернее 61 градуса северной широты. На северо-западе европейской части России ареал достигает Ленинградской области (Луга, Комарово), на северо-востоке вид известен с юга республики Коми (Летка, Объячево). На юге ареал вида ограничен границами лесного пояса. На Украине, как правило, не встречается в лесостепной и степной зоне. На востоке Европейской части России распространяется на юг от Южного Урала по Приволжской возвышенности, и далее, проходя вдоль восточного побережья Черного моря (по Ростовской области, "охватывает" весь Северный Кавказ (отсутствует лишь на северо-западе, в районе Новороссийска. Обитает также в Крымских горах.

Местообитания. Лесные опушки, поляны, обочины лесных дорог, берега рек, сырые и мезофильные луга. Поднимается в горы до 2000 м над ур. м. На юге России встречается в основном по сухим остепненным лугам и меловым обнажениям, в то время как, например, на Украине вид связан почти исключительно с полянами и опушками сосновых и смешанных лесов. В Крыму обитает на полянах горных широколиственных лесов.

Жизненный цикл. Развивается в одном поколении, лет бабочек – с середины июня по август.

Размножение. Самка откладывает около 100 яиц. Часть яиц остается зимовать и тогда зимует полностью сформировавшаяся гусеница в оболочке яйца.
Гусеницы начинают активно питаться в марте-апреле, завершая развитие к маю, большую часть времени живут в укрытии из листьев, покидая его только на время питания. Гусеницы бурые, с крупными черными пятнами па боках и беловатой линией вдоль спины; шипы светло-серые. С весны живут на фиалках.
Окукливается гусеница в мае-июне внутри просторного кокона, прикрепленного на стебель растения вблизи поверхности земли. Стадия куколки – около 4 недель.

Кормовые растения гусениц. Plantago sp. – подорожник, Viola hirta – фиалка жестковолосистая, Viola odorata – фиалка душистая, Viola palustris – фиалка болотная, Viola sp. – фиалка.

Время лёта. Июнь (2-3 декада), Июль, Август.

Особенности систематики. Как и у близкого вида Argynnis adippe, у A. niobe наряду с типичной формой, встречается форма без серебристых пятен на исподе задних крыльев – eris Meigen. Для бабочек из южной части ареала был описан подвид Argynnis niobe gigantea Staudinger, 1871, который, по нашему мнению, следует считать лишь широтной формой, так как вид довольно изменчивый, разрыва ареала на территории европейской части России нет, а наблюдается мягкая неустойчивая клинальная изменчивость, связанная с широтным изменениями климата.

На страницах нашего сайта Вы также можете почитать учебник по энтомологии: Введение, Предмет и задачи энтомологии, Краткий очерк истории энтомологии, Основные принципы систематики насекомых, Строение насекомых, Нервная деятельность насекомых, Размножение насекомых, Развитие насекомых, Жизненные циклы, Диапауза, Защитные приспособления и общественный образ жизни, Питание и кормовая специализация насекомых, Распространение насекомых, Колебания численности насекомых, а также познавательную книгу д.б.н. В.А.Кривохатского "Муравьиный лев".

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: