ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ДНЕВНЫЕ БАБОЧКИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии, физиологии и экологии дневных бабочек: этимология названия, общая численность бабочек, размеры бабочек, морфология бабочек: строение тела, строение крыльев бабочек, внутренние органы, пигменты и окраска крыльев бабочек, полиморфизм окраски, физиология бабочек: полёт, питание, размножение, жизненный цикл бабочек, куколка и имаго, распространение бабочек, экология бабочек, территориальное поведение и миграции бабочек, взаимоотношения с другими организмами, защита от хищников, роль бабочек в природе, систематика и классификация бабочек, охрана чешуекрылых, чешуекрылые и человек, экономическое значение бабочек, чешуекрылые в культуре человечества.

Отряд Чешуекрылые – Lepidoptera Надсемейство Булавоусые – Papilionoidea Семейство Бархатницы – Satyridae Род Буроглазки – Lasiommata

Бархатка
Lasiommata maera (Linnaeus, 1758)

Large Wall Brown

Бархатка - Lassiomata maera, Краеглазка мэра, буроглазка большая, краеглазка большая, печальная краеглазка, власоглазка мэра, Lasiommata hiera, Lasiommata aera jachontovi, Lasiommata  maera crimaea, Lasiommata monotonia, Papilio maera, P. hiera, Pararge maera silymbria

Происхождение названия. Мэра (греческая мифология) – одна из пятидесяти дочерей морского бога Нерея, подруга Артемиды.

Синонимы. Краеглазка мэра, буроглазка большая, краеглазка большая, печальная краеглазка, власоглазка мэра, = Lasiommata hiera Fabricius, 1777 = Lasiommata aera jachontovi Sheljuzhko, 1937 = Lasiommata maera crimaea (Bang-Haas, 1907) = Lasiommata monotonia Schilde, 1885 = Papilio maera Linnaeus, 1758 = hiera (Fabricius, 1777) = Pararge maera silymbria Fruhstorfer, 1909.

Внешний вид. Верх коричневый с оранжевым пятном, на котором расположено одно или несколько глазчатых пятен с белыми ядрышками, однако у видов в юго-западной Европе передние крылья большей частью оранжевые. На переднем крыле самца заметно темное андрокониальное поле. На задних крыльях по три глазка. Испод передних крыльев напоминает окраску верхней стороны, на задних крыльях пестрый серый рисунок.

Размеры. Размах крыльев до 6 см. Длина переднего крыла 21-29 мм.

Ареал вида. Северная Африка, Европа, Передняя Азия, юг Сибири на восток до Прибайкалья, горы Юго-восточного (Джунгарский Алатау) и Восточного Казахстана, Северный Тянь-Шань.

Распространение по регионам России. Волго-Донский, Восточно-Кавказский, Горно-Алтайский, Европейский Северо-Восточный, Европейский Северо-Западный, Европейский Центрально-Черноземный, Европейский Центральный, Европейский южно-таежный, Западно-Кавказский, Калининградский, Карельский, Красноярский, Предалтайский, Средне-Волжский, Средне-Уральский, Среднеобский, Южно-Западносибирский, Южно-Уральский.

Распространение в Восточной Европе. Встречается повсеместно на всей территории Восточной Европы вплоть до подзоны средней тайги в Карелии, юга республики Коми и Северного Урала. Локально встречается в Венгрии и Центральной Польше. На юго-востоке европейской России вид связан преимущественно с поймами крупных рек. В Нижнем Поволжье на юг встречается вплоть до Волгоградской области, а в Ростовской области очень локален, отмечен у населенных пунктов Шахты, Таганрог, Ефремово-Степановская, Каменный Брод. На Кавказе обитает по всему лесному поясу от черноморского побережья и Нагорно-Кубанского региона до Дагестана.

Местообитания. В тайге и в средней полосе – лесные опушки, поляны, обочины лесных дорог, разнотравные луга, просеки в хвойных и смешанных лесах. На Кавказе – затененные луга в дубравах. Держится под пологом леса, тенелюбив.

Жизненный цикл. На севере ареала в лесном поясе вид развивается в одном поколении, имаго летают с середины июня по середину августа. Южнее в лесостепях и степях обычно две генерации и тогда бабочки появляются с начала мая и летают почти без перерыва по середину сентября.

Размножение. Самка откладывает одно или группу из нескольких яиц (чаще по два-три) на листья некоторых злаков (овсяницы). Гусеница развивается, зимуя, с середины июля по май следующего года. Окукливается на растении или почве. Внешность куколок отличается у разных полов – для самок характерны темно-зеленые, а для самцов – желто-зеленые куколки.

Кормовые растения гусениц. Calamagrostis arundinacea – вейник тростниковидный, Calamagrostis epigejos – вейник наземный, Calamogrostis sp. – вейник, Deschampsia flexuosa – луговик извилистый, Deschampsia sp. – луговик, щучка, Festuca ovina – овсяница овечья, Festuca rubra – овсяница красная, Festuca sp. – овсяница, Glyceria fluitans – манник плавающий, Hordeum murinum – ячмень мышиный, Luzula luzuloides – ожика беловатая, Nardus stricta – белоус торчащий.

Время лёта. Май, Июнь, Июль, Август, Сентябрь (1-2 декада).

Особенности систематики. Очень изменчивый вид, характер окраски крыльев которого меняется в зависимости от сезона и широты распространения. Для особей из средней полосы, которые развивались в жаркий и сухой сезон, характерно увеличение светлых перевязей на крыльях, и по внешнему виду такие экземпляры очень напоминают особи, относимые к южным крымским (Lasiommata maera crimaea (Bang-Haas, 1907)) или кавказским (Lasiommata maera jachontovi Sheljuzhko, 1937) подвидам. Бабочки с высокогорий Кавказа (1800-2000 м над ур.м.) слабо отличаются от особей, например, с севера Беларуси, а светлых имаго из Дагестана вообще можно отнести к армянскому (Lasiommata maera armeniaca Sheljuzhko, 1937) подвиду. Все описанные подвиды вполне вписываются в индивидуальную изменчивость вида и трудно обнаружить признаки, надежно отличающие один подвид от другого. Также трудно проследить границу распространения вышеуказанных подвидов, так как ареал вида не имеет разрывов.

На страницах нашего сайта Вы также можете почитать учебник по энтомологии: Введение, Предмет и задачи энтомологии, Краткий очерк истории энтомологии, Основные принципы систематики насекомых, Строение насекомых, Нервная деятельность насекомых, Размножение насекомых, Развитие насекомых, Жизненные циклы, Диапауза, Защитные приспособления и общественный образ жизни, Питание и кормовая специализация насекомых, Распространение насекомых, Колебания численности насекомых, а также познавательную книгу д.б.н. В.А.Кривохатского "Муравьиный лев".

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:

: ml prostitutki : [ stl ] [ pp ]