ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ДНЕВНЫЕ БАБОЧКИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии, физиологии и экологии дневных бабочек: этимология названия, общая численность бабочек, размеры бабочек, морфология бабочек: строение тела, строение крыльев бабочек, внутренние органы, пигменты и окраска крыльев бабочек, полиморфизм окраски, физиология бабочек: полёт, питание, размножение, жизненный цикл бабочек, куколка и имаго, распространение бабочек, экология бабочек, территориальное поведение и миграции бабочек, взаимоотношения с другими организмами, защита от хищников, роль бабочек в природе, систематика и классификация бабочек, охрана чешуекрылых, чешуекрылые и человек, экономическое значение бабочек, чешуекрылые в культуре человечества.

Отряд Чешуекрылые – Lepidoptera Надсемейство Булавоусые – Papilionoidea Семейство Бархатницы – Satyridae Род Сенницы – Coenonympha

Сенница обыкновенная
Coenonympha pamphilus (Linnaeus, 1758)

Small Heath

Сенница обыкновенная - Coenonympha pamphilus, сенница памфил, малый желтый сатир, Coenonympha pamphilus marginata, Coenonympha pamphilus lyllus, Papilio pamphilus

Происхождение названия. Памфил – ученик Платона.

Синонимы. Сенница памфил, малый желтый сатир, = Coenonympha pamphilus marginata Heyne, [1894] = Coenonympha pamphilus lyllus (Esper, 1805) = Papilio pamphilus Linnaeus, 1758.

Внешний вид. Цвет верха охристо-желтый, испода – тот же желтый, только еще ярче. На исподе каждого из задних крыльев – размытая белая перевязь. Отличительный от других видов этого рода признак – отсутствие свинцового цвета линии на исподе задних крыльев.

Размеры. Размах крыльев до 3 см. Длина переднего крыла 14-17 мм.

Ареал вида. Внетропическая Евразия – вся Европа, на севере доходит до Северной Скандинавии, но в Англии и Ирландии этой бабочки нет. Встречается на Кавказе и в Западной Сибири, а также в Азии – не только в Центральной или Средней, но и в Малой.

Распространение по регионам России. Волго-Донский, Восточно-Кавказский, Горно-Алтайский, Европейский Северо-Восточный, Европейский Северо-Западный, Европейский Центрально-Черноземный, Европейский Центральный, Европейский южно-таежный, Западно-Кавказский, Калининградский, Карельский, Кольский, Красноярский, Нижневолжский, Предалтайский, Средне-Волжский, Средне-Уральский, Среднеобский, Тувинский, Южно-Западносибирский, Южно-Уральский.

Распространение в Восточной Европе. Обычный и широко распространенный вид, который, кроме зоны северных тундр, встречается по всей территории Восточной Европы.

Местообитания. Эврибионт. Встречается в разнообразных биотопах: луга разных типов, лесные опушки, поляны, вырубки, обочины дорог, придорожные кюветы, берега рек, степи, пустыри, пастбища, сельскохозяйственные угодья, сады, парки, территории городов и поселков и т.д. Отмечен нами также на таких малопригодных для развития булавоусых чешуекрылых биотопах, как песчаные морские побережья Черного моря и сопуствующие им солончаки. Полет медленный, неровный; бабочка часто садится на цветы и стебли трав.

Жизненный цикл. Количество поколений зависит от широты и сезонных условий. На севере ареала развивается одно поколение и пик лет бабочек приходится на июль. В средней полосе поколений обычно два, и лет имаго продолжается с середины мая до третьей декады июня и с середины июля до середины сентября. На юге региона и в теплые годы бывает до трех поколений, и сроки лета имаго двух последних могут перекрываться и затягиваться до начала октября.

Размножение. Гусеницы последнего поколения развиваются с зимовкой с июля-сентября по апрель-май следующего года, предпочитают питаться ночью. Они зеленые, с двойной беловатой спинной линией.
Куколка зеленая, с черноватым рисунком. Окукливаются вблизи поверхности почвы.

Кормовые растения гусениц. Anthoxanthum odoratum – пахучеколостник, Brachypodium sp. – коротконожка, Cynosurus cristatus – гребенник обыкновенный, Dactylis glomerata – ежа сборная, Dactylis sp. – ежа, Deschampsia cespitosa – щучка, Deschampsia flexuosa – луговик извилистый, Deschampsia sp. – луговик, щучка, Festuca ovina – овсяница овечья, Festuca rubra – овсяница красная, Festuca sp. – овсяница, Nardus stricta – белоус торчащий, Poa annua – мятлик однолетний, Poa sp. – мятлик.

Время лёта. Апрель (3 декада), Май, Июнь, Июль, Август, Сентябрь, Октябрь (1 декада).

Особенности систематики. В Восточной Европе представлен европейским номинативным подвидом. Вид характеризуется большой индивидуальной и сезонной изменчивостью и представлен широким диапазоном более или менее различных форм, которые необходимо рассматривать на инфраподвидовом уровне.

На страницах нашего сайта Вы также можете почитать учебник по энтомологии: Введение, Предмет и задачи энтомологии, Краткий очерк истории энтомологии, Основные принципы систематики насекомых, Строение насекомых, Нервная деятельность насекомых, Размножение насекомых, Развитие насекомых, Жизненные циклы, Диапауза, Защитные приспособления и общественный образ жизни, Питание и кормовая специализация насекомых, Распространение насекомых, Колебания численности насекомых, а также познавательную книгу д.б.н. В.А.Кривохатского "Муравьиный лев".

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: