ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ДНЕВНЫЕ БАБОЧКИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии, физиологии и экологии дневных бабочек: этимология названия, общая численность бабочек, размеры бабочек, морфология бабочек: строение тела, строение крыльев бабочек, внутренние органы, пигменты и окраска крыльев бабочек, полиморфизм окраски, физиология бабочек: полёт, питание, размножение, жизненный цикл бабочек, куколка и имаго, распространение бабочек, экология бабочек, территориальное поведение и миграции бабочек, взаимоотношения с другими организмами, защита от хищников, роль бабочек в природе, систематика и классификация бабочек, охрана чешуекрылых, чешуекрылые и человек, экономическое значение бабочек, чешуекрылые в культуре человечества.

Отряд Чешуекрылые – Lepidoptera Надсемейство Булавоусые – Papilionoidea Семейство Бархатницы – Satyridae Род Чернушки – Erebia

Чернушка кофейная
Erebia ligea (Linnaeus, 1758)

Arran Brown

Чернушка кофейная - Erebia ligea, чернушка лигия, Лигея, коричневый сатир, Erebia ligea meridionalis, Erebia ligea kamensis, Erebia ligea dovrensis, Papilio ligea

Происхождение названия. Лигея (греческая мифология) – нимфа пинейской богини Кирены.

Синонимы. Чернушка лигия, Лигея, коричневый сатир, = Erebia ligea meridionalis Goltz, 1926 = Erebia ligea kamensis Krulikovsky, 1909 = Erebia ligea dovrensis Strand, 1902 = Papilio ligea Linnaeus, 1758.

Внешний вид. Крылья сверху с красновато-коричневой постдискальной перевязью, на которой расположены по 3-4 черных глазка на каждом крыле. Бахромка пестрая. Передние крылья самцов с узким андрокониальным полем в центре крыла, хорошо видимым на просвет. Глазки передних крыльев имеют голубые или белые ядра у обоих полов, глазки задних могут иметь ядра, а могут и не иметь – последний случай часто бывает с самцами. У лигеи описано множество форм.

Размеры. Размах крыльев до 5 см. Длина переднего крыла 19-27 мм.

Ареал вида. Северная Европа, лесная зона Центральной и Восточной Европы, Урал, Сибирь, Камчатка, Япония.

Распространение по регионам России. Волго-Донский, Горно-Алтайский, Европейский Северо-Восточный, Европейский Северо-Западный, Европейский Центрально-Черноземный, Европейский Центральный, Европейский южно-таежный, Забайкальский, Калининградский, Камчатский, Карельский, Кольский, Красноярский, Нижне-Амурский, Предалтайский, Предбайкальский, Прибайкальский, Приморский, Сахалинский, Северо-Охотоморский, Северо-Уральский, Средне-Амурский, Средне-Волжский, Средне-Охотоморский, Средне-Уральский, Среднеобский, Тувинский, Южно-Западносибирский, Южно-Уральский, Южно-Якутский.

Распространение в Восточной Европе. В Восточной Европе широко распространен в лесной и лесотундровой зоне от Скандинавии, Кольского полуострова и Прибалтики вплоть до Урала. В Беларуси найден только в Минской и Витебской областях. В южном направлении после разрыва ареала в Центральной Польше вновь появляется в Карпатах. Локальные, но достаточно стабильные популяции вида известны в средней полосе России вплоть до Среднего Урала. На Урале, а также в Карелии местами обычен Южная граница распространения в России проходит по Пензенской области(2) и Татарстану. По старым данным известен из окрестностей города Матвеев-Курган в Ростовской области.

Местообитания. В Восточной Европе встречается в различных биотопах. В Мурманской области это березняки, опушки с луговой растительностью, в Хибинах – криволесье из березы извилистой. На севере Ленинградской области и юге Карелии бабочки летают по сухим опушкам сосновых лесов. В тайге нередко встречается по олиготрофным болотам. В Северной Карелии наблюдались также на сухих злаковых лугах у беломорской литорали. В лесном поясе Польши, Прибалтики, Беларуси и России локален, местами обитания вида являются лесные опушки, поляны, обочины дорог в сырых лесах с обязательным присутствием ели. На Урале встречается в горно-лесном и подгольцовом поясе. В Карпатах и Закарпатье распространен на лесных опушках и полянах, вырубках, просеках, на высотах от 150 до 1900 м над ур.м.

Жизненный цикл. Вид развивается в одном поколении и для него характерен бициклизм развития. Лет имаго в северной части ареала наблюдается с середины июля до середины августа по четным годам, крайне редко бывают "срывы" годичных циклов и вид отмечается в нечетные года (в Прибалтике). В Украинских Карпатах лет начинается с 20 июня и продолжается до конца августа, пик численности наблюдается в июле.

Размножение. Самка откладывает одиночные яйца у основания различных злаков.
Молодые гусеницы зимуют, причем большинство из них – дважды. Цвет туловища имеют уныло-монотонный, желто-серый, разбавляет всю это серость лишь желто-бурая спинная полоса со светлой каймой. Голова, опять же, желто-серая, с двумя белыми поперечными полосами.
Окукливается в подстилке или в пазухах листьев у самой земли. Куколка бурая, свободно располагается на земле. Форма – овальная, цвет – желтоватый.

Кормовые растения гусениц. Calamogrostis sp. – вейник, Carex sylvatica – осока лесная, Carex sp. – осока, Deschampsia cespitosa – щучка, Deschampsia sp. – луговик, щучка, Digitaria sanguinalis – росичка кроваво-красная, Milium effusum – бор развесистый, Milium sp. – бор, Panicum sp. – просо, Poa sp. – мятлик.

Время лёта. Июнь (3 декада), Июль, Август.

Особенности систематики. В Восточной Европе представлен центрально-евро-сибирским номинативным подвидом. Для территории Cеверной и Cеверо- Восточной Европы был описан ряд подвидов: Erebia ligea dovrensis Strand, 1902 для северной Фенноскандии, Erebia ligea meridionalis Goltz, 1926 для Польши, Erebia ligea kamensis Krulikovsky, 1909 для Южного Урала. Выделение вышеперечисленных подвидов сомнительно, а потому более крупных и ярких особей следует рассматривать как широтные или сезонные инфраподвидовые формы номинативного подвида.

На страницах нашего сайта Вы также можете почитать учебник по энтомологии: Введение, Предмет и задачи энтомологии, Краткий очерк истории энтомологии, Основные принципы систематики насекомых, Строение насекомых, Нервная деятельность насекомых, Размножение насекомых, Развитие насекомых, Жизненные циклы, Диапауза, Защитные приспособления и общественный образ жизни, Питание и кормовая специализация насекомых, Распространение насекомых, Колебания численности насекомых, а также познавательную книгу д.б.н. В.А.Кривохатского "Муравьиный лев".

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: