ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ДНЕВНЫЕ БАБОЧКИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии, физиологии и экологии дневных бабочек: этимология названия, общая численность бабочек, размеры бабочек, морфология бабочек: строение тела, строение крыльев бабочек, внутренние органы, пигменты и окраска крыльев бабочек, полиморфизм окраски, физиология бабочек: полёт, питание, размножение, жизненный цикл бабочек, куколка и имаго, распространение бабочек, экология бабочек, территориальное поведение и миграции бабочек, взаимоотношения с другими организмами, защита от хищников, роль бабочек в природе, систематика и классификация бабочек, охрана чешуекрылых, чешуекрылые и человек, экономическое значение бабочек, чешуекрылые в культуре человечества.

Отряд Чешуекрылые – Lepidoptera Надсемейство Булавоусые – Papilionoidea Семейство Голубянки – Lycaenidae

Малинница
Callophrys rubi (Linnaeus, 1758)

Green Hairstreak

Малинница - Callophrys rubi, голубянка малинная, малинница обыкновенная, Papilio rubi, P. caecus, P. suaveola, P. nordlandica, P. intermedia, P. minor, P. major, P. connexa, P. bipunctata, P. incompleta, P. inferopunctata, P. pallida, P. brunnea, P. suffusa, P. olivacea, P. cinerascens, P. leucosticta, P. amphichloros, P. herculeana, P. androflavus

Происхождение названия. Rubus (с латинского) – названия рода малина, одно из 20 кормовых растений гусениц.

Синонимы. Голубянка малинная, малинница обыкновенная, = Papilio rubi Linnaeus, 1758 = caecus (Geoffroy, 1785) = suaveola (Staudinger, 1881) = nordlandica (Strand, 1901) = intermedia Tutt, [1907] = minor Tutt, [1907] = major Tutt, [1907] = connexa Tutt, [1907] = bipunctata Tutt, [1907] = incompleta Tutt, [1907] = inferopunctata Tutt, [1907] = pallida Tutt, [1907] = brunnea Tutt, [1907] = suffusa Tutt, [1907] = olivacea Blachier, 1909 = cinerascens Rebel, [1909] = leucosticta Stauder, 1923 = amphichloros Cabeau, 1923 = herculeana Pfeiffer, 1927 = androflavus Capuse, 1963.

Внешний вид. Крылья сверху темно-бурые, снизу – темно-зеленые, близкие к цвету молодых листочков. Подвид ssp. borealis Krul. характерен для северной части ареала – испод крыльев у этого подвида не чисто-, а желто-зеленый.

Размеры. Размах крыльев до 3 см. Длина переднего крыла 12-16 мм.

Ареал вида. Северная Африка, умеренный пояс Евразии.

Распространение по регионам России. Волго-Донский, Горно-Алтайский, Европейский Северо-Восточный, Европейский Северо-Западный, Европейский Центрально-Черноземный, Европейский Центральный, Европейский южно-таежный, Забайкальский, Западно-Кавказский, Западно-Якутский, Калининградский, Камчатский, Карельский, Кольский, Красноярский, Ненецко-Новоземельский тундровый, Нижне-Амурский, Нижневолжский, Нижнеобский, Предалтайский, Предбайкальский, Прибайкальский, Приморский, Сахалинский, Северо-Енисейский, Северо-Охотоморский, Северо-Уральский, Средне-Амурский, Средне-Волжский, Средне-Охотоморский, Средне-Уральский, Среднеобский, Тувинский, Чукотский(?), Южно-Западносибирский, Южно-Курильский, Южно-Уральский, Южно-Якутский.

Распространение в Восточной Европе. Обычен почти на всей территории Восточной Европы. Не обнаружен в южных областях Украины. На север ареал вида достигает Полярного Урала, северо-запада Кольского полуострова. В России отсутствует в степном Предкавказье, в горах Большого Кавказа, в зоне пустынь, а на юго-востоке – локален и связан с кустарниковыми ассоциациями в степях различных типов. В европейской части самыми южными находками следует считать популяции в окрестностях Нижнего Баскунчака в Астраханской области, в Среднеахтубинском районе Волгоградской области в Нижнем Поволжье, а также в Ростовской области, где встречается как в крупных урбоценозах (Ростов, Сальск), так и на периферии области.

Местообитания. Опушки, разреженные кустарниковые перелески, верховые болота и окраины болот в лесах разных типов. На Украине встречается на полянах и опушках лиственных лесов, среди зарослей кустарников и в редколесьях, вдоль лесополос и полос отчуждения железных дорог, в парках, садах, на территории городов и поселков. На севере и местами в средней полосе России – мохово-кустарничковые сообщества олиготрофных болот. В Хибинах единично отмечался в открытой ерниковой тундре, а также в березовом криволесье. В Саратовской области наблюдались в остепненных балках, в зарослях Caragana, в Астраханской области – в антропогенных стациях, у кустарниковых зарослей в степи, в Волгоградской области – в караганово-ковыльной степи на песках в окружении сосновых посадок.

Жизненный цикл. Развивается в одном поколении, лет имаго – с третьей декады апреля до начала июня. Местами, например, на Украине, отмечена частичная вторая генерация, которая развивается, очевидно, не повсеместно и не каждый год. Имаго держатся преимущественно в кронах кустарников и молодых деревьев, но регулярно посещают цветы для питания.

Размножение. Самцы охраняют территорию, изгоняя других бабочек.
Самки откладывают яйца поодиночке у основания цветовых почек или на чашелистики, до 10 яиц в течение получаса. Причем каждое яйцо – на другой стебель растения. В момент откладки яйца имеют нежно-голубую окраску, через несколько дней сереют.
Гусеница живет с мая по август, в теплых регионах бывает второе поколение. Окрас личинок зеленый, с желтой полосой на спине в черной кайме и поперечных полосках. Мирмекофил.
Окукливание проходит под листьями или подо мхом на поверхности земли или куколка подвешена вниз головой вблизи поверхности земли на стеблях с помощью паутинного пояска. Куколка тупая, коричневая, несет светлые бородавки (другими словами, у куколки светлые дыхальца), зимует. При раздражении куколка издает слабые звуки.

Кормовые растения гусениц. Полифаг. Betula sp. – береза, Calluna vulgaris – вереск обыкновенный, Cytisus nigrans – острокильница чернеющая, Cytisus scoparius – жарновец метельчатый, Frangula sp. – крушина, Genista germanica – дрок германский, Genista tinctoria – дрок красильный, Genista sp. – дрок, Onobrychis viciifolia – эспарцет виколистный, Onobrychis sp. – эспарцет, Rhamnus cathartica – жостер слабительный, Rubus idaeus – малина, Trifolium medium – клевер средний, Trifolium sp. – клевер, Vaccinium myrtillus – черника, Vaccinium uliginosum – голубика, Vaccinium sp. – черника, Vicia cracca – горошек мышиный, Vicia sp. – горошек, вика. Отмечен на Украине как второстепенный вредитель малины, ежевики и бобовых, однако зачисление этого вида во вредители носит формальный характер, сколько-нибудь значимого вреда на территории Украины этот вид не приносит.

Время лёта. Апрель – 3 декада, Май, Июнь, Июль, Август – 1-2 декада.

Особенности систематики. В Восточной Европе представлен номинативным подвидом. Для Урала и северных областей Европы нередко приводится подвид borealis Krulikowsky, 1890, который отличается менее выраженными белыми элементами рисунка и более тусклой зеленой, иногда с желтовато-бурым оттенком, нижней стороной крыльев. Эти признаки характеризуют обычно особей, собранных в конце периода лета в любой части ареала, поэтому при отсутствии географических барьеров, они представляются недостаточными для выделения подвида.

На страницах нашего сайта Вы также можете почитать учебник по энтомологии: Введение, Предмет и задачи энтомологии, Краткий очерк истории энтомологии, Основные принципы систематики насекомых, Строение насекомых, Нервная деятельность насекомых, Размножение насекомых, Развитие насекомых, Жизненные циклы, Диапауза, Защитные приспособления и общественный образ жизни, Питание и кормовая специализация насекомых, Распространение насекомых, Колебания численности насекомых, а также познавательную книгу д.б.н. В.А.Кривохатского "Муравьиный лев".

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: