ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ТРАВЯНИСТЫЕ РАСТЕНИЯ

Наши авторские методические материалы по ботанике и растениям России:
можно приобрести следующие методические материалы по ботанике и растениям России:

компьютерные (для PC-Windows) определители: Цветы, Деревья зимой и Деревья летом,
полевые определители растений "ЭкоГид" для смартфонов и планшетов: Цветы, Деревья зимой и Деревья летом (все их можно купить в магазине Play Google),

СЕМЕЙСТВО ВЬЮНКОВЫЕCONVOLVULACEAE

Тесно связанное с синюховыми семейство вьюнковых насчитывает более 50 родов и 1500 видов, распространенных по всему земному шару, исключая лишь самые северные области. Наиболее широко оно представлено в тропиках Азии и Америки, немало их и в Африке и на Мадагаскаре. Обычны вьюнковые и в умеренных широтах обоих полушарий. Экологическая амплитуда вьюнковых довольно широка. Представителей этого семейства можно с одинаковым успехом встретить по берегам морей и на высокогорных пастбищах на высоте 2500 м над уровнем моря. Растут они на открытых степных пространствах и в пустынях, среди кустарников и на границе дождевых лесов, во влажных бамбуковых и мангровых зарослях и в открытой воде, на болотах и на заливных лугах и солончаках, на сухих горных склонах и по берегам рек. Среди вьюнковых встречаются растения, почти полностью приуроченные к морским побережьям.

Большинство вьюнковых — многолетние и однолетние травы, реже встречаются кустарники и совсем редко деревья. Среди трав и кустарников много растений с вьющимися или распростертыми стеблями и клубневидно утолщенными корнями.

Листья очередные, цельные, реже лопастные или перисторасчлененные, часто опушены простыми или железистыми волосками, придающими им шелковистый блеск.

Цветки часто довольно крупные, одиночные и пазушные или чаще собраны в конечные или пазушные соцветия (дихазии). Они обоеполые или редко двудомные, актиноморфные, 5-членные и снабжены прицветничками и экстрафлоральными нектарниками, расположенными в их основании. Чашелистики обычно свободные. Венчик сростнолепестный, воронковидный или реже колокольчатый или трубчатый, от темно-фиолетовых, пурпурных, нежно-розовых до белых тонов. Тычинки в одинаковом числе с лепестками, прикрепленные к основанию трубки венчика, чередуясь с лепестками. Внутрь от андроцея располагается кольцевой или чашевидный нектарный диск. Гинецей обычно состоит из 2, редко из 3-5 плодолистиков, обычно с более или менее сросшимися нитевидными столбиками, редко рыльца сидячие; завязь верхняя, обычно 1-2-гнездная, редко 3-5-гнездная, с 1-2 семязачатками в каждом гнезде.

Цветки многих вьюнковых недолговечны. Так, большие нежно-розовые цветки вьюнка полевого (Convolvulus arverisis), открываясь утром, увядают к вечеру того же дня; дневной красавицей называют и обычную в наших садах ипомею трехцветную (I. tricolor) за ее свойство закрывать цветки уже к 16 ч. Цветки вьюнковых резко реагируют на недостаток освещения, оставаясь закрытыми в дождливую и сумеречную погоду. Более того, недостаток света вызывает у вьюнков клейстогамию: цветки остаются нераскрытыми и опыление происходит внутри их.

Яркая окраска лепестков, наличие нектара и свойственный многим запах ванили или меда привлекают многочисленных насекомых (пчел, бабочек, мух), опыляющих цветки вьюнковых. Чтобы достать нектар из диска, расположенного в основании завязи, насекомые вынуждены раздвигать тычинки и при этом неизбежно касаться сначала вверх направленных рылец, а затем находящихся ниже пыльников. Среди насекомых, опыляющих цветки вьюнковых, есть и такие, как, например, обычный в тропиках шмель-плотник, которые достают нектар не только из раскрытых цветков, но охотятся и за нектаром бутонов. Защитой от подобного рода "опылителей" служат муравьи, привлеченные расположенными в основании цветка экстрафлоральными нектарниками. Многие вьюнковые опыляются птицами и мелкими животными. Семена растущих на морских побережьях и берегах рек ипомей, вьюнков и повоев (Calystegia) переносятся потоками воды. Благодаря воздушной полости они держатся на поверхности воды до тех пор, пока течение не прибьет их к берегу. Часть семян тонет и прорастает под водой или сохраняется некоторое время под слоем песка и ила, дожидаясь отступления воды. Плавать могут и вегетативные части растений, например оторвавшиеся побеги вьюнковых и повоев, способные потом укореняться. Мелкие семена дихондры ползучей (Dichondra repens), растущей на болотах и влажных местах, путешествуют, прилипая к лапкам гнездящихся там птиц. Легкие, опушенные длинными, тонкими волосками семена других вьюнковых разносятся ветром. Однако среди вьюнковых наблюдается зоохория. Ягодообразные плоды видов очень интересного азиатско-австралийского рода эрициба (Erycibe) хорошо заметны на большом расстоянии и охотно поедаются птицами. В зобах голубей были найдены и семена вьюнка полевого. Упавшие на землю плоды подбирают мелкие наземные животные. У норок полевки социальной (Microtus sociale) нередко можно видеть целые заросли вьюнка полевого, чьи оставшиеся семена она выбрасывает при очередной чистке норки. В природе вьюнковые иногда более успешно, чем семенами, размножаются вегетативно при помощи длинных ползучих стеблей и корневых отпрысков, достигающих нередко значительных размеров.

Плод обыкновенно локулицидная коробочка, редко плод нераскрывающийся, сочный или ореховидный. Семена с большим зародышем со складчатыми семядолями и твердым, хрящеватым эндоспермом.

Вьюнковые делятся на 3 подсемейства — умбертиевые (Humbertioideae), дихондровые (Dichondroideae) и собственно вьюнковые (Convolvuloideae).

Подсемейство вьюнковых — самое большое в семействе. Оно, в свою очередь, подразделяется на несколько триб, из которых самая большая — триба собственно вьюнковых (Сопvolvuleae). Наиболее известным представителем этой трибы, как и всего семейства вьюнковых, является род вьюнок (Convolvulus). В этом роде до 250 видов, широко распространенных по земному шару, но главным образом в умеренных областях. Это травы, большей частью вьющиеся или стелющиеся, или кустарники. Самый обычный вид — вьюнок полевой (С. arvensis) — злостный многолетний корнеотпрысковый сорняк, с бледно-розовыми цветками, растущий в посевах, на залежах, по насыпям, в оврагах, вдоль дорог и так далее. Многие виды вьюнка выращивают как декоративные растения. Есть среди них и лекарственные растения.

К вьюнку очень близок род повой, или калистегия (Calystegia). В этом роде около 25 видов, произрастающих главным образом в умеренных областях обоих полушарий, с несколькими видами в тропических и субтропических странах. Это многолетние вьющиеся или стелющиеся травы с одиночными цветками в пазухах листьев. Повой заборный (С. sepium) распространен у нас повсеместно в зарослях кустарников; его корни используют в Китае как овощ.

Познакомиться с морфологическим строением цветка и соцветия можно на странице "Справочник по морфологии травянистых растений".

Наши авторские методические материалы по ботанике и растениям России: