ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ЯГОДЫ и ДРУГИЕ СОЧНЫЕ ПЛОДЫ

Ягоды и сочные плоды

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Видеоканал Экосистема

Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market
Загрузить приложения из AppStore / iTunes

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Описания и иллюстрации взяты из компьютерного определителя ягод и других сочных плодов России (Боголюбов А.С., Кравченко М.В., Москва, "Экосистема", 2017). Приобрести его можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине.

класс Двудольные, семейство Маслинные, род Жасмин

Жасмин кустарниковый - Jasminum fruticans

Жасмин кустарниковый - Jasminum fruticans: плоды и листья

Синонимы. Жасмин жёлтый. Растения рода Жасмин не следует путать с кустарником чубушником, который в России часто неправильно называют жасмином.

Описание растения. Зимнезелёный, в более холодных районах листопадный кустарник высотой до 1,5 м, прямостоячий, с гибкими прутьевидными, угловато-полосчатыми зелеными ветвями.

Листья тройчатые, непарноперистые; листорасположение спиральное. Листочки узкоэллиптические, притуплённые на вершине и реснитчатые по краям. Листовые пластинки голые, блестящие, сверху тёмно-зелёные, снизу более светлые.

Цветки обоеполые, ярко-жёлтые, собраны в полузонтики по 2-5 по концам боковых веточек. Венчик ярко-желтый, с узкой цилиндрической в 2 раза превышающей чашечку трубкой, с пятираздельным широким, до 2 см в диаметре, отгибом. Тычинок 2, завязь верхняя. Цветёт в мае-июле.

Описание плодов. Плоды - шаровидные блестящие чёрные ягоды 0,5-0,8 см в диаметре. Плодоносит в августе-сентябре. Всё растение, включая плоды, умеренно ядовито.

Распространение (ареал). Произрастает в Крыму (горная часть), на Кавказе (все районы), в Средней Азии (Горно-Туркменский район). Кроме этого встречается на юге Западной Европы, в Турции, Сирии, Ливане, Израиле, Иордании, Иране.

Местообитания. Растет на сухих щебнистых склонах, в зарослях кустарников, на осыпях, в расщелинах скал, на известковых склонах, в составе хвойного и дубового лесов до высоты 1650 м над уровнем моря. Растёт одиночно или плотными зарослями.

Жасмин кустарниковый - пионер заселения осыпей, нарушенных эродированных склонов, предпочитает склоны южных экспозиций. Является характерным компонентом шибляка (той его разновидности, где преобладает держи-дерево), арчевников, фисташников, сообществ сосны пицундской и сосны крымской, пушистодубовых лесов и томилляров. Мезотерм, выносит морозы до -20 -25°C. Гелиофит, ксерофит, засухоустойчив. Нетребователен к почве, произрастает на перегнойно-карбонатных эродированных почвах, кальцефит.

Химический состав. Растение умеренно ядовито, в коре, листьях и цветках обнаружены алкалоиды (максимальная концентрация - в корнях), в листьях - урсоловая кислота. Всё растение содержит флавоноиды. В коре найдены фенолы и их производное сирингозид, в семенах содержится жирное масло.

Лекарственные свойства. С лечебной целью используются ветви, листья, плоды, цветки.

Противопоказания, предупреждения. Яд из этого растения, в частности из корней, очень опасен. Отравленный человек стразу становится подавленным, он боится двигаться, скован и перепуган. Его настроение характеризуется эмоциональными перепадами, что объясняется влиянием сока растения на нервную систему. Алкалоиды в его составе оказывают сильное токсическое воздействие на головной мозг. В основном такое действие касается продолговатого мозга, а именно в нем расположены сосудодвигательные и дыхательные центры.

Отвары из цветков и листьев кустарникового жасмина запрещены к употреблению беременными женщинами и маленькими детьми, поскольку яды присутствуют и в надземной части растения в небольшой концентрации. При несоблюдении дозировок при изготовлении препаратов на основе жасмина возможно отравление, которое проявится гнетущей и тупой болью у основания головного мозга. Она будет усиливаться от умственных нагрузок или табакокурения. В случае обнаружения подобных симптомов нужно оперативно промыть желудок, желательно при этом выпить активированный уголь из расчета одна таблетка на 10 килограммов веса человека.

Хозяйственное использование. Декоративное растение. Известно в культуре с 1570 года, пригодно для создания бордюров, живых изгородей. Является хорошим укрепителем склонов. Лекарственное. В Армении отвар с добавлением сахара использовали при хроническом бронхите и бронхиальной астме. Медонос. Плоды и годичные побеги показали активность против бактерий, вызывающих бактериальный рак табака.

Применение в народной медицине. В средневековой Армении отвар молодых ветвей, листьев (с добавлением сахара) применяли при хроническом бронхите и бронхиальной астме. Водная вытяжка в эксперименте проявляет высокую протистоцидную активность. Извлечения ветвей (молодых), листьев, плодов в эксперименте проявляют бактерицидную активность.

Способы приготовления (рецепты). Отвар из ветвей и листьев. 1 столовая ложка измельченных сухих молодых ветвей и листьев на 1 стакан воды, кипятить на слабом огне 4-5 минут, настаивать 1 час, процедить. Принимать по 1-2 столовые ложки до еды 3 раза в день при бронхите, бронхиальной астме.

Настойка для лечения гепатита. 100 граммов свежих цветков жасмина залить 100 граммами чистого спирта. Закрыть и оставить на неделю в темном месте. После фильтрации употреблять средство необходимо по чайной ложке за 30 минут перед едой в течение трех дней.

Чай из желтого жасмина для стимуляции нервной системы. 50 граммов свежих цветков жасмина залить чашкой кипятка, настоять 5 минут, профильтровать и отжать, добавить чайную ложечку меда и употреблять по 100 граммов дважды в день.

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии древесно-кустарниковых и травянистых растений, которая поможет сориентироваться в строении упомянутых в данном разделе растений и научит правильно определять их видовые названия.

компьютерные (для PC-Windows) определители: Цветы, Деревья зимой, Деревья летом и Ягоды и сочные плоды,
полевые определители растений "ЭкоГид" для смартфонов и планшетов: Цветы, Деревья зимой, Деревья летом и Ягоды и сочные плоды (все их можно купить в магазине Play Google),

Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), ягод и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market