ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ЯГОДЫ и ДРУГИЕ СОЧНЫЕ ПЛОДЫ

Ягоды и сочные плоды
  Цветные таблицы
  Энциклопедии природы
  Комплекты материалов

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Видеоканал Экосистема

Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market
Загрузить приложения из AppStore / iTunes

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Описания и иллюстрации взяты из компьютерного определителя ягод и других сочных плодов России (Боголюбов А.С., Кравченко М.В., Москва, "Экосистема", 2017). Приобрести его можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине.

класс Двудольные, семейство Барбарисовые, род Подофилл

Подофилл щитовидный - Podophyllum peltatum

Подофилл щитовидный - Podophyllum peltatum: плоды и листья

Синонимы. Ноголист, американская мандрагора, дикая мандрагора, земляной лимон, чертово яблоко, индейское яблоко, свиное яблоко, дикий цитрон, желтая ягода, утиная лапка, енотова ягода, зонтик, каломель-трава, ртуть-трава.

Происхождение названия. Дословный перевод латинского родового названия Podophyllum - "ноголист" (pod - нога, phyllum - лист).

Описание растения. Многолетнее травянистое растение 30-50 см в высоту. Имеет горизонтальное узловатое корневище длиной до 1 м, достигающее в диаметре 1,5 см, красновато-коричневое снаружи и белое внутри. От корневища отходят многочисленные придаточные корни длиной до 35 см и толщиной до 5 мм. Растения образуют колонию, объединенную общим корневищем.

Прямостоячие розоватые стебли подофилла достигают 30-50 см в высоту и 1,5 см в диаметре. Стебель у него полый внутри, у его основания располагаются 1-3 пленчатых влагалищных листа. На верхней части стебля супротивно расположены два листа с длинными черешками. Листовая пластинка имеет округлую форму и достигает 40 см в диаметре, по своему строению является пальчато-рассеченной на 7-9 двулопастных сегментов, зубчатых на верхушках. В сухую погоду листья у подофилла могут засыхать.

Из развилки между основаниями черешков листьев выходит одиночный цветок (иногда несколько цветков) на длинной цветоножке. Вначале он занимает верхушечное положение, при этом два листа как бы подпирают его, как две стопы ("подофиллум" в дословном переводе с латинского языка означает "ноголист"). Однако постепенно цветоножка изгибается и цветок наклоняется вниз, а листья разрастаются и становятся верхушечными. Некоторые стебли оканчиваются листьями, без образования цветков. Цветки крупные, достигают 7 см в диаметре, душистые, белого, желтого или красного цвета. Их запах напоминает аромат дыни. Околоцветник двойной, образован 3-6 чашелистиками и 6-9 лепестками белого цвета. Тычинки многочисленные. Все части растения, кроме плодов, ядовиты.

Цветение происходит во второй половине мая и продолжается около трех недель. Бабочки и шмели являются вероятными опылителями. Было замечено, что в природе подофилл предпочитает расти по соседству с определенными видами растений, для которых характерно обильное продуцирование нектара. Дело в том, что цветки подофилла нектар самостоятельно не образуют, используя в качестве "магнита" для насекомых своих соседей.

Описание плодов. Плод подофилла - крупная яйцевидная жёлто-зелёная ягода длиной от 2 до 8 см, с ароматной кисловато-сладкой мясистой мякотью и многочисленными морщинистыми светло-коричневыми семенами. Плоды созревают в августе-сентябре. Плоды подофилла щитовидного съедобны в умеренном количестве (в то время как само растение в целом является ядовитым). Распространение семян происходит при помощи млекопитающих, птиц и черепах, поедающих плоды растения (эндозоохория).

Распространение (ареал). Подофилл происходит из сырых тенистых лесов восточной части Северной Америки. В настоящее время он распространен в восточной части США и юго-восточной части Канады. Скорее всего, в древности подофилл культивировался североамериканскими индейцами, потому что ареал его распространения во многом совпадает с историческими границами индейских поселений.

Любопытно, что на территории Восточной Азии произрастают виды растений, чрезвычайно близкие подофиллу щитовидному, вплоть до споров относительно их таксономического положения. Это говорит в пользу теории о том, что 20 миллионов лет назад процесс формирования флоры на Земле носил поясный характер.

На территории России подофилл щитовидный в диком виде не растет, но успешно культивируется в европейской части (Москва, Санкт-Петербург) и может быть встречен на свалках, пустырях, по обочинам дорог в окрестностях населенных пунктов. Кроме подофилла щитовидного в России интродуцирован подофилл гималайский (Podofillum emodii), родиной которого являются горные леса Кашмира.

Местообитания. Подофилл щитовидный тенелюбив, он предпочитает леса, однако может быть встречен в канавах, на болотистых лугах, в полях и на пастбищах. Подофилл очень активно разрастается на рыхлой, богатой, достаточно влажной почве, на открытых местах. На бесплодных почвах подофилл образует микоризу, то есть симбиотическую ассоциацию корней и мицелия гриба.

Охранный статус. На территориях естественного произрастания подофила щитовидного (США и Канада) его биологическая сохранность контролируется государством, а несанкционированный сбор карается штрафами.

Химический состав. Растение содержит смолу (подофиллин), в которой растворены гликозиды; их агликоны относятся к лигнанам. Основные: а-пельтатин, в-пельтатин, подофиллотоксин. Подофиллотоксин по своей химической структуре - алифатический алкалоид. Он содержится в незрелых плодах, листьях и стеблях растения, но особенно - в корневище и корнях (от 3,5% до 6%).

Помимо подофиллотоксина в состав растения входят пикроподофиллин, дезоксиподофиллотоксин, дегидроподофиллотоксин. Кроме того, в составе подофилла установлено наличие довольно широкого спектра макро- (K, Ca, Mg, Fe) и микроэлементов (Mn, Cu, Zn, Co, Mo и др.). Растение концентрирует Cu, Мо и Se. В целом, все органы растения, кроме плодов, ядовиты.

Пищевые свойства. Зрелые плоды подофилла щитовидного в умеренном количестве съедобны и могут быть использованы для приготовления варенья, желе и мармелада. Аромат плодов подофилла напоминает запах лимона. В некоторых регионах весьма популярны напитки, получаемые при смешивании плодов подофилла с лимонадом, а также с мадерой.

Лекарственные свойства. В качестве лекарственного сырья используют корневище с корнями подофилла (Rhizoma cum radicibus Podophylli). Их собирают осенью или весной, отмывают от земли и высушивают.

Смола подофилла щитовидного (или подофиллин), получаемая из корневищ и корней растения, обладает способностью тормозить рост новообразований. Механизм противоопухолевого действия подофиллотоксина заключается в блокирующем воздействии на синтез ДНК и РНК во время митоза. Как следствие, клетки новообразования теряют способность увеличивать свою численность. Сходным образом на делящиеся клетки действует колхицин.

В настоящее время в России подофиллин разрешен к использованию в официальной медицине в качестве вспомогательного средства при лечении папилломатоза гортани, наружных остроконечных кондилом, а также при папиллярных фиброэпителиомах мочевого пузыря - после их хирургического удаления и для профилактики рецидивов.

Важно понимать, что эффективность подофиллина доказана лишь в отношении вышеназванных опухолевых новообразований, для лечения (в особенности, самостоятельного) всех новообразований подряд он не предназначен, в связи с высокой токсичностью и абсорбционной способностью! Если через 4 недели использования препарата отчетливый положительный эффект не наступает, метод лечения должен быть пересмотрен. Для окончательной верификации диагноза может быть показано гистологическое исследование новообразования. В России подофиллотоксин числится в категории дерматотропных и противоопухолевых средств растительного происхождения.

Подофиллин (подофиллотоксин) выпускается в виде порошка желто-коричневого или желто-зеленого цвета со специфическим запахом, а также в виде уже готового раствора. Применяется местно. На рынке представлено довольно много препаратов подофиллина с различными торговыми наименованиями: Вартек, Кондилайн, Кондилайн Никомед, Кондилин. Синтетические и полусинтетические вариации подофиллотоксина, известные как эпиподофиллотоксины, также используются в качестве противоопухолевых средств - это тенипозид и этопозид (вепезид).

Помимо цитостатического действия, подофиллин при местном применении оказывает прижигающее и противовоспалительное действие. До обнаружения противопухолевых свойств, подофиллин использовался преимущественно при терапии желудочно-кишечных расстройств - в качестве слабительного, желчегонного, противоглистного и рвотного средства.

Использование подофилла в мировой фармакологии поставлено на широкую ногу. Так, в 1990 году общая рыночная стоимость этой ниши превышала 100 миллионов долларов. На сегодняшний день подофилл щитовидный является важнейшим ресурсом для получения противоопухолевых препаратов, наряду с мадагаскарским барвинком и некоторыми видами тиса.

Противопоказания, предупреждения. Применение подофиллотоксина противопоказано при беременности (обладает ярко выраженным тератогенным действием, приводит к выкидышам), лактации, ослабленном иммунитете, индивидуальной непереносимости, в случае приема других препаратов, содержащих подофиллотоксин, а также детям до 12 лет.

При обработке подофиллотоксином слизистой оболочки гортани могут возникать тошнота, рвота, расстройства желудочно-кишечного тракта. В этом случае применение препарата должно быть прекращено. При попадании в мочевой пузырь подофиллотоксин вызывает ощущение жжения, которое проходит по мере естественного выведения препарата. При обработке кожных новообразований одновременно с некрозом опухолевой ткани возникают незначительные болевые ощущения, покраснение прилегающих тканей, иногда их изъязвление, развитие местного воспалительного процесса. При наличии больших кондилом в препуциальной области возможно развитие отека и баланопостита.

К системным проявлениям побочных эффектов от применения подофиллотоксина относятся тошнота, головокружение, изъязвление слизистых оболочек. Употребление алкоголя в период лечения подофиллотоксином категорически запрещено, поскольку алкоголь усиливает выраженность побочных эффектов.

В случае передозировки препарата возникают следующие симптомы: тошнота, рвота, лихорадка, диарея, миелосупрессия, изъязвления слизистой оболочки полости рта. Важно помнить о том, что практически все растение ядовито и применять его необходимо с крайней осторожностью. Были зафиксированы случаи невропатий, комы и даже летального исхода при использовании подофилла.

Хозяйственное использование. Помимо своего медицинского предназначения, подофилл щитовидный используется в качестве декоративного почвопокровного садового растения. Кроме того, развитое корневище подофилла предохраняет почву от эрозии. Очень активно разрастается на рыхлой, богатой, достаточно влажной почве. Хорошо себя чувствует только в тени. На открытых местах в сухую погоду у него во второй половине лета могут засыхать листья.

В Америке растение используется при изготовлении инсектицида для последующей обработки насаждений картофеля.

Применение в народной медицине. В связи с актуальностью мировой проблемы противоопухолевой терапии, официальная медицина безусловно "оттесняет" народную медицину от широкого использования ресурсов подофилла. К тому же, в нашей стране растение распространено недостаточно широко. Тем не менее, периодически можно встретить упоминания об использовании отваров и настоев из корневищ подофилла в качестве слабительного, рвотного и противоглистного средства, а также для усиления желчевыделения. Однако, в связи с большим количеством более доступных аналоговых средств, такое применение не распространено.

Разумеется, подофилл используется в народной медицине и в качестве противоопухолевого средства, в частности, при лечении папиллом. Однако, учитывая довольно высокую токсичность растения и огромный фактор риска при неправильном подборе схемы лечения новообразований, использовать противоопухолевые свойства подофилла вне стен медицинского учреждения следует с осторожностью.

Выращивание. Поскольку спрос на подофиллин постоянно увеличивается, а заготовка сырья из дикорастущих растений - весьма трудоемкая процедура, в настоящее время ведутся работы по выведению и культивированию высокопродуктивных сортов. Растение часто поражается грибком Allodus podiphylli с образованием желто-коричневых пятен на листьях.

В качестве лекарственного сырья используется корневище с корнями. Оно представляет собой цилиндрические куски красно-бурого цвета с бугристой поверхностью около 10 см в длину и 2 см в диаметре. На изломе корневища имеют белый цвет. Вкус первоначально сладковатый, постепенно становится горьким и острым. Запах отсутствует. Сырье собирают осенью или весной (до начала вегетационного периода), от трех-, пятилетних растений - в этот период содержание подофиллотоксина в корневище достигает максимума. В промышленных масштабах для выкапывания корневища используют плуги. После выкапывания надземную часть растения отрезают, корневища отряхивают от земли, промывают холодной проточной водой и нарезают на куски длиной 10-15 см.

В тени под навесом полученное сырье немного подвяливают, потом досушивают в сушилке или духовке при температуре не выше 40С. При контакте с частями растения во время сбора необходимо соблюдать правила личной безопасности. Высушенные корневища хранят в темном, сухом месте, лучше в герметичной посуде, при комнатной температуре. Срок годности высушенного сырья 3 года.

Другая интересная информация. Первое письменное упоминание о растении относится к 1619 году. Североамериканские индейцы, а позже переселенцы-колонизаторы, активно использовали подофилл в качестве противоглистного, рвотного и слабительного средства, а также для борьбы с кожными новообразованиями. Это применение отражено в просторечных названиях растения, таких как каломель-трава, ртуть-трава.

Встречаются упоминания о том, что индейцы Северной Америки носили высушенные кусочки корневища подофилла на шее, в качестве амулета. Также есть данные об использовании частей подофилла для совершения ими самоубийств.

В целом, благодаря ярко выраженному биологическому действию, подофилл экспериментально применялся при лечении самых разнообразных заболеваний, таких как брюшной тиф, холера, дизентерия, гепатит, ревматизм, простатит, венерические заболевания, даже тугоухость. В начале XIX века растение оказалось относительно исследованным, его включили в американскую фармакопею, а затем в европейскую.

В 1885 году появились многочисленные заявления об успешном использовании подофилла при лечении заболеваний печени. В частности, в Канаде в те времена пользовались большой популярностью "печеночные пилюли Картера" на основе подофилла.

Несмотря на то, что гарвардский ботаник А. Грей охарактеризовал плоды подофилла как "пищу для свиней и мальчишек", они весьма охотно употреблялись людьми в пищу на протяжении всей истории.

Другие сходные и родственные виды. Подофилл щитовидный относится к роду Подофилл (Podophyllum) семейства Барбарисовые (Berberidaceae). Род был описан в 1753 году Карлом Линнеем и первоначально включал в себя 10 видов растений. С тех пор и до настоящего времени ведутся споры о том, какие из этих видов следует выделить в отдельные рода, а какие оставить. Так или иначе, подофил щитовидный естественно произрастает в Северной Америке, а остальные 9 видов растут в Юго-Восточной Азии и Гималаях. Чаще всего их относят к близким Подофиллу родам - Sinopodophyllum (китайский подофилл) и Dysosma.

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии древесно-кустарниковых и травянистых растений, которая поможет сориентироваться в строении упомянутых в данном разделе растений и научит правильно определять их видовые названия.

компьютерные (для PC-Windows) определители: Цветы, Деревья зимой, Деревья летом и Ягоды и сочные плоды,
полевые определители растений "ЭкоГид" для смартфонов и планшетов: Цветы, Деревья зимой, Деревья летом и Ягоды и сочные плоды (все их можно купить в магазине Play Google),

Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), ягод и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Методические материалы Вы также можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market