ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> НАСЕКОМЫЕ-ВРЕДИТЕЛИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

Пилильщик-ткач еловый — Cephaleia abietis (L.)

Перепончатокрылое насекомое с уплощенным телом, величиной 11-14 мм. Имеет большую угловатую голову с длинными усиками, состоящими из 22-28 сегментов, третий из них по длине такой, как два следующих вместе. Голова и грудь черные, местами желтоокрашенные. Брюшко красно-желтое, у самки более округлое и у основания первого сегмента черное, у самца брюшко черное у основания нескольких первых сегментов. Ноги красно-желтые. Довольно узкие прозрачные крылья с темным жилкованием к концу слегка сероватые. Сидящим взрослым особям крылья закрывают брюшко. Самки в размахе крыльев имеют 22-27 мм, самцы — 20-24 мм. Яйца более или менее цилиндрической, на концах закругленной формы. Свежеотложенные яйца темно-зеленые, размером 1,7 х 0,7 мм, перед выходом личинок они достигают 1,1-2,3 мм и имеют светло-серо-зеленый цвет.

Пилильщик-ткач еловый — Cephaleia abietis (L.)

Лжегусеница имеет три пары грудных ног и пару ложных ножек на последнем сегменте тела. Большинство лжегусениц окрашены в грязно-зеленый цвет и имеют три невыраженные темно-коричневые продольные полосы на верхней стороне и одну на нижней стороне тела. Взрослые лжегусеницы, однако, густого зеленого цвета, а около 10 % окрашено в яркий золотисто-желтый цвет. Голова, щиток, ноги и ложные ножки черные, блестящие. Более крупные взрослые лжегусеницы — самки, меньшие — самцы. Питание и развитие лжегусениц продолжается в среднем 6-8 недель, причем лжегусеницы проходят пять возрастов. После последней линьки лжегусеницы падают с крон на землю (как правило в октябре), проникают в почву, нередко до минерального слоя, и на глубине 5-15 см образуют полость, где перезимовывают. В почве лежат, как правило, 1-2 года в диапаузе. Те лжегусеницы, которые весной должны окуклиться, уже осенью превращаются в малоподвижные личинки, называемые пронимфами. Сигналом окончания диапаузы является просветление глаз личинки с постепенным образованием больших, темных, остроочерченных эллиптических пупальных пятен (см. рисунок). Стадия куколки продолжается 2-3 недели. Куколка свободная, зеленого или золотисто-желтого цвета. По форме последнего сегмента брюшка можно различить будущий пол. У самки на 8-ом сегменте хорошо виден будущий яйцеклад. Взрослые особи поднимаются на поверхность. Сначала выходят самцы и уже на траве ожидают выходящих самок.

Лет имаго на равнинах начинается в половине апреля и продолжается до половины июня, в горных условиях и более северных районах — от второй половины мая до конца июня. Самки приклеивают по 4-12 яичек на прошлогоднюю хвою в небольшие надрезы группами в виде неправильных рядов. Самка откладывает в целом 100-200 яичек. Гусеницы выходят через 2-4 недели. Спускаются в пазухи ветвей, там сплетают паутинное гнездо, где питаются хвоей.

Пилильщик-ткач еловый — Cephaleia abietis (L.)

В гнезде скапливаются экскременты, остатки хвои и сброшенные шкурки. Постепенно отдельные гнезда объединяются и сообщаются ходами. Повреждение крон происходит от вершины вниз и от внешней стороны вовнутрь. Молодая хвоя, как правило, остается неповрежденной. Многочисленные гнезда с остатками хвои и экскрементами искажают настоящую картину повреждений, которые кажутся сильнее чем это есть на самом деле. Только после того как гнезда упадут, сброшенные обычным ветром, проявится действительная картина повреждений.

Еловый пилильщик-ткач является евросибирским видом. Распространен по всей Европе, на востоке через европейскую часть России идет до Сибири и на Сахалин. Встречается по всему ареалу распространения ели. Этот вид встречается главным образом в 60-90-летних еловых лесах как на равнинах, так и в горах. Опасным вредителем является на повышенных местообитаниях, особенно в горах, где наблюдается массовое размножение.

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: