ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> НАСЕКОМЫЕ-ВРЕДИТЕЛИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

Дровосек блестящегрудый еловый — Tetrоpium castaneum (L.)

Дровосек с уплощенным телом, длина жука — 9-18 мм. Основная типичная форма имеет черную окраску с коричневыми надкрыльями и коричневыми или черно-коричневыми усиками и ногами. Щит блестящий, по сторонам имеет густую, а на остальной поверхности редкую пунктировку. Глаза полностью разделены на две половины. На голове между усиками заметная продольная борозда. Надкрылья покрыты очень мелкой, но густой пунктировкой, имеют краткий и нежный волосяной покров, особи скорее матовые, редко когда немного блестящие. По цвету весьма изменчив: кроме типичной окраски существуют особи-аберрации с коричневыми надкрыльями, но с черными усиками и ножками. Это цветовое отклонение aberatio luridum L.

Дровосек блестящегрудый еловый — Tetrоpium castaneum (L.)

Существуют также особи с черными надкрыльями, черными усиками и ножками — aberatio fulcratum и, наконец, особи полностью черные — aberatio aulicum.

Дровосек блестящегрудый еловый — Tetrоpium castaneum (L.)

Личинка удлиненная, немного уплощена, мягкая, беловатая, с нежными короткими волосками. Переднегрудь полулунно выпуклая, сверху немного сильнее хитинизирована, с ясной срединной линией. Голова втянута в переднегрудь. Грудные ноги совершенно короткие. На отдельных сегментах подвижные подушечки. Тело окончено двумя очень маленькими хитиновыми остриями. Длина взрослой личинки 15-25 мм. Куколка свободная, белая, достигает величины 10-20 мм.

Дровосеки повреждают свежесрубленные с корой еловые и сосновые стволы и внешне здоровые стоящие деревья среднего и старшего возрастов, ослабленные после засухи, переувлажнения почвы, промышленным загрязнением воздуха, грибными заболеваниями (прежде всего опенком и корневой губкой), а также насекомыми (например, сплошное объедание хвои гусеницами вредных лесных бабочек или повреждение большим еловым лубоедом) и др.

Этих подвижных дровосеков можно встретить в природе в течение всего лета, начиная с мая, в зависимости от географического местоположения и погоды. Летают, в основном, в солнечные дни. Спаривание происходит на стволах или на срубленных деревьях. Оплодотворенные самки откладывают яйца под чешуи коры ели или сосны. Всего одна самка откладывает 80-100 яиц. Через 14 дней выходят личинки, которые питаются лубом и образуют неправильные, довольно широкие ходы, плотно забитые мелкой буровой мукой. Для полного развития личинки требуется два месяца интенсивного питания. В конце лета личинка имеет длину 15-25 мм. В это время она прогрызает узкое эллипсовидное отверстие, идущее перпендикулярно в древесину, как правило, на глубину 2-4 см. Затем грызет крючкообразный ход на глубину 3-4 см в направлении, параллельном оси ствола. На конце ход постепенно расширяется для будущей куколочной колыбельки. Вход в нее личинка закрывает пробкой из буровой муки, другая часть хода, где находится куколка, тоже выстлана буровой мукой. Для окукливания личинка поворачивается головой к пробке. Очень редко при повреждении ели с толстой корой личинка доходит до луба и окукливается в колыбельке между древесиной и лубом. Стадия куколки продолжается 14 дней. Молодые жуки прогрызают узкое эллипсовидное отверстие в заболони и коре. При благоприятных метеорологических условиях молодые жуки появляются в конце лета. В европейских условиях генерация обычно однолетняя и жуки появляются в течение всего лета. В северной Европе, Скандинавии, Лапландии, Сибири бывает двухлетняя генерация.

Заселяет деревья среднего возраста и возраста рубки. Повреждения у ослабленных елей среднего возраста, как правило, идут снизу вверх и многие деревья погибают в течение трех лет. Этот дровосек является не только техническим вредителем, но и физиологическим. Потери пиломатериалов с деревьев, поврежденных в нижней части, составляют 33-44 % у стволов среднего возраста, 21-28 — у стволов возраста рубки. Хозяйственное значение этого вредителя повышается с ростом его численности, особенно в областях с благоприятными для его развития климатическими условиями.

Весь род Tetropium является голарктическим. Сопровождает не только ель, но и сосну по всему их ареалу. Является обитателем хвойных лесов в Европе, встречается от Лапландии до Крыма, зарегистрирован в Сибири, в Монголии, Маньчжурии, Корее, на Сахалине и в Японии.

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: