ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> НАСЕКОМЫЕ-ВРЕДИТЕЛИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

Долгоносик большой сосновый — Hylobius abietis (L.)

Жук темно-бурого цвета, длиной 6-14 мм. Голова вытянута в среднедлинную головотрубку, утолщенную и загнутую, на ее верхнем конце находятся коленчато-булаво-видные усики, которые, когда сложены, западают в бороздки головотрубки. Грудной щит с выразительным килем, впереди сужен, имеет продольно расположенные крупные точки. Темно-коричневые надкрылья шире, чем щит, по всей длине приблизительно равномерными рядами расположены крупные точки, желто-золотистые щетинки на надкрыльях образуют три неправильные изогнутые поперечные полосы. Пол жуков можно определить по форме нижней стороны первого сегмента брюшка: у самок на нем находится слегка выпуклый выступ, у самцов наоборот эта часть более или менее вдавлена. Личинка беловатая, безногая, слегка дугообразно изогнутая, длина тела личинок последнего возраста 12-23 мм. Голова бурая с почти параллельными сторонами, сзади закругленная. Массивные челюсти двузубые. Куколка свободная, белая, мягкая, с относительно длинными и узкими придатками, весьма похожа на взрослого жука.

Долгоносик большой сосновый — Hylobius abietis (L.)

Большой сосновый долгоносик повреждает корневую систему, кору и луб хвойных деревьев, в основном, молодого возраста. Жуки появляются на свежих сосновых и сосново-еловых лесосеках и молодых посадках обычно во второй половине апреля, на севере и в горах — в первой половине, а иногда и в конце мая.

При многократном спаривании самки постоянно откладывают яйца в кору и луб живых корней сосновых и еловых пней с мая по сентябрь, в областях с более коротким вегетационным периодом — с мая по конец июля — начало августа. Одна самка откладывает за период 2,5-4 месяца (75-110 дней) в среднем 60-120 яиц. Личинки выходят на протяжении 2-3 недель. Проедают в корнях типичные овальные ходы. Личинки имеют не менее 5-ти возрастов. Развитие их зависит от температуры, влажности и качества пищи. В средних и южных областях личинки зимуют первый год и их развитие длится 13-14 месяцев. На севере личинки последнего периода развития очень чувствительны к температуре и часто имеют факультативную диапаузу. Взрослые личинки окукливаются в куколочных колыбельках обычно летом следующего года. Большинство личинок зимует и окукливается в коре. Только 20% личинок окукливается в заболони, где выкусывают себе сверху хорошо укрытую куколочную колыбельку, ее вход закрыт мелкими стружками. Стадия куколки продолжается обычно 2-3 недели.

В благоприятных климатических условиях молодые жуки в результате дополнительного питания повреждают саженцы уже в июле и августе текущего года, но основные повреждения на свежевысаженных хвойных насаждениях наблюдаются весной следующего года. Жуки скусывают кору и луб здоровых саженцев, преимущественно сосны обыкновенной, сосны Веймутова, ели, лиственницы и пихты. При незначительных нападениях на стволике молодых деревьев возникают небольшие ранки воронковидной формы, при более сильном нападении ранки соединяются в площадки, которые, особенно при разрушении луба по всей окружности, вызывают гибель саженцев.

Хозяйственное значение имеет только повреждение саженцев или плантаций, где более сильные или повторные повреждения ведут к гибели молодых деревьев. Менее поврежденные деревца регенерируют.

Большой сосновый долгоносик распространен по всему ареалу сосны. Встречается почти во всей Европе, распространен на востоке и населяет Сибирь и Японию. В горных районах поднимается до высоты 2000 м н. у. м. В средней полосе долгоносик имеет в основном двухлетнюю генерацию: первый год перезимовывает в корнях пней как личинка, второй год — в лесной подстилке как жук. Третью зиму переживает всего 5-10 % старых взрослых особей.

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: