ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> НАСЕКОМЫЕ-ВРЕДИТЕЛИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

Лубоед малый сосновый — Blastophagus minor (Hart.)

а — крона, изреженная в результате дополнительного питания; b — взрослая особь; с — окончание надкрыльев; d — повреждение, хорошо заметное на заболони.

Черно-коричневый блестящий жук-короед, длиной 3,4-4 мм. На лбу гладкая килевидная линия. Черный блестящий щит покрыт пунктировкой. Надкрылья цилиндрические, черно-коричневые, в задней части равномерно закругленные, с бороздками пунктировки. Промежутки между бороздками плоские с рядами бугорков; второй промежуток равномерно выпуклый и по всей длине до конца надкрыльев несет ряд мелких бугорков. Тело покрыто мелкими торчащими волосками.

Лет начинается ранней весной, как правило, вместе или на несколько дней позже большого соснового лубоеда. В зависимости от географического положения и погоды этот период приходится на первую половину — конец апреля. Лет бывает во времени несколько растянут. Нападению этого короеда подвергаются прежде всего поломанные и срубленные сосны или стоящие ослабленные деревья. Развивается в лубе верхней части ствола и на более толстых ветвях сосен. Это моногамный вид. Жук прогрызает скобкообразный маточный ход, состоящий из двух колен, одно из них часто короче, длина его 2-6 см, длина другого — 5-9,5 см, а общая длина колеблется от 9 до 14,5 см, в среднем 11-12 см. От маточного хода перпендикулярно отходят редкие личиночные ходы, сравнительно короткие, максимум 5 см. Розоватые личинки питаются лубом, но для полного развития им требуется грибница гриба Trichosporium, которая прорастает в стенах ходов. Ходы затрагивают заболонь, личинки окукливаются в колыбельках в заболони на глубине около 5 мм.

Как и у большого соснового лубоеда дополнительное питание проходит в кронах сосны, куда залетают молодые жуки. Жуки вбуравливаются в здоровые сосновые побеги, обычно возле мутовок, выгрызают в сердцевине ходы, длиной несколько сантиметров. Осенний ветер ломает поврежденные побеги и значительное количество их лежит под заселенными соснами. Значительная часть жуков в них перезимовывает. Большинство взрослых насекомых зимует, однако, в почвенном покрове и только часть вбуравливается в кору нижней части ствола. Малый сосновый лубоед на всем ареале имеет одно поколение в течение года. Это насекомое наносит .вред прежде всего дополнительным питанием, следствием чего является деформация крон окружающих сосен.

Малый сосновый лубоед — палеарктический вид. На север доходит до 62° северной широты (Карелия и Кольский полуостров). Распространен от западной Европы до Японии, на юге достигает Крыма, Кавказа (включая Закавказье). В России кроме сосны обыкновенной, деревом-хозяином могут быть Pinus strobus, P. pinea, P. leuco-derma, P. montana, P. nigra, P. maritima, P. cembra, P. eldariса, Р. austriaca, P. pithyusa.

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: