ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> НАСЕКОМЫЕ-ВРЕДИТЕЛИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

Короед вершинный — Ips acuminatus Gyll.

Светло-коричневый маленький блестящий жук-короед с коротким цилиндрическим телом, длиной 2,2-3,9 мм. Усики и ноги желтоватые. Булава усиков имеет ломаные швы. Щит по отношению к надкрыльям длинный, впереди покрыт бугорками, сзади — точечками. Надкрылья кратко-цилиндрические, немного длиннее, чем щит, покрыты бороздками мелких точек, промежутки между бороздками плоские, покрыты мелкими одиночными точками. Надкрылья заканчиваются блестящей впадиной, покрытой мелкими точками и несущей три пары кожистых зубцов, задний зубец у самца раздвоен. Половым отличием является также блестящий бугорок посредине переднего края лба у самца.

Вершинный короед повреждает кору, луб и заболонь сосны обыкновенной. В средней и северной полосе лёт жуков начинается при температуре 18° С, как правило, с начала июня до начала июля и на протяжении года имеет только одно поколение. В южных областях, где встречается данный вид встречается реже, лет начинается или весной, в конце апреля — начале мая, или летом, в июле, генерация здесь двойная. Это полигамный вид. Самец выгрызает брачную камеру, из которой звездообразно отходят 3-6 и более маточных ходов, что определяется отношением количества самок, приходящихся на одного самца. Это отношение в различных областях отличается. Так например, в северных и западных областях на одного самца приходится 1-4 самки, в южных областях — до 20 самок. Объясняется это существованием 2-х видов самок: одни дают только самок, другие — оба пола в соотношении 1:1.

Повреждения достигают заболони. Маточные ходы длинные, характеризуются тем, что как и брачные камеры заполнены буровой мукой. От них отходят очень редкие и короткие личиночные ходы. Общая длина ходов довольно большая -около 40 см. В личиночных ходах были обнаружены налеты грибницы некоторых видов грибов, которыми личинки подкармливаются. В конце личиночных ходов куколочные колыбельки глубоко в заболони.

Дополнительное питание происходит либо в местах окукливания, либо в кронах здоровых сосен, в ветвях, толщиной до 1,5-2 см. Поврежденные ветви ломаются ветром и падают. Нападению подвергаются деревья с тонкой корой, жердняки и ветви старых сосен. Основным кормовым растением является сосна. Опасность вспышки массового размножения наступает при засухе, повреждениях деревьев ветром и снегом и другими причинами у ослабленых сосен.

Вершинный короед является типичным вредителем тайги Европы и Сибири, распространен до северной границы ареала сосны. Редко встречается в западной части Европы, в восточной Европе встречается чаще: распространен в сосновых лесах европейской части России, на Кавказе (в том числе и Закавказье), в Крыму. На востоке через Сибирь доходит до Якутии, Приморья, потом на Камчатку и Сахалин. Встречается также в Китае, северной Монголии, в Корее и Японии. Кроме сосны обыкновенной в России как кормовые породы использует Pinus austriaca, P. nigricans, P. cembra, P. sibirica, P. koraiensis и др.

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: