ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> НАСЕКОМЫЕ-ВРЕДИТЕЛИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

Галлица красная сосновая — Thecodiplosis brachyntera Schwaegr.

а — взрослая особь, самец; b — взрослая особь, самка; с — молодая личинка; d — взрослая личинка; е — поврежденная хвоя; f — хвоя со вздутием; g — поврежденная веточка сосны обыкновенной; h — поврежденная веточка карликовой сосны. .

Галлица — коричневая мушка, похожая на комара, длиной 2,5-3 мм. Для самки характерен длинный яйцеклад. Личинка сначала бесцветная, поэтому ее нелегко заметить. Позже, обычно в сентябре, окрашена ярко в оранжево-желто-красный цвет. Не имеет приспособления, обеспечивающего прыгательные движения. На коже находятся многочисленные мелкие шипикоподобные выросты, которые сгруппированы и занимают большую часть каждого сегмента. Кокон небольшой, продольно-овальный, беловато-серый, длиной 2-3 мм.

Имаго начинают лет в период распускания сосновой хвои, чаще всего в мае. Разыскивают свежераспускающуюся хвою и между хвоинками под прикрытием чешуек откладывают бесцветные яйца, длиной менее чем полмиллиметра или по одному, или кучками по 3-6 штук. Самка откладывает в целом 100-120 яичек и сразу же погибает. Через 3-4 дня выходят личинки и проникают во влагалище хвоинок. В результате их деятельности возникают галлы путем срастания пары хвоинок у основания, расширением и вздутием на 2-3 мм. Поврежденная хвоя всегда заметно короче. Чаще всего в одном галле находится одна личинка, которая его заполняет. Иногда в одном галле бывает несколько личинок. Осенью взрослая личинка покидает галл через канал и для зимовки уходит в чешуи побега. Весной окукливается. Влагалище хвоинки потом становится односторонне шаровидное. Стадия куколки продолжается 2-3 недели. В литературе существуют также данные о личиночных камерах в опавших галлах или в свободных частях хвои, а также на веточках, под чешуями коры или свободно в почве. Взрослые насекомые появляются в начале мая.

Заражение сосны распознается позже, как правило, в начале августа, когда поврежденные хвоинки уже короткие и у основания имеют галловидные вздутия. В октябре и ноябре хвоя желтеет и опадает. У зараженной карликовой сосны дело не доходит до сокращения хвои, так как личинки выходят позже, но поврежденная хвоя имеет охряно-желтую окраску.

Красная сосновая галлица распространена в средней и северной Европе, где повреждает сосну обыкновенную и карликовую сосну всех возрастов не только в худших бонитетах, но и в полностью здоровых насаждениях. В России встречается в европейской части.

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: