ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> НАСЕКОМЫЕ-ВРЕДИТЕЛИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

Долгоносик дубовый — Curculio glandium (Marsch).

Бурый, иногда желто-серый жук-долгоносик, длиной 4-9 мм. Полукруглая голова вытянута в заметную тонкую, немного загнутую головотрубку, которая у самки длиннее, чем длина ее тела. Головотрубка самца значительно короче. Передние бедра имеют зазубрины. Щиток почти квадратный, тело широкое. Надкрылья короткие треугольные, от плеч суженные. Личинка желто-белая с бурой головой, безногая, длиной 9-10 мм. Грудные сегменты снабжены 5-ю рядами темных щетинок. Куколка свободная, желто-белая, несколько изогнута, длиной 9-11 мм и шириной 4,5-5 мм. Имеет заметную длинную головотрубку. На спинной стороне брюшных сегментов расположено всегда по 4 щетинки.

Этот долгоносик является опасным вредителем желудей. Имаго в природе появляются уже в мае и июне. Оплодотворенные самки разыскивают незрелые желуди, в которых головотрубкой проделывают небольшое отверстие, туда откладывают по одному, а иногда и по два яйца. Из яиц примерно через 14 дней отрождаются безногие личинки, которые сразу же начинают выедать содержимое семени. Внешне повреждение заметно по выталкиваемым мелким кусочкам экскрементов (“червивость желудей”). Желуди в результате повреждений не дозревают и преждевременно опадают. В сентябре-ноябре личинки покидают плоды. Они уходят глубоко в почву, иногда на глубину 20-25 см, где образуют овальную куколочную полость, стены которой покрыты особым секретом. Этот секрет засыхает и прочно цементирует камеру. В камере личинки зимуют и только следующей ранней весной личинка превращается в куколку. В результате некоторых наблюдений существует мнение, что зимующая личинка находится в диапаузе. Таким образом генерация однолетняя. Известен, однако, случай, когда личинка находилась в куколочной камере 3 года.

Хозяйственное значение дубового долгоносика значительное, особенно при небольшом урожае желудей. В местах, где в прошлом году сильно размножался долгоносик, он может уничтожить значительную часть урожая. Имаго, как правило, сосредоточиваются на одном месте и интенсивно нападают на желуди отдельных деревьев. Под ними потом на земле появляется огромное количество преждевременно опавших “червивых” желудей. Если эти опавшие желуди не собраны и не уничтожены еще до выхода личинок, в следующем году количество этого вредителя сильно возрастает.

Дубовый долгоносик связан с дубом на значительной части его ареала в Европе, в том числе европейской части России, распространен по всей степной и лесостепной зоне, а также в Крыму и на Кавказе.

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: