ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> НАСЕКОМЫЕ-ВРЕДИТЕЛИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

Пилильщики ясеневые

Пилильщик ясеневый черный — Tomostethus nigritus (Fabr.): а- взрослая особь, самец; b — взрослая особь, самка; с — яйцо (сильно увеличено); d -взрослая лжегусеница; е — голова лжегусеницы (спереди); f — кокон (на разрезе); g — повреждения; Пилильщик ясеневый белоточечный — Macrophya punctum-album (L).: h- взрослая особь, самка.

Взрослые насекомые ясеневого черного пилильщика полностью черные, кроме желтоватых бедер. Крылья сероватые, впереди черные. Длина тела колеблется у самца от 6 до 8 мм, у самки — от 8 до 10 мм. Яйцо изогнуто, на конце заостренное, желто-зеленое, величиной 0,1 х 0,4 мм. Лжегусеницы имеют цилиндрическое желто-зеленое тело с черными глазами. На спине просвечивается темный спинной сосуд, по сторонам тела — белые полосы. Голова впереди круглая, лоб имеет форму равнобедренного треугольника. Куколка свободная, сначала ярко-зеленая, потом темная, почти черная. Кокон темный, сравнительно хрупкий.

Взрослые насекомые ясеневого белоточечного пилильщика черные с пестрым рисунком. У самцов белый рисунок сильно редуцирован. Длина взрослых особей колеблется около 8 мм. Гусеницы одноцветные зеленые.

Взрослые особи черного пилильщика появляются в природе в середине мая. Лёт белоточечного пилильщика начинается на 14 дней позже.Оба вида откладывают яйца в надрезанные кармашки листочков распускающегося ясеня. Молодые личинки перфорируют листья, потом объедают края, так что остается только площадь между жилками. Взрослые гусеницы поедают листья полностью, оставляя лишь главную жилку. Питаются более или менее отдельно. Личинки самца имеют четыре, самки – пять возрастов. Развитие личинок заканчивается в июне, личинки перестают питаться и падают на землю. Проникнув в почву образуют кокон. Изменяясь в эонимфу и пронимфу с пупальными пятнами, окукливаются. Оплодотворенные самки откладывают яйца на листья и черешки листьев ясеня.

Отродившиеся гусеницы весь период развития выедают в листьях ясеня типичные овальные отверстия. Взрослые гусеницы очень прожорливы, поедают целые листья, оставляя нетронутыми лишь главную и боковые жилки. В конце июня заканчивают рост, падают на землю, проникают в почву и там в коконах окукливаются. Так как количество самцов в популяции очень невелико, самки чаще всего самооплодотворяются.

Оба вида ясеневых пилильщиков распространены в ареале ясеня в Европе, в европейской части России до Закавказья. Ясеневый черный пилильщик как вредитель обнаружен на Сахалине и в Корее.

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: