ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> НАСЕКОМЫЕ-ВРЕДИТЕЛИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

Шпанка ясеневая — Lytta vesicatoria (L.)

Металлически-зеленый жук, длиной 12-21 мм. Усики находятся рядом с глазами, сравнительно длинные, волокнистые, к концу незаметно расширены, от четвертого членика окрашены темнее. Щит кзади сильно сужен. Надкрылья у корня тесно прилегают и явно мягкие. Ноги темные. Снизу жук покрыт серо-белыми волосками. Жуки имеют мышиный запах. При прикосновении, на суставе между голенью и бедром выделяется желтоватая жидкость, а изо рта — пищеварительный секрет, оба содержат контаридин (содержание его в гемолимфе около 4 %), образующий волдыри.

В природе жуки появляются, в зависимости от географического местоположения и погоды, в мае — июне. Летят в кроны ясеней, объедают листья, оставляя лишь черешки и срединную жилку. Эти сильные повреждения в кронах ясеня, иногда и в кустарниковом подлеске (главным образом на бирючине, сирени, акации или маслине), продолжаются около 1 месяца. Известны случаи, когда ранней весной в течение ночи жуки полностью уничтожали оливковые плантаци (в Италии), а с приходом нового дня исчезали в виноградниках. Ясеневая шпанка была обнаружена также на клене, тополе и розе. При сильном поражении молодых ясеней потеря прироста колеблется от 20 до 45 %.

Оплодотворенные самки откладывают яйца в землю кучками по 40-50 штук. Через 3-4 недели отрождаются личинки типа триунгулин, которые представляют собой первую личиночную форму в развитии ясеневой шпанки. Личинка черная, за исключением средне- и заднегруди, нижней части тела и ног, которые белые. Триунгулин имеет сравнительно длинные усики, а на конце тела две хвостовые нити (церки). Триунгулины вползают в цветы и оттуда, цепляясь за диких пчел, попадают в их гнезда. Там превращаются во вторую личиночную форму — белую, мягкую, с более короткими усиками, без хвостовых нитей. Живут паразитически в гнездах пчел, быстро созревают. В течение 10-14 дней изменяются в ложную куколку (pseudochrysalis). В этой стадии в гнездах зимуют. В конце апреля превращаются в третью личиночную форму, которая очень похожа на вторую. Через 14 дней превращаются в настоящую куколку. Период куколки продолжается около 14 дней. В июне появляются взрослые насекомые.

Ясеневая шпанка распространена в средней и южной Европе, доходит на севере до Скандинавии. Часто встречается на юге европейской части России, на Кавказе и в Западной Сибири. Завезена была и в Северную Америку.

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: