ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> НАСЕКОМЫЕ-ВРЕДИТЕЛИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

Скрипун малый осиновый — Saperda populnea (L.)

a — взрослая особь, самка; b — взрослая особь, самец; c — самец сбоку; d — личинка; e — признаки поражения осины с летным отверстием; f — повреждения с личинкой в продольном разрезе.

Малый осиновый скрипун — дровосек с удлиненным телом, величиной 9-15 мм. Сравнительно тонкие усики у самца достигают или превышают длину тела. У самки усики короче. На темени две продольные желтоватые полоски, которые кзади сильно расходятся. Щит имеет одинаковую длину и ширину, густо покрыт мелкими точками. Посредине и по сторонам проходят желтые продольные полоски. Надкрылья вытянутые, параллельные, несколько шире, чем щит. На конце значительно суживаются и закругляются, густо покрыты довольно грубой пунктировкой, местами морщинистые. На каждом из надкрыльев находится по пять мелких округлых желтых пятнышек, их может быть и меньше или не быть совсем. Личинка безногая, беловатая, взрослая длиной 15-20 мм. Темно-коричневая голова с сильными челюстями глубоко погружена в переднегрудь, которая сверху покрыта широким коричневым и зернистым щитком. Куколка свободная, мягкая, бело-желтая, длиной 15 мм.

Малый осиновый скрипун повреждает тополя, осину и ивы. Дровосеки появляются в природе, в зависимости от географического местоположения, от второй половины апреля до половины мая. Взрослые насекомые обгрызают или перфорируют листья. После окончания питания оплодотворенные самки откладывают яйца в углубления, которые выгрызают до заболони в побегах или тонких стволиках. В непосредственной их близости самка до луба выгрызает подковообразную борозду. Личинки, которые отрождаются через 10-15 дней, вначале питаются заживляющей тканью, потом в камбии по окружности выгрызают горизонтальные ходы. В середине лета проникают в древесину, где в побеге, в направлении вверх, выгрызают центральный ход длиной 3-5 см. Размельченную древесину личинки выталкивают наружу. Зимуют личинки в северных и центральных областях два раза, в южных — только один раз. Весной взрослые личинки окукливаются в древесине, на юге — уже в марте, в средней полосе — в конце апреля и начале мая, в северных областях — примерно на месяц позже. Стадия куколки длится 14 дней. На пораженных побегах и стволах появляются типичные утолщения, а на поверхности коры -характерные подковообразные борозды. Летные отверстия жуков круглые. Зараженные деревья замедляют рост и в местах повреждений легко ломаются.

Малый осиновый скрипун является прежде всего физиологическим вредителем, как вредитель технический имеет второстепенное значение.

Малый осиновый скрипун распространен по всей Европе, включая европейскую часть России. Встречается также на Кавказе, в Закавказье, в Передней Азии, в Сибири и Корее. На юге встречается до северной Африки. В Северной Америке известен двумя расами (S. p. moesta Lec, S. p. tulari Felt a Joutel).

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: