ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ и СССР >>> МИНЕРАЛЫ И ГОРНЫЕ ПОРОДЫ

Минералы и горные породы России и СССР

Содержание | Процессы образования минералов и горных пород в земной коре >>>

Введение

Россия — одна из величайших держав мира по запасам полезных ископаемых. На ее территории встречаются практически все известные в земной коре минералы и горные породы, а также почти все существующие типы месторождений различных видов минерального сырья.

Поисками и разведкой месторождений полезных ископаемых в нашей стране занимаются специалисты-геологи. Советские и российские геологи добились за последние годы очень больших успехов в раскрытии минерально-сырьевых богатств нашей Родины. Но громадные пространства России все еще таят в своих недрах много неизвестных сокровищ — новых месторождений ценных и важных для народного хозяйства руд, минералов и горных пород.

В их поисках геологам-профессионалам могут оказать неоценимую помощь участники массовых геологических походов и просто любители природы: туристы, охотники, члены краеведческих кружков и т.д. Следует учесть, что многие крупные месторождения полезных ископаемых были открыты любознательными людьми, не имеющими отношения к геологической службе.

Эта помощь, очевидно, была бы еще более эффективной, если бы все любители природы владели методами полевой диагностики минералов и горных пород и располагали соответствующим пособием для их определения по внешним признакам. Однако издания такого рода в отечественной литературе отсутствуют. Существующие руководства носят сугубо специальный характер, имеющиеся определители либо перегружены материалом, либо недостаточно наглядны и частично устарели, а прекрасные научно-популярные книги академика А.Е. Ферсмана, к сожалению, не могут служить для целей диагностики минералов.

В данном разделе нашего сайта изложены в общедоступной форме важнейшие сведения о минералах и горных породах, их классификации, физических свойствах, химическом составе, условиях образования и нахождения в природе и других особенностях, дающих возможность определять минералы и горные породы в полевых условиях, т.е. без применения специальных методов. К сожалению, невозможно с достаточной полнотой охватить абсолютно все интересные объекты минерального мира, поэтому здесь приводятся характеристики лишь наиболее распространенных и практически важных из них.

Раздел снабжен многочисленными цветными и тоновыми иллюстрациями — фотографиями минералогических и петрографических образцов. Однако необходимо учитывать, что диагностика объектов неживой природы — минералов и горных пород вследствие большой изменчивости их внешнего облика гораздо более сложна, чем определение биологических объектов. Поэтому не всегда достаточно ограничиться сравнением встреченных образцов с помещенными на сайте изображениями, тем более что невозможно с исчерпывающей полнотой проиллюстрировать все многообразие разновидностей минералов и горных пород, описанных в тексте.

Следует внимательно прочитать вступительные разделы к минералогической и петрографической частям раздела, где в сжатом виде изложены минимально необходимые геологические сведения и диагностические приемы, без усвоения которых определение минералов и горных пород практически неосуществимо. За дальнейшими разъяснениями по этим вопросам читателям следует обратиться к списку специальной литературы, приведенному в конце раздела.

Содержание | Процессы образования минералов и горных пород в земной коре >>>