Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ и СССР >>> МИНЕРАЛЫ И ГОРНЫЕ ПОРОДЫ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Минералы и горные породы России и СССР

<<< Руды и месторождения | Содержание | Сокращения в текстах >>>

Определение минералов и горных пород

Методика определения минералов и горных пород несколько различна. При определении минералов используются в основном внешние признаки и физические свойства, а также характерная ассоциация минералов-спутников. При диагностике горных пород важно учитывать геологические условия их нахождения и формы залегания.

Определение минералов

К определению минералов с использованием справочника, размещенного на сайте, рекомендуется подходить следующим образом:

1. Внимательно прочитать вводные главы и уяснить основные способы определения или оценки важнейших физических свойств минералов (твердости, удельного веса, спайности, цвета, блеска, излома).

2. Научиться выполнять элементарные химические испытания, применяемые при определении фосфатов (реакция с азотной кислотой и молибденово-кислым аммонием), карбонатов (реакция с соляной кислотой и реакции окрашивания) и некоторых других групп минералов.

3. Для определения образца неизвестного минерала нужно обратиться в первую очередь к помещенным в конце раздела спискам, в которых минералы Crруппированы по ведущим физическим свойствам: цвету, блеску твердости, удельному весу. Отыскав по совокупности этих свойств, установленных на определяемом образце, несколько подходящих минералов, следует далее прочитать их описания в тексте и с учетом наблюдаемой ассоциации (минералов-спутников) и специфических особенностей данного образца постараться сократить число «подозреваемых» минералов до минимума — по-возможности до одного. В описаниях минералов в рубрике «Диагностика» сведены наиболее характерные отличительные особенности каждого минерала, что должно облегчить процесс определения.

4. Большую помощь в определении минералов призваны оказать цветные иллюстрации, однако полагаться только на них невозможно. В природе многие минералы представлены несколькими разновидностями: часто один и тот же минерал в разных месторождениях выглядит неодинаково. Кроме того, для определения минералов привлекается весь комплекс их свойств, а не только окраска и внешний облик.

5. В сложных случаях, когда в полевых условиях однозначного определения достигнуть не удается, но образец по каким-либо причинам кажется интересным, следует доставить его в ближайшее геологическое учреждение (их адреса см. в приложении), где специалисты при необходимости с применением точных лабораторных методов исследования помогут добиться правильного решения.

Пример. Образец темной, судя по форме залегания изверженной (по-видимому, вулканической) породы с изометричными, округлыми и неправильной формы пустотами (миндалинами) и прожилками, в которых присутствуют заинтересовавшие нас минералы:

1. Сплошные выделения серого цвета, местами с тонкой концентрической (в прожилках параллельной контактам) полосчатостью, без спайности, весьма твердые (ножом не чертятся), полупрозрачные, с восковым блеском и небольшим удельным весом.

2. Лучистые сноповидные агрегаты игольчатых кристаллов белого цвета, полупрозрачные, с бесцветной чертой, совершенной спайностью, стеклянным (до перламутрового) блеском, средней твердостью (чертятся острием ножа и куском стекла) и невысоким удельным весом.

3. Розетки мелких пластинчатых кристаллов кирпично-красного цвета, с белой чертой, стеклянным до перламутрового блеском и совершенной спайностью; твердость и удельный вес — как у предыдущего минерала.

Ход определения

1. В группировке минералов по цвету выбираем список минералов серого цвета. Последовательно сопоставляем его с перечнями минералов высокой твердости (>5,5), минералов с восковым блеском и небольшим (<2,9) удельным весом. Выписываем название минералов, повторяющиеся во всех четырех списках. В данном случае таких названий оказывается всего два: агат и халцедон. По алфавитному указателю минералов отыскиваем их описания и выясняем, что агат представляет разновидность халцедона с характерным концентрически-полосчатым рисунком. Обстановка нахождения определяемого минерала согласуется с указанной в справочнике для халцедона (агата). Полевое определение минерала: халцедон, местами переходящий в его концентрически-полосчатую разновидность — агат.

2. Аналогичным способом сравниваем список минералов белого цвета с перечнями минералов, имеющих стеклянный и особенно перламутровый (более характерный с точки зрения диагностики) блеск, среднюю твердость (>2,5-4,5) и низкий удельный вес (<2,9). Учитываем также совместное нахождение определяемого минерала с халцедоном в миндалинах и прожилках вулканической породы.

В результате получаем набор из нескольких минералов (бораты, десмин, кальцит и др.), найдя описания которых видим, что они относятся к классам боратов, карбонатов и к группе цеолитов из класса силикатов. Отбросив бораты (ввиду явного несоответствия условий нахождения определяемого минерала указанным в справочнике для боратов), оказываемся перед выбором между карбонатом и цеолитом. Проверка производится с помощью соляной кислоты. Выясняем, что минерал не «шипит» от капли кислоты, т.е. не является карбонатом. Останавливаемся на группе цеолитов; читаем ее описание и характеристики отдельных минералов группы.

По совокупности признаков с учетом условий нахождения определяемого минерала делаем предположение, что это, вероятнее всего, десмин. Полевое определение: минерал из группы цеолитов (скорее всего, десмин) .

3. Подобным же образом, только используя список минералов красного цвета, определяем третий минерал тоже как цеолит, вероятнее всего гейландит.

Сравнивая образец с иллюстрациями, убеждаемся в его сходстве с изображениями агата и цеолитов.

В практике могут встретиться и более сложные случаи, когда для определения минерала придется подробно прочитать описания 5-6 минералов из разных классов и групп, поскольку на предварительном этапе, т.е. по группировочным перечням, не удастся больше сузить круг сходных между собой минералов.

Определение горных пород

Несколько иной подход рекомендуется к диагностике горных пород. Определить горную породу — это значит на основании совокупности признаков дать ей правильное наименование.

Определение горной породы должно проводиться в штуфе (образце) размером приблизительно 12 х 9 х 2 см, имеющем почти со всех сторон «свежий скол». Определение на основании рассмотрения выветренной («несвежей») поверхности может привести к ложным результатам.

Определение рекомендуется производить непосредственно в походе (маршруте). В полевых условиях, в коренных выходах горных пород на поверхность, имеется возможность учесть условия залегания пород, что при определении многих из них нередко приобретает решающее значение.

Приступая к определению горной породы, необходимо:

  • ознакомиться с основными различиями между осадочными, вулканогенно-обломочными, магматическими (интрузивными и эффузивными) и метаморфическими горными породами;
  • освоить методы определения основных физических свойств горных пород (см. главу «Физические свойства и особенности строения горных пород»);
  • уметь распознавать главные породообразующие минералы: кварц, полевые шпаты, нефелин, карбонаты, темноцветные минералы и др., а также вулканическое стекло.

В случаях когда зерна минералов малы (до 1-2 мм), определение следует вести с помощью 7-10-кратной лупы.

Полезно также овладеть главнейшими приемами химических испытаний горных пород, которые применяются для целей диагностики, как-то:

  • реакция на фосфор (см. группу фосфатных пород — фосфорит пластовый);
  • взаимодействие с 10%-ной соляной кислотой (см. описание карбонатных пород);
  • окрашивание азотной кислоты и органических растворителей, т.е. скипидара, бензина и т.д. (см. группу ископаемых углей — бурый уголь);
  • реакции окрашивания карбонатов, и глинистых минералов.

Целесообразно иметь при себе в закрытых сосудах небольшие объемы упомянутых веществ.

К справочнику приложен определитель горных пород на четырех листах, каждый из которых представляет по существу часть многолучевой диаграммы. Процесс определения сводится к установлению свойств и признаков, указанных на листах диаграммы, с последовательным перемещением по той или иной ветви от исходной точки.

Первым шагом в определении является отнесение горной породы к одной из трех категорий (лист 1): а) рыхлых, сыпучих, б) слабо связанных, легко ломающихся руками или в) прочно связанных, руками не ломающихся. Предположим, что порода отнесена к третьей категории.

Вторым шагом будет выяснение: имеет ли порода однородное сложение, либо она является полосчатой или слоистой, и притом отдельные слои имеют однородное строение, или, наконец, она полностью или частично (в отдельных слоях) состоит из основной массы и каких-либо включений.

Пример. Допустим, что определяемая порода попала во вторую из перечисленных групп. В соответствии с рекомендацией, данной на листе 1, переходим на лист 4, объединяющий все породы с указанными свойствами.

Дальнейший выбор должен быть произведен по следующим признакам:

  • а) порода состоит из шарообразных гороховидных тел;
  • б) является кристаллически-зернистой;
  • в) является тонкозернистой, скрытокристаллической (отдельные зерна простым глазом неразличимы);
  • г) имеет обломочное строение (состоит из сцементированных обломков горных пород и минералов);
  • д) является пористой, губчатой, пенистой или пузыристой;
  • е) аморфна.

Отнеся рассматриваемую породу к одной из перечисленных категорий, переходим к выявлению признаков, приведенных на диаграмме-определителе. Например, для кристаллически-зернистой породы выясняем, сланцеватая она или несланцеватая (массивная); для несланцеватых — «состоит из одного минерала» или «из нескольких минералов»; для пород, состоящих из нескольких минералов, имеем три подразделения в соответствии с долей темноцветных: «темноцветные минералы слагают более 50% объема породы», «то же — от 5 до 50%» и «темноцветных минералов нет». Если определение ведется именно по этому пути, то далее требуется выяснить, имеется или отсутствует в породе тот или иной минерал: полевой шпат, кварц, нефелин, кальцит и т.д.

В результате подобного процесса на внешнем конце последнего ответвления читаем название определяемой горной породы.

Далеко не всегда решение бывает единственным (однозначным); чаще мы приходим к двум-трем, иногда к большему числу наименований горных пород. Выбрать правильное решение помогают следующие обстоятельства:

  • Наименования горных пород в определителе помещены в цветные рамки. Красной рамкой обведены названия магматических пород, синей — осадочных, черной — вулканогенно-обломочных и зеленой — метаморфических. Зная общие признаки этих групп пород, можно найти правильное решение или вновь значительно сузить круг возможных решений.
  • В текстовой части справочника-определителя по завершении описания каждой горной породы есть раздел «Диагностика». Рассмотрение этих признаков, а также сопоставление описаний горных пород, оставшихся для окончательного выбора, с имеющимся образцом позволяют найти единственное решение и завершить определение горной породы.

Несколько дополнительных замечаний. Не во всех случаях определитель дает в равной степени конкретный результат. Наибольшую трудность составляет диагностика весьма разнообразных тонкозернистых, скрытокристаллических горных пород, где она опирается исключительно на общие физические свойства и условия залегания породы и где сведения о минеральном составе не могут быть привлечены. В связи с этим в определителе можно найти в качестве окончательных результатов такие: «группа кислых излившихся пород» и т.п., указывающие на принадлежность определяемой породы к упомянутой группе.

Для конкретной диагностики некоторых полнокристаллических горных пород (диоритов и гранитов) требуется, например, отличать плагиоклаз от ортоклаза (микроклина). Эти определения могут быть сделаны с помощью лупы, но требуют некоторого навыка и «острого глаза». В связи с этим гранитоиды в определителе более дробно не подразделяются. Это делается в тексте справочника.

В других сложных случаях в тексте при описании соответствующих типов пород помещен дополнительный определитель (см., например, брекчия, табл. 9).

<<< Руды и месторождения | Содержание | Сокращения в текстах >>>


Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.

В разделе Методические материалы Вы также можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести сделанные нашими коллегами книгу "Полевой определитель птиц", а также mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml банкротство физических лиц форум : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016