ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ и СССР >>> МИНЕРАЛЫ И ГОРНЫЕ ПОРОДЫ

Минералы и горные породы России и СССР

<<< Магнитные и электрические свойства | Содержание | Электрические свойства минералов >>>

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МИНЕРАЛОВ
Магнитные и электрические свойства

Магнитные свойства минералов

Из почти 4000 ныне известных минеральных видов действительно обнаруживают природный магнетизм, т.е. действуют на магнитную стрелку компаса и/или как природные магниты притягивают к себе железные предметы, лишь очень немногие: магнетит Fe3O4 и более редкий маггемит Fe2O3; самородное железо и железистая платина; в меньшей мере также пирротин (Fe1-xS), особенно его моноклинная модификация, состава Fe7S8.

Эти минералы являются ферромагнетиками, т.е. обладают высокими значениями магнитной восприимчивости. Из них только магнетит и маггемит ведут себя как природные магниты.

Кроме перечисленных минералов, ферромагнетиком становится гематит Fe2O3 при охлаждении до -15°С; но при комнатной температуре он представляет собой антиферромагнетик (точнее, слабый ферромагнетик, см. ниже). Все прочие минералы по величине магнитной восприимчивости подразделяются на парамагнетики и диамагнетики. Теперь поясним использованные выше термины.

Магнитная восприимчивость — безразмерная величина, характеризующая связь намагниченности вещества (которая для однородно намагниченных тел, какими являются кристаллы, представляет собой магнитный момент М единицы объема) с магнитным полем в этом веществе (характеристикой магнитного поля служит его напряженность). Магнитная восприимчивость минералов численно определяется как отношение намагниченности (магнитного момента) к напряженности магнитного поля: Х=М/Н.

Если магнитная восприимчивость вещества отрицательна, т.е. вещество намагничено против поля и выталкивает из себя его силовые линии, то оно относится к диамагнетикам; магнит слегка отталкивает от себя диамагнитные минералы.

При малой положительной магнитной восприимчивости (n * 10-4 — n * 10-6) вещество является парамагнетиком; оно намагничивается по полю. Магнитная восприимчивость диа- и парамагнетиков почти не зависит от напряженности магнитного поля (такая зависимость проявляется только при очень больших значениях Н, т.е. в очень сильных полях, и при низких температурах).

А вот в ферромагнетиках значения магнитной восприимчивости достигают десятков, сотен и даже нескольких тысяч единиц и очень сильно зависят от величины Н. Магнетизм ферромагнетиков обусловлен особой ионной магнитной структурой — полностью упорядоченной взаимнопараллельной ориентацией всех магнитных моментов (диполей), выстраивающихся в одном направлении, которое называют осью легкого намагничивания.

Если же ориентация магнитных диполей антипараллельна, т.е. вблизи каждого из них расположен компенсирующий (направленный в противоположную сторону), так что результирующий магнитный момент равен нулю, вещество называется антиферромагнетиком. Но у некоторых антиферромагнетиков все же наблюдается слабый ферромагнетизм, обусловленный нестрогой антипараллельностью магнитных диполей; среди минералов к такого рода слабым ферромагнетикам относятся, например, гематит и родохрозит МnСO3, а также некоторые ильмениты FeTiO3 со структурами распада твердого раствора ильменит-гематит, т.е. с закономерно ориентированными вростками гематита. Уже при небольших отрицательных температурах слабые ферромагнетики часто переходят в сильные.

Диамагнитными являются минералы с преобладанием ковалентной связи, а также содержащие ионы с электронной конфигурацией благородных газов. К числу диамагнитных минералов относятся, например, галита сильвин, кальцит, самородные золото, серебро, медь, висмут и др. В диамагнитных кристаллах магнитные моменты отдельных электронов взаимно компенсируются, и поэтому остаточный магнитный момент отсутствует.

Парамагнитные минералы содержат ионы с некомпенсированными магнитными моментами и обнаруживают небольшой остаточный магнитный момент. Обычно в таких минералах присутствуют парамагнитные ионы железа и/или марганца. Магнитная восприимчивость — векторное свойство и, следовательно, зависит от типа кристаллической структуры; это особенно заметно у парамагнитных минералов, магнитная восприимчивость которых, измеренная вдоль и поперек кристаллов, может заметно различаться (вдвое и больше).