ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (РЕПТИЛИИ)

Наши авторские методические материалы по рептилиям и амфибиям России:
можно приобрести следующие методические материалы по рептилиям Северной Евразии:

компьютерные (для PC-Windows) определители: "Рептилии" и "Амфибии".
полевые определители для смартфонов и планшетов: "ЭкоГид: Рептилии" и "ЭкоГид: Амфибии и Голоса" (их можно купить в магазине Play Google),
цветная ламинированная определительная таблица Амфибии и рептилии,
определитель серии "Энциклопедия природы России" Земноводные и пресмыкающиеся.

Класс Рептилии, или Пресмыкающиеся — Reptilia, Отряд Чешуйчатые — Squamata, Подотряд Ящерицы — Sauria, Семейство Гекконы — Gekkonidae, Род Североазиатские Геккончики — Alsophylax

Пискливый геккончик — Alsophylax pipiens (Pallas, 1814)
(= Alsophylax microtis Boulenger, 1885)

Пискливый геккончик - Alsophylax pipiens

Внешний вид. Мелкая, достигающая в длину 42 мм, ящерица. Хвост в 0,7-1,2 раза длиннее тела. Туловище и голова слегка приплюснуты. Зрачок вертикальный с зазубренным краем. Ушное отверстие мелкое, округлое. Горловая чешуя очень мелкая. Туловище, шея и основание хвоста сверху покрыты черепицеобразной однородной плоской чешуей, чередующейся с отдельными округлыми более крупными, слегка выпуклыми гладкими (иногда слаборебристыми) чешуйками (бугорками). Пальцы прямые; их концевые фаланги с боков не сжаты. Количество анальных пор варьирует от 8 до 13.

Окраска верхней стороны тела бледно-желтоватого или песчано-охристого цвета с сероватым оттенком. От верхнегубной области через орбиту и выше ушного отверстия с каждой стороны головы проходят темно-коричневые полосы. Спинной рисунок иногда также состоит из разорванных полос, которые могут проявляться и на верхней поверхности конечностей и хвоста. Брюшная сторона тела белая с желтовато-лимонным оттенком.

Распространение. Азиатская часть ареала весьма обширна, она охватывает Среднюю Азию и Казахстан, северно-восточный Иран, северный Афганистан, южную Монголию и прилежащие районы Китая. Ареал вида приурочен к зонам пустынь и полупустынь. Западная граница ареала доходит до низовий Волги, далее на восток этот вид широко распространен на Устюрте, Казахском мелкосопочнике, в северных Кызылкумах, в Бетпак-Дале, Семиречье, в Джунгарии, в южной Гоби и Алашани в северном Китае. Типовая территория: гора Большой Богдо в Астраханской области — одновременно является единственной территорией в России и единственным местообитанием в Европе, где встречается пискливый геккончик.

Местообитания. Пискливый геккончик является типичным представителем аридных ландшафтов, в основном, равнинных участков и склонов невысоких поднятий. В районе горы Большой Богдо придерживается участков каменистой степи со скудной растительностью, а также трещин и пустот в выходах горной породы. На территории России в районе типового местообитания на горе Большой Богдо в Астраханской области численность этих гекконов резко снизилась в связи с уничтожением их биотопов. Их разрушение происходит вследствие выработки коренной породы для получения гранита. В азиатской части ареала встречается в разнообразных биотопах: на глинисто-щебнистых равнинах, в песках и в скальных местообитаниях. Для всех местообитаний пискливого геккончика типична редкая травянистая растительность и кустарники (Haloxylon ammodendron, Nitraria sp., Zygophyllum sp., Reaumuria sp., Caragana sp).

Активность. Активность ночная. Весной активность начинается в конце марта — начале апреля, когда геккончики выходят после зимовки.

Размножение. Спаривание отмечено в конце апреля — мае. Самка откладывает 1-2 яйца. Как правило, отмечены две кладки за сезон. Молодые гекконы выходят из яиц в июле-августе. Половозрелость наступает в 20-месячном возрасте, т. е. на вторую весну после вылупления, при длине тела 25-28 мм. Отмечены коллективные кладки.

Питание. Питаются, в основном, насекомыми, с преобладанием прямокрылых, перепончатокрылых, мух и их личинок, и паукообразными.

Численность и природоохранный статус. Пискливый геккончик внесен в Красные книги Российской Федерации и Туркменистана (III категории).

Сходные виды. От панцирного геккончика отличается отсутствием мелких дополнительных носовых чешуек, а от гладкого геккончика — развитыми бугорками.

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по анатомии, морфологии и экологии пресмыкающихся: общая характеристика пресмыкающихся, покровы, движение, и скелет пресмыкающихся, органы пищеварения и питание, органы дыхания и газообмен, кровеносная система и кровообращение, органы выделения и водно-солевой обмен, половые органы и размножение, нервная система и органы чувств, поведение и образ жизни, годовой цикл жизни, географическое распространение и роль в биоценозах, значение пресмыкающихся для человека, а также: некоторые правила зоологической номенклатуры, определение рептилий по внешним признакам, рекомендуемая литература по рептилиям.

Наши авторские методические материалы по рептилиям и амфибиям России:

компьютерные (для PC-Windows) определители: "Рептилии" и "Амфибии".
цветная ламинированная определительная таблица Амфибии и рептилии,
определитель серии "Энциклопедия природы России" Земноводные и пресмыкающиеся.