ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА >>> ПРИРОДА МИРА >>> ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ

Физическая география материков и океанов

АФРИКА: ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ РЕГИОНОВ

<<< Котловина Конго и окраинные горы | Содержание | Эфиопское нагорье и плато Сомали >>>

ВОСТОЧНАЯ АФРИКА

(смотрите карту физико-географического районирования Африки со ссылками на фотографии природы этого региона)

Смотрите также фотографии природы Восточной Африки: Кения, Танзания и Занзибар (из раздела Природные ландшафты мира).

Восточная Африка отличается от остальных регионов материка преобладанием горного рельефа. Находясь в пределах наиболее тектонически подвижной части материка, испытавшей особенно сильную активизацию тектонических процессов в кайнозое, Восточная Африка представляет собой область растяжения земной коры с образованием трещин глубокого заложения и проявления древнего и современного внутриматерикового рифтового вулканизма.

В пределах этого субконтинента на сушу выходит глобальная система рифтов, основная часть которой связана со срединно-океаническими хребтами и скрыта под водами океанов. В северо-западной части Индийского океана по дну Аденского залива проходит подводный хребет Карлсберг. Пересекающий его рифт соединяется с рифтом Красного моря, отделяющим от Африки глыбу Аравийского полуострова. У юго-западного берега Красного моря в пределах Эритреи и Эфиопии находится «треугольник Афар — впадина, где океанические рифты вторгаются на Африканский материк» (Х. Раст, 1982). В этом «треугольнике» сходятся рифтовые системы Аденского залива и Красного моря с континентальными рифтами материка. Подробнее о них будет сказано при характеристике отдельных районов Восточной Африки.

Восточная Африка занимает окраинное положение на материке по обе стороны от экватора. В ее пределах встречаются пассаты северного и южного полушарий и проявляется активная муссонная деятельность. Расчлененность рельефа и большие высоты над уровнем моря усложняют систему атмосферной циркуляции и создают в пределах Восточной Африки большое разнообразие ландшафтов, от жарких тропических пустынь у самого берега океана до влажных экваториальных лесов на склонах массивов, увенчанных снежными вершинами.

В Восточной Африке и на островах Индийского океана встречается наибольшее число эндемичных видов млекопитающих (55%), птиц (63%), пресмыкающихся (49 %) и земноводных (40 %). В то же время в этом регионе наибольшее количество видов животных находится под угрозой исчезновения: 149 видов млекопитающих, 107 видов птиц, 27 видов пресмыкающихся, 6 видов земноводных и 60 видов рыб.

В Восточной Африке проходит главный водораздел материка и начинаются самые крупные полноводные реки.

Для Восточной Африки, как и Суданской области, характерны повторяющиеся засухи, часто катастрофические. Помимо хозяйственной деятельности последствия засух усугубляются гражданскими войнами и вооруженными конфликтами.

В этой части Африки выделяются Эфиопское нагорье и плато Сомали и Восточно-Африканское нагорье.

Особый физико-географический регион образует большой остров Мадагаскар, расположенный в Индийском океане у берегов Африки.

Посмотреть фотографии природы различных   материков и стран мира (с географическими и биологическими смысловыми подписями к фотографиям) можно в разделах: Европа, Азия, Африка, Северная Америка, Центральная и Южная Америка, Австралия и Новая Зеландия и Антарктика секции "Природные ландшафты мира" нашего сайта.

Познакомиться с описаниями природы России и стран бывшего СССР можно в разделе "Физическая география России и СССР" нашего сайта.

Многие географические термины, встречающиеся в тексте, объяснены в "Словаре по физической географии", имеющем следующие разделы: Литосфера, Рельеф, Атмосфера и климат, Гидросфера, Биосфера, Природная зональность, Человек и природа.