ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА >>> ПРИРОДА МИРА >>> ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ

Физическая география материков и океанов

МАТЕРИКИ: АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ

<<< Почвы и растительность | Содержание | Человек >>>

ЖИВОТНЫЙ МИР АВСТРАЛИИ И ОКЕАНИИ

(смотрите карту физико-географического районирования Австралии со ссылками на фотографии природы этого региона)

Смотрите также фотографии природы Австралии и Океании: Северная Австралия, Центральная равнина, Северо-Восток, Юго-Восток, Новая Зеландия - северный остров, Новая Зеландия - южный остров (из раздела Природные ландшафты мира).

Фауна Австралии является ярчайшим компонентом ее природы, хотя и не отличается богатством видов. Особенно бедна фауна островов. Причина этого в том, что материк и острова уже давно оказались отделенными от других участков суши, и фауна их развивалась изолированно. Вместе с тем в фауне Австралии есть элементы, общие или родственные с некоторыми представителями фауны Южной Америки, Антарктики и Южной Азии.

Наряду с чертами сходства в фауне Австралии и островов Тихого океана имеются большие различия, которые дают основание для выделения подобластей: Австралийской, включающей материк и Тасманию, Новогвинейской, Новозеландской и Полинезийской (рис. 130).

Зоогеографическое районирование Австралии и Океании

Рис. 130. Зоогеографическое районирование Австралии и Океании

Фауна Австралии и материковых островов Океании, особенно Новой Зеландии, отличается бедностью, древностью и эндемизмом и имеет ярко выраженный реликтовый характер. Так, в составе животного мира Австралии насчитывается всего 235 видов млекопитающих, 720 — птиц, 420 — пресмыкающихся, 120 — земноводных. При этом 90 % видов позвоночных на материке эндемичны. В Новой Зеландии млекопитающие в составе дикой фауны вообще отсутствуют, а 93 % видов птиц нигде, кроме этой области, не встречаются.

Самая характерная черта фауны Австралии — широкое распространение низкоорганизованных млекопитающих: однопроходных и сумчатых. Однопроходные, отряд клоачных, представлен двумя семействами: утконосовые и ехидновые, они сохранились только на материке и некоторых островах. В Австралийской области насчитывается свыше 150 видов сумчатых. Современные семейства: хищные сумчатые, сумчатые муравьеды, сумчатые кроты, кускусовые, вомбатовые, кенгуровые и др.

Очевидно не выдержав конкуренции с более жизнеспособными плацентарными млекопитающими, низшие млекопитающие, почти вымершие на других материках, нашли себе убежище в Австралии, куда высшие представители класса млекопитающих не смогли проникнуть из-за усилившейся в конце неогенового периода изоляции материка. Высшие млекопитающие в дикой фауне Австралии представлены только летучими мышами и немногими видами наземных мышей.

Что касается других классов позвоночных (птиц, пресмыкающихся или рептилий), то они также представлены в фауне Австралии в основном древними, эндемичными родами и видами.

В зависимости от природных условий фауна различных частей Австралийского материка имеет свои особенности. Это внутреннее разнообразие также зависит и от условий исторического развития. Например, большие видовые различия существуют между западной и восточной областями Австралии, которые долгое время были разделены морем.

Для влажных тропических и субтропических лесов севера и востока Австралии, а также Новой Гвинеи и некоторых других островов характерно многообразие лазающих животных. Особенно примечателен сумчатый медведь, или коала (Phascolarctos cinereus), называемый еще сумчатым ленивцем (рис. 131).

Распространение некоторых животных в Австралии и Океании

Рис. 131. Распространение некоторых животных в Австралии и Океании

Он ведет ночной образ жизни и большую часть времени проводит на деревьях, питаясь их листьями. Кроме него, распространены ведущие преимущественно древесный образ жизни поссум и древесный кенгуру. На Новой Гвинее встречаются представители фауны соседней Азии, например дикий кабан.

Вдоль рек селится австралийский эндемик утконос (Ornithorhynchus anatinus) — небольшое млекопитающее с перепончатыми лапами и плоским клювом, добывающее пищу в воде.

Очень разнообразны и богато представлены птицы тропических лесов: лирохвосты (Menula superba), эндемичный представитель австралийской фауны шлемоносный, или обыкновенный казуар (Casuarius casuarius), пестро и ярко окрашенные райские птицы, различные попугаи, медососы — родичи американских колибри, напоминающие их по внешнему виду и способу питания. Характерны эндемичные для Австралийской области сорные куры, или большеногие (Megapodiidae), замечательные тем, что они не насиживают свои яйца, а закапывают их в различные гниющие отбросы.

В водоемах водятся австралийские крокодилы и черепахи. Земноводные представлены древесными лягушками.

Во влажных лесах севера и востока материка много членистоногих: эндемичные муравьи, бабочки и жуки.На севере обитают австралийские дождевые черви (Megascolicidae), достигающие несколько метров в длину.

На реках и озерах Австралии живет много водоплавающих птиц. Кроме местных видов, там можно встретить гостей из Сибири, прилетающих на время зимы северного полушария. Внутренние воды Австралии отличаются богатой ихтиофауной, распространены эндемичные и очень древние формы, например, замечательная двоякодышащая рыба рогозуб (Neoceratodus forsteri), сохранившаяся в неизменном виде с триасового периода. Она встречается только в немногих реках восточной части материка.

Еще более своеобразна фауна саванн, зарослей кустарников и открытых пространств северных и центральных частей Австралии. В областях с большими запасами корма для травоядных животных обитают такие характерные представители сумчатых, как кенгуру (несколько родов и много видов). Кенгуру обычно живут стадами; в случае опасности они передвигаются большими прыжками. Прыжок самого крупного большого серого кенгуру (Macropus giganteus) достигает 10 м в длину и 2-3 м в высоту. Длина его тела, включая хвост, может достигать 3 м. Среди скал и в кустарниковых зарослях живут кенгуру валлаби.

Кенгуру сильно истреблены человеком. На кенгуру нападает и дикая собака динго (Canis dingo). Это небольшое животное с рыжей шерстью, очень выносливое, способное к быстрому и длительному бегу. Преследуя добычу, она может бежать много часов подряд. Сейчас эти хищники распространены на громадной территории вокруг озера Эйр. Из мест своего постоянного обитания они совершают набеги в разных направлениях на большие расстояния в поисках пищи. Кроме кенгуру, они истребляют много других животных. Некоторые животные Австралии совершенно исчезли там, где обитает собака динго. Динго нападает также на домашний скот. Особенно большую угрозу дикие собаки представляют для овцеводства. Из-за них разведение овец в некоторых районах стало нерентабельным. Они нападают также на безоружного человека, особенно на детей. На материке динго скрещивался с домашней собакой; единственная чистая популяция сохранилась на острове Фрейзер, где для охраны динго создан национальный парк.

В областях с травяным и кустарниковым покровом живут также сумчатые грызуны и насекомоядные: вомбат, крыса, крот, муравьед.

В зарослях кустарников водится местный эндемик ехидна (Echidna aculeata) — млекопитающее, его тело покрыто иглами. Как и утконос, ехидна откладывает яйца, которые вынашивает в сумке, питается главным образом муравьями, собирая их длинным липким языком. Она ведет ночной образ жизни, очень пуглива и с приближением опасности зарывается в землю. На ехидну охотятся из-за вкусного мяса.

На безлесных пространствах с зарослями кустарников встречаются австралийские крупные нелетающие птицы, относящиеся к отряду казуарообразных, — эму (Dromaius novaehollandiae), травяные попугаи, наносящие большой вред посевам, различные водоплавающие и обитающие у воды птицы, многие из которых прилетают из северного полушария.

Разнообразны змеи и ящерицы. Среди змей преобладают ядовитые. У ящерицы молоха (Moloch horridus) особые шиловидные наросты на теле поглощают влагу из воздуха — так этот вид приспособился к засушливым климатическим условиям.

Обильны насекомые, особенно термиты, которые покрывают своими постройками огромные пространства настолько густо, что некоторые места становятся труднопроходимыми. Распространены также муравьи. Бичом сельского хозяйства является саранча. Большой вред людям наносят москиты, комары и мухи.

Животный мир острова Тасмания отличается некоторыми особенностями. Например, долго сохранялись два представителя сумчатых, не встречавшихся на материке — сумчатый дьявол (Sarcophilus harrisii) и сумчатый волк (Thylacinus cynocephalus). И если сумчатый дьявол в настоящее время довольно часто встречается на острове, то сумчатого волка считают полностью истребленным. В южной части острова можно увидеть типичных представителей антарктической фауны — пингвинов.

Большим своеобразием отличается фауна Новой Зеландии. В связи с давним островным положением она бедна видами, но зато там сохранились некоторые древние животные, которых по праву называют живыми ископаемыми. Фауна Новой Зеландии — древнейшая из современных фаун, она сохранила в своем составе животных конца мезозойской эры и начала палеогенового периода. Особенностью островной фауны является отсутствие млекопитающих и очень большое разнообразие птиц, среди которых многие ведут наземный образ жизни, как бы приняв на себя функции млекопитающих. Орнитофауну Новой Зеландии отличает существование представителей древнего отряда бескрылых: киви (Apteryx australis), совиных, попугаев и т.д. Еще до прихода европейцев были истреблены гигантские птицы моа, достигавшие высоты 5 м.

Из пресмыкающихся особенно многочисленны ящерицы, среди которых сохранившаяся с мезозоя гаттерия, уже почти исчезнувшая в настоящее время. Зато змей, черепах и крокодилов на островах Новой Зеландии нет.

Бедность естественной фауны Австралии и соседних с ней островов была причиной того, что в процессе колонизации из Евразии и с других континентов в Австралию стали проникать чужеземные животные. Часть их была привезена в качестве домашних животных, часть — в качестве объектов охоты, а некоторые проникли с переселенцами помимо их воли. Так или иначе, эти животные не встретили в составе местной реликтовой фауны достаточно сильных и жизнеспособных конкурентов. Многие из них одичали, широко распространились по материку и из полезных или безвредных животных стали вредителями лесов и полей, начали истреблять местных животных. Всем известна история кроликов, ставших на какое-то время настоящим бичом в Австралии и Новой Зеландии. В опасных хищников, истребляющих птиц и мелких зверей, превратились одичавшие домашние кошки, большой ущерб лесному и сельскому хозяйству наносят олени, серны и т.д.

Биоразнообразию региона угрожают такие факторы, как расширение сельскохозяйственных угодий, строительство дорог и прочих коммуникаций, сведение лесов, браконьерские способы охоты, а также интродукция чужеродных растений и животных. Считается, что в Австралии и Океании под угрозой исчезновения находятся 152 вида млекопитающих, 200 видов птиц, 58 видов пресмыкающихся, 27 видов земноводных и 48 видов рыб.

<<< Почвы и растительность | Содержание | Человек >>>

Посмотреть фотографии природы различных   материков и стран мира (с географическими и биологическими смысловыми подписями к фотографиям) можно в разделах: Европа, Азия, Африка, Северная Америка, Центральная и Южная Америка, Австралия и Новая Зеландия и Антарктика секции "Природные ландшафты мира" нашего сайта.

Познакомиться с описаниями природы России и стран бывшего СССР можно в разделе "Физическая география России и СССР" нашего сайта.

Многие географические термины, встречающиеся в тексте, объяснены в "Словаре по физической географии", имеющем следующие разделы: Литосфера, Рельеф, Атмосфера и климат, Гидросфера, Биосфера, Природная зональность, Человек и природа.