Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помощь сайту




Биологический кружок ВООП: главная страница раздела
Гостю кружка Наши планы Экспедиции и выезды Исследовательская работа История кружка Контакты

Информация о конференции к 30-летию программы зимних учетов "Parus"


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


ИСТОРИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА ВООП: СТАТЬИ, ВОСПОМИНАНИЯ КРУЖКОВЦЕВ

Эволюция "хвоста", или
"Понемногу обо всем и всё о немногом"

Л.Б. Печатникова
(статья о кружке ВООП опубликована в газете «Первое сентября» в 2003 г.)

Научным школам не выдают лицензий, их не аттестуют начальники. Они просто возникают вокруг каких-то особенных людей, умных, образованных, а главное, увлекательных, ярких. Учатся в такой школе не по расписанию, не по программе. Совместная работа, житейские мелочи, общение — все становится уроком. И эту школу невозможно закончить. Ты просто переходишь из одной категории в другую, становишься старше, уже читаешь лекции, руководишь исследованиями, и все равно остаешься учеником своего Учителя, своей Школы.

Такая школа сложилась 50 лет назад вокруг Ученого, Биолога, страстного любителя природы, Петра Петровича Смолина, ППС, как его называли. Не имея диплома о высшем образовании, тем более никаких степеней и званий, он сумел создать особую систему подготовки ученых-биологов. Разношерстная полубеспризорная детвора 20-х, мальчишки из послевоенных московских дворов, подростки 60-десятники — многие поколения школьников прошли его школу путешествий, вечерних заседаний до полуночи и заполночь, дурацких песен, дальних экспедиций, увлекательных открытий из жизни животных и растений. В дневниках учеников ППСа описания биотопов соседствуют с рисунками, шуточками. Из кружка, в сущности, без всякой официальной структуры, прописанных программ, списков посещаемости, словом, из неформального довольно разношерстного сообщества вышло огромное количество известных ученых, авторов интересных открытий, толковых учебников, просто хороших людей, умеющих пристально вглядываться в жизнь и находить ответы на поставленные вопросы.

Изучение почвКружок не стал "славным прошлым". Он живет сейчас под именем ВООП, под крышей Дарвиновского музея, под руководством Екатерины Преображенской, ученицы ППСа, под покровительством многих выросших кружковцев, которые принимают группы юннатов в заповедниках, читают лекции, руководят детскими работами — естественно, бесплатно.

Как же устроена такая школа? Как удается ей оставаться привлекательной для ребят на протяжении полувека? Как здесь удается выращивать научную элиту страны?

Эволюция "хвоста"

Много лет назад Петр Петрович, человек разносторонний, заинтересовался школой Анатолия Бакушинского, историка искусства, работавшего в Третьяковской галерее. Суть его подхода заключалась в том, чтобы ничего не рассказывая посетителям о картине заранее, заставить их как бы пережить картину, сформировать свое впечатление, затем еще одна картина, еще. Немного, не больше десяти за занятие, но каждый раз новая последовательность подачи материала приводила к новым открытиям. Примерно также вел Смолин свои занятия на природе. Нечто подобное происходит в кружке и сегодня.

Здесь действует принцип, удачно сформулированный много лет назад К. Тимирязевым: "Понемногу обо всем и все о немногом". Лекции по зоологии, ботанике, экологии, обсуждение бесчисленных полевых практик, экскурсии — формируется широкий кругозор, складывается объемная картина мира. Но есть свое любимое, скажем, кормовое поведение пеночки-трещотки или строение какого-нибудь болотного мха — это изучается досконально и так глубоко, что опытный профессор с интересом выслушает доклад школьника и откроет для себя много новых подробностей.

За много лет проявилась забавная закономерность: чем младше исследователь, тем крупнее объект его наблюдений. Медведь, например. С возрастом повышается внимание к мелкой живности, насекомым, червям.

В кружке работают, а не проходят кем-то уже пройденную программу. Работа начинается не в кабинете, не с книгой, а в лесу, в поле, в конце концов, в городском парке или даже на улице. Каждые выходные — в Подмосковье: учебные экскурсии, мониторинг, описания экосистем. Каждые каникулы — во все заповедники России. Подсобными рабочими, лаборантами. Главное — сначала увидеть своими глазами, удивиться, а только потом усаживаться за стол.

Учебный год в обычной школе начинается, как известно, первого сентября. И очень мешает это обстоятельство биологам. В начале сентября в средней полосе еще остается более сотни цветущих растений, еще не улетели летние птицы. Самое время идти в лес, слушать, смотреть, записывать, рисовать. На всю жизнь ребенок запомнит то, чего нет ни в лишенном жизни гербарии, ни в роскошно иллюстрированной книге.

Идет по лесу небольшая компания, человека 3-4, не больше, если речь идет об учете. Во главе — кто-то опытный — учетчик. Ему может быть 12 лет, а может 50. Главное, чтобы узнавал голоса птиц, мог определить попавшиеся на пути растения, умел интересно рассказывать. "Хвосты", те, кто идут за ним, слушают, спрашивают, запоминают, наугад выкрикивают "зяблик!", когда старший товарищ в сотый раз за день безнадежно вопрошает: "А это кто поет?" И, в конце концов, действительно учатся отличать песенку зяблика от чириканья воробья, а трель зарянки от голоса синицы. Заодно и в синицах разберутся. Их, оказывается, много.

Но "хвост" не зря плетется сзади. Он выполняет посильную работу. Записи ведет. Деревья трясет, если нужно насекомых собрать. Землю копает. Хотя бы шаги считает. Кстати, не так просто, как кажется. И это уже его личный вклад в серьезное научное исследование. Ведь современная наука — коллективный труд. Правда, подготовка ученого остается штучной работой.

Вернувшись из леса, группа садится обрабатывать данные, искать нужную информацию в определителях, учебниках. Отчет представляется и обсуждается на общекружковой конференции. Пройдет несколько месяцев или лет, и поумневший "хвост" поведет новичков в лес. Он стал учетчиком. В его голове сложилась картина мира, он научился читать в природе, как в книге. А что еще нужно?

Метод исканий

Когда не знаешь, что встретишь, нужно уметь наблюдать, анализировать, делать выводы относительно причин происходящего. Исследование — это интрига, детектив. Новое, неизвестное можно обнаружить всегда, если понимаешь, на что смотришь.

Почему пеночка-трещотка, которая везде питается насекомыми в лиственных лесах, в Брянской области вдруг поселилась в сосняке? Загадка! Эту тайну удалось раскрыть после нескольких экспедиций, нескольких лет наблюдений, ложных догадок, разочарований. Последнему из исследователей, получившему наконец ответ на вопрос – Оле Кривощаповой – 13 лет.

Описание почвенного разреза Кажется, мелочь. Стоило ли трудиться? А как же! У ребенка была некоторая картина мира: пеночка живет в лиственных лесах. Это уже достижение, уже уровень знания. Потом он увидел несоответствие: птицу на сосне. Задал себе вопрос. Не было бы исходного знания, не было бы и вопроса. Чем больше знаю, тем больше возможностей удивиться. Появилась исследовательская задача, с помощью старших удалось разработать методику. И вот — открытие. Так ведь и делается большая наука.

Кружковцы последние 40 лет участвуют в важнейшем международном исследовании — учете численности и путей миграции птиц. Ты уже не просто в лесу учишь птичьи свисты, не просто ворон считаешь с биноклем в руках. Твои данные станут частью всемирной системы, всечеловеческого знания о мире. Мера ответственности. Мера значимости. Если, конечно, ты удерживаешь эту цель, пока считаешь ворон или осматриваешь дуплянки.

Были времена, когда работа, выполненная на кружке, служила пропуском в университет, конечно, при условии хорошо сданных экзаменов. А к экзаменам кружок готовил прекрасно. Теперь при поступлении на биофак никто не спрашивает у абитуриента про его собственные исследования. Проходной балл — только он имеет значение. Кружковцы все равно поступают. А все-таки жаль, что ни одному вузу не интересно, над какой темой работает их будущий студент.

Правила жизни

История свидетельствует, что много лет назад свобода кружковцев была совершенно безграничной. Никаких вступительных испытаний. Хочешь — ходи каждый день, не хочешь — не ходи или приходи раз в год. Все равно тебе будут рады. Хочешь — слушай, учись, не хочешь — так болтайся. Никаких обязательных работ, вообще ничего обязательного. Некоторая иерархия, конечно, складывалась по заслугам. Но все было в руках юнната.

Зато если ты брался за учебу, то не программу осваивал, а настоящие знания. Хочешь разбираться в птицах? Пожалуйста, в России около трехсот видов живет. Разбирайся. Растения интересуют? Вот флора Подмосковья, больше тысячи видов.

Если ты брался за дело, то не для игры, не для видимости — для дела. Тема работы всегда была (и остается) по-настоящему неисследованной. Значит, и работа получается не учебной с заранее известным ответом, а вполне научной. С открытием в конце. С возможностью использовать полученные данные в дальнейших изысканиях. С гарантией качества и точности.

Чем больше ты делал, тем большего от тебя ожидали. А если ничего не делал, то и не ждали ничего. Но не упрекали, не унижали, не ограничивали в правах.

Сегодня требования стали ниже, народ во многом уже «не тянет». И строгости, четкости в организации побольше. А рвения меньше. Хотя все равно есть те, на ком держится кружок. И продержится еще.

ВООП — это самоуправляющийся разновозрастный коллектив, живущий по простым человеческим законам, естественным образом передаваемым от старшим к младшим. Не ленись, старайся знать как можно больше, не жадничай, думай не только о себе и т.п. Это в идеале. На деле кружку с трудом удается поддерживать такие несложные принципы под натиском времени.

Кружковец должен уметь жить — в частности, на природе. Не оставляя после себя следов разрухи, но и не отказываясь от элементарных удобств. А значит, каждый учится разжигать огонь и готовить, ставить палатку и строить шалаш, ходить на лыжах и ориентироваться по карте, по солнцу, учится одеваться по погоде, избегать слишком тесных контактов с большими кабанами и маленькими змейками, учится мастерить снаряжение, ходить по пересеченной местности, не промокать в болоте… — учится жить.

Учитель

Вообще вся работа, самостоятельные занятия ведутся не только ради каких-то практических целей, а потому что это и есть содержание нормальной человеческой жизни. Это все ради себя, любимого. И желание передать другим то, что узнал, — это тоже нормально. Всякий более опытный по ходу дела учит менее сведущих. Так его самого когда-то учили, он знает, что передать знания — очень важно. Лишь бы нашелся желающий взять. Кто-то из малышей увяжется за спокойной ласковой студенткой, кто-то за веселым гитаристом, кому-то интересно слушать специалиста по лишайникам. Каждый найдет своего учителя, а учитель — своего ученика. По опыту прошлых поколений, такое наставничество может длиться всю жизнь.

Чем старше кружковец, тем дальше он уходит от кружка: дальние экспедиции, институты, диссертации. Закономерное движение. Но время от времени он отправляется на выезд с малышами, приходит рассказать о своей работе на вечернее заседание, помогает кому-то из начинающих описать результаты первых исследований.

Чтобы понятно объяснить, приходится понять самому. Обязательно на порядок глубже, чем поймет тот, кто тебя спросил. Поэтому работают с юннатами крупные ученые, энциклопедически образованные люди, причем работают без скидок на юный возраст слушателей, сотрудников. Правда, рассказать нужно так интересно и качественно, чтобы слушала, не по обязанности, от души, аудитория в возрасте от 12 лет и до бесконечности.

Научный руководитель, учитель должен поймать момент удивления ребенка, помочь сформулировать вопрос, подобрать умную книжку, методику работы. И еще терпеливо дождаться, пока эта работа родится у ребенка. Досрочные роды — не к добру.

Иногда так хочется все самой продиктовать. Слава богу, за плечами опыт, знания. Но тогда уже не узнаешь, что мог бы написать твой ученик. Сам.

Конечно, его самостоятельная работа складывается из разговоров с учителем, бесконечных обсуждений, совместного решения крупных и крошечных проблем. В сущности, это совместная работа. Чтобы она была действительно стоящей, учитель должен потратить массу сил и времени. Возможно, ребенок никогда не заметит его вклад. Зато как потрясающе интересно наблюдать рождение идеи!

О времена, о нравы!

Сегодня престижные лицеи, гимназии нагружают детей под завязку, держат за книгами без выходных и праздников. Конечно, ученики получают глубокое, систематическое образование, но они не узнают в лесу те растения, чьи латинские имена выучили назубок. Начитавшись учебников, они не умеют "читать книгу природы".

И потом даже в очень хорошей, серьезной или что-то подобное гимназии они все равно — в классе, в потоке. Общие учителя, учебники, программы, задания. А в кружке каждый сам по себе. Своя тема, свои книги, свои планы, свои учителя. Свой маршрут в лесу, который проходишь один, наедине с природой. Штучная работа.

Правда, выросшие в классе лучше понимают законы конкуренции. А юннат только сам с собой конкурирует. С тем идеальным результатом, которого мог бы достичь, если бы напряг все силы. Печально, не все хотят напрягаться, сегодня считается, что надо жить легко, комфортно. Снижается планка. Взрослые люди, а следом и дети, начинают щадить себя. Позволяют не знать, не уметь.

Дети остаются детьми. Даже очень умные, очень увлеченные, они все равно будут озорничать, шуметь, неизбежно что-нибудь сломают, испортят. Взрослые должны быть готовы к этому, потому что если ничего руками не трогать, то ничему не научишься. К сожалению, сегодня многим работникам музеев, заповедников дети мешают. Их не любят пускать, без них тихо, спокойно, можно заниматься своими важными делами, и никто не будет путаться под ногами, задавая дурацкие вопросы. А лет через 10-20 уже никто не придет в музей, в заповедник, в научную лабораторию. Да и закроют их просто-напросто выросшие у закрытых дверей дети. Или с землей сравняют за ненадобностью.

Чтобы этого не произошло, кружковцы приходят в обычные школы, возят желающих на экскурсии, целые классы и маленькие группы, едут инструкторами в учебные экспедиции. Пусть люди знают, как живет природа, как удивительно устроен мир. Так работает научная школа ППС — ВООП. И другие близкие по духу кружки, во главе которых часто стоят выпускники-вооповцы.

 


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016