Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помощь сайту




Биологический кружок ВООП: главная страница раздела
Гостю кружка Наши планы Экспедиции и выезды Исследовательская работа История кружка Контакты

Информация о конференции к 30-летию программы зимних учетов "Parus"


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


О КРУЖКЕ ВООП
(статья Е.С. Преображенской, руководителя кружка)

1997

Я расскажу немного о деятельности биологического кружка Дарвиновского музея после Петра Петровича. Конечно, заменить Петра Петровича невозможно. У него были три главных качества, которые делали кружок тем выдающимся явлением которым он был. Это во первых энциклопедическая образованность ППСа, во-вторых - то, что он прекрасно знал и чувствовал живую природу, был настоящим натуралистом и, в третьих, педагогические способности и желание заниматься тем, что сейчас называют дурацким словосочетанием “дополнительное образование”, то есть кружковой работой. Каждое из этих качеств само по себе редкость, а уж сочетание их в одном человеке - тем более. Могу сказать с уверенностью, что подобных людей сейчас в России нет, хотя различных кружков, биологических и экологических объединений школьников много сотен, а может и за тысячу.

Поэтому я считаю, что очень важно сохранить от ППСовского ВООПа хотя бы те его черты, которые мы сохранить в состоянии. После смерти ППСа биологический кружок Дарвиновского музея ведут его ученики и, в свою очередь, их ученики. Кроме биологического кружка Дарвиновского музея есть еще несколько кружков, которые ведут последователи Петра Петровича, в частности, кружок Ники Харитонова. Есть уже кружки, которые ведут люди, не учившиеся непосредственно у ППСа, но старающиеся придерживаться тех же принципов кружковой работы.

Хотя меня иногда называют руководителем биологического кружка Дарвиновского музея, я на самом деле являюсь только координатором действий группы кружковцев - выпускников, которые занимаются этим делом. Фактически ведут занятия и активно работает с кружковцами-школьниками в течение года обычно группа из 6-8 выпускников кружка - студентов-старшекурсников и окончивших вузы. Что же отличает кружки последователей Петра Петровича от других биологических кружков?

Во-первых, это натуралистическое направление работы кружка в смысле старого бюновского лозунга “Ближе к природе”. Мы занимаемся изучением зоологии, ботаники и смежными полевыми дисциплинами. “Неполевым” областям биологии уделяем меньше внимания. Основная форма нашей работы - это выезды в природу по воскресеньям и во время каникул.

В настоящее время занятия проходят в музее 3 раза в неделю. В среду - занятия для младших, сюда входит курс по птицам, по млекопитающим и по цветковым растениям. Содержание занятий - это работа с различными коллекциями, с определителями. С открытием музея стало значительно легче, так как мы можем заниматься на его экспозициях. К сожалению, те коллекции, с которыми работал ВООП в 60 годах, сейчас уже не существуют или недоступны. Но у нас есть своя небольшая коллекция тушек птиц (около 150 экз), состоящая из подарков и наших собственных сборов. Есть довольно приличный гербарий, есть коллекции слайдов растений и птиц. По вторникам проводится общее занятие. В эти дни читаются лекции с систематическим обзором типов животных и растений. И наконец в четверг - занятия “для старших” по экологии, генетике и тому подобному. На занятиях бывает человек 10, максимум 15. В общем же активно работают обычно около 30 человек. Так что кружок сейчас сравнительно небольшой.

Формальная запись в кружок не проводится. Приходить на занятия могут все желающие, и все расписываются в блокноте. Те, кто ходит в кружок, делятся на гостей, стажеров и основной состав, или действительных членов кружка. Основной кружок - это те, кто собрал материал, подготовил и защитил самостоятельную работу.

Важнейшая часть кружковой работы, как я уже говорила, выезды. Они проводятся во время учебного года не менее 2 раз в месяц и обязательно каждые каникулы. Я могу с гордостью сказать, что с 1975 года не было ни одних школьных каникул, во время которых не было бы экспедиции или полевой практики кружка. Мы обязательно куда-то выезжаем, а летом практика ведется не меньше 2 месяцев, а то и все лето. Конечно, не все кружковцы всюду ездят, но возможность такая есть всегда, и кто-то обязательно выезжает, а часто кружок даже делится на 2 группы, которые едут в разные места. Сейчас, конечно, очень остро стоит проблема с деньгами на дорогу и тому подобное, но мы стараемся как-то выкручиваться, в основном то, что называется экономить на еде.

Для выездов у нас есть несколько постоянных баз. В Подмосковье нас выручают старшие кружковцы, мы ездим в Тарасовку к Саше Боголюбову и в Малинки к Сереже Черенкову. В теплое время - с ночевкой в лесу. Иногда- с утра, в подмосковные лесопарки.

Для длительных выездов у нас есть своя собственная база на Костромской биостанции ИПЭ РАН, Это Приунженская низменность примерно посередине между Костромой и Вяткой. Там мы в 1981 г. купили деревенский дом, а с 1988 г. используем еще принадлежащие Институту здания бывшей сельской больницы. Это замечательные места, людей очень мало, кругом леса. Одна беда в том, что база все время хочет развалиться и очень трудно ей в этом помешать.

На Костромскую биостанцию мы обычно выезжаем 4 раза в год. Кроме того стараемся съездить куда-то еще. Так, в 1996 г. мы ездили на мартовские каникулы в Крым, с 1 по 10 мая в Самарскую область, в июне - на Соловки.

Второй важный принцип - это исследовательская деятельность кружка. Все сколько-нибудь серьезные кружковцы участвуют в какой-либо научной и одновременно учебной исследовательской деятельности. Никогда не бывает выездов просто так - всегда ведется либо учет птиц, либо описание растительности, поиск редких видов и тому подобное, либо обучение методикам какой-то работы. Постепенно накапливается материал, который используется затем для выполнения самостоятельных учебно-исследовательских работ. То есть, сбор материала ведется чаще коллективно, а окончательная обработка и осмысливание достается кому-то одному. Отсюда формулируется третий принцип работы кружка - взаимодействие народа разного возраста, от 6-7 класса до аспирантов и научных сотрудников, которые ведут занятия, на выездах вместе со школьниками ходят в маршруты и затем руководят выполнением самостоятельных юннатских работ. Преподаватели согласятся со мной, что такая форма работы очень полезна не только для младших, но и для старших, по крайней мере для студентов. Иначе кружок практически и не мог бы существовать. Так, например, на выездах мы никогда не ходим толпой, а всегда делаем радиальные маршруты небольшими группами - не более 5 человек. Так работать в лесу гораздо эффективнее.

Традиционное мероприятие работы кружка - встреча поколений, которая проводится ежегодно, с середины 60-х годов в Крюково. Туда приезжают кружковцы разного возраста - от выпускников конца 50-х годов до нынешних школьников. Вечером все интенсивно общаются и делятся воспоминаниями, а с утра проводится зеленая олимпиада, на которой старшие кружковцы проверяют школьников на предмет биологических знаний и полевых навыков.

Конечно, тематика исследовательской работы кружка зависит от интересов старшего состава руководителей. Наши основные направления работ - орнитологическое и ботаническое. Они распределены по времени года: зимой мы занимаемся в основном учетами птиц, в первой половине лета - также в основном различными работами по экологии и численности воробьиных птиц, а во второй половине лета - ботаническими исследованиями. Осенью в кружке проводится конференция по летним исследовательским работам. В последнее время, чтобы все эти работы не терялись и были доступны, мы стали публиковать их в виде сборника. Сейчас к этой конференции мы сделали второй выпуск этого сборника.

Одно из важнейших занятий кружковцев - зимние учеты птиц. В 70 -х и начале 80-х годов кружковцы активно занимались учетами зимующих птиц Подмосковья, пространственной и временной изменчивостью их численности. Затем возникла идея распространить эту деятельность на европейскую часть тогда еще СССР. Так была образована программа “Parus” (от латинского названия рода синиц). Суть ее в том, что примерно в 30-40 пунктах Европейской России каждую зиму проводятся маршрутные учеты зимующих птиц по стандартной методике. В этой программе участвуют орнитологи заповедников и различные орнитологи на местах, в том числе и любители. Кружковцы каждую зиму, во время зимних каникул выезжают в заповедники и на другие какие-нибудь базы группами около 6 человек, и проводят такие учеты. Обычно за зиму выезжает 5-6 групп школьников и студентов.

Есть и еще несколько любимых исследовательских направлений. Это из орнитологии - учеты птиц в Москве, наблюдения за кормовым поведением воробьиных птиц, работа с мухоловками-пеструшками в дуплянках. Из ботаники - изучение мхов, в первую очередь сфагнумов, динамика растительных сообществ, взаимосвязь почв и растительности.

Летние исследования ведутся в основном на Костромской биостанции. Кроме исследовательской работы мы в последнее время стали еще довольно активно заниматься образовательной деятельностью. А именно - мы устраиваем то, что теперь называется “экологический лагерь” или “школа-лагерь” не только для своих кружковцев, но и для приглашенных школьников. Старшие школьники и выпускники ВООПа на таких мероприятиях выполняют функции инструкторов - проводят занятия и маршруты. Так, с 1993 г. в конце июля-начале августа на нашей базе проводится геоботаническая школа-лагерь для школьников из разных мест России и их руководителей. В этом году мы стали приглашать группы из московских школ, так, к нам приезжали на осенние и зимние каникулы группы, которые просто учились различать птиц, растения, следы, проводить учеты птиц и т.п. Места у нас много, так что эту деятельность мы собираемся поддерживать и готовы сотрудничать с биологическими школами и “начинающими” кружками. Наши студенты в прошлые годы проводили также “Школы-лагеря зимнего учета птиц” в разных регионах - в Башкирии совместно с объединением “Тенгри”, в Удмуртии со станцией юннатов. Однако сейчас вся эта деятельность, к сожалению, вянет, поскольку ни у кого нет денег на дорогу - ни у нас, ни у тех, кто приезжал к нам. Так, в этом году пришлось отменить зимнюю школу-лагерь в Башкирии, которая до этого проводилась два года.

Так чему же, по идее, должен человек научиться в нашем кружке? Во-первых, он должен хорошо знать природу: птиц, животных, растения, основные закономерности их жизни. Он должен чувствовать себя в лесу дома, нормально ориентироваться, спокойно относиться ко всяким неприятностям быта в полевых условиях.

 

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ (ХРОНИКА) КРУЖКА ВООП:

 


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016