Практикумы
Семинары
Вебинары
Исследовательская работа
Экспедиции и лагеря
Экотропы
Экологические игры
Публикации
Примечания: 1) нижеследующая работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководителя и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническая правка, верстка - А.С. Боголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект является авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.
Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение дополнительного
образования «Детский технопарк Кванториум»
Исследовательский проект
Экологическая тропа «Тайны древесных
растений»
Авторы: учащиеся МБОУ ДО Кванториум
объединения «Малая Родина», ученики 4Б класса МОУ
СОШ № 34.
Руководитель: Горелова Елена
Валерьевна, ПДО МБОУ ДО Кванториум
Комсомольск-на-Амуре
2017 год
Фото 1. Экотропа в Силинском лесу
Пояснительная записка
Актуальность. Вот уже второе лето мы
участвовали в экологическом практикуме, который
проводила Горелова Елена Валерьевна, педагог
дополнительного образования Детского
технопарка Кванториум. На практикуме мы изучали
разнообразие природных объектов нашего города.
Большое внимание уделялось на практикуме
изучению древесных растений города. Однажды мы
побывали на экологических тропах Силинского
леса и детского технопарка Кванториум. Мы
увидели, что такое экологическая тропа, как она
оборудуется и как интересно изучать на ней
растения. Мы предложили Елене Валерьевне создать
экологическую тропу на территории школы №34 и
решить несколько проблем:
- во-первых, мы знаем, что многие ученики нашей
школы не знают древесные виды растений,
произрастающих около школы, и мы им о них
расскажем;
- во-вторых, рассказав о тайнах и интересных
фактах древесных растений, мы надеемся
воспитывать в себе и своих друзьях экологическую
культуру и биологическую неграмотность;
- в-третьих, мы сделаем информационно-наглядное
пособие, которое будет храниться в библиотеке
нашей школы, чтобы каждый ученик смог его взять и
изучить.
Цель проекта: создание экологической тропы
на пришкольной территории МОУ СОШ №34.
Задачи проекта.
- Изучить теоретические основы создания
экологических троп.
- Изучить разнообразие и особенности древесной
растительности пришкольного участка МОУ СОШ №34.
- Разработать и оформить маршрут экологической
тропы для учащихся МОУ СОШ №34.
- Научиться современным 3D-технологиям и создать с
помощью 3D-ручки модели плодов и семян некоторых
древесных растений, произрастающих на
экологической тропе МОУ СОШ №34.
- Оформить паспорт на экологическую тропу МОУ СОШ
№34 «Тайны древесных растений».
Фото 2. Составление паспортов растений
Особенности проекта.
По сроку реализации проект является
краткосрочным. Реализовался проект в течение 2-х
месяцев.
По количеству участников проект групповой.
Выполняли проект группа учащихся МБОУ ДО
Кванториум объединения «Малая Родина».
По доминирующей деятельности проект
является практико-ориентированным, так как
нацелен на решение социальных задач, отражающих
интересы участников проекта (учащихся
объединения «Малая Родина» и внешнего заказчика
(учащихся МОУ СОШ №34). Кроме того, проект отличает
четко обозначенный с самого начала результат
деятельности его участников (исследование
растений, составление маршрута и т.), который
будет использован в жизни класса и школы.
Ценность данного проекта заключается в
реальности использования продукта –
экологической тропы - на практике – на уроках
биологии, краеведения, окружающего мира.
По комплексности проект является межпредметным,
так как реализовался во внеурочное время под
руководством ПДО Гореловой Елены Валерьевны,
учителя биологии МОУ СОШ №34 Савчук Натальи
Александровны, ПДО МБОУ ДО Кванториум Чеверда
Екатерины Анатольевны, методиста Комсомольского
заповедника Шевцовой Юлии Дмитриевны.
Результатом выполнения проекта является:
- стенд «Маршрут по экологической тропе МОУ СОШ
№34 «Тайны древесных растений»;
- паспорт на «Экологическую тропу МОУ СОШ №34
«Тайны древесных растений»;
- коллекция 3D-моделей плодов и семян некоторых
древесных растений.пк
Содержание проекта
№ |
Задача |
Механизм достижения |
Методы |
Результат |
1 |
Изучить теоретические основы создания
экологических троп. |
Изучение литературных и Интернет источников |
Анализ, синтез, обобщение |
Реферат |
2 |
Изучить разнообразие и особенности древесной
растительности пришкольного участка МОУ СОШ №34. |
Изучение литературных и Интернет источников о
древесных растениях, консультация со
специалистами в области биологических наук |
Наблюдение, сравнение, анализ, синтез,
обобщение |
Составление паспорта каждого древесного
растения на пришкольном участке. |
3 |
Разработать и оформить маршрут экологической
тропы для учащихся МОУ СОШ №34. |
Составления карты-схемы пришкольного участка
МОУ СОШ №34, распечатывание растений и
информации. |
практические |
Плакат |
4 |
Научиться современным 3D-технологиям
и создать с помощью 3D-ручки модели
плодов и семян некоторых древесных растений,
произрастающих на экологической тропе МОУ СОШ
№34. |
Посещение мастер-класса по работе с 3D-ручкой к
Чеверда Е.А., ПДО МБОУ ДО Кванториум |
Практические – работа с 3D-ручкой |
3D-коллекция плодов, семян и листьев некоторых
древесных растений |
5 |
Оформить паспорт на экологическую тропу МОУ
СОШ №34 «Тайны древесных растений». |
Изучение правил оформления паспорта |
практические |
Брошюра |
Фото 3. Оформление маршрута экотропы
Этапы реализации проекта
Название этапа |
Виды деятельности |
Сроки |
Ответственные |
Подготовительный |
Обсуждение актуальности данного проекта,
осознание проблемной ситуации, анкетирование,
выбор темы, постановка целей, задач проекта. |
май 2017 г. |
Учащиеся объединения «Малая Родина» МБОУ ДО
Кванториум в составе 13 человек |
Проектировочный |
Общее планирование, построение конкретного
плана деятельности, распределение заданий в
работе. |
май 2017 г. |
Учащиеся объединения «Малая Родина» МБОУ ДО
Кванториум в составе 13 человек |
|
Мы провели анкетирование 180 учеников младших
классов школы и выяснили следующее: 45% учеников
не знают, какие древесные растения растут на
пришкольном участке; 85% учеников назвали менее 10
видов древесных растений; 87% учеников хотят
узнать о растениях пришкольного участка. |
Май 2017 г. |
Швецова Елизавета, Левченко Елизавета,
Баранова Ксения, Притула Ульяна |
- Изучения теоретических основ составления
экологических троп.
|
Для получения данной информации мы обратились
к электронным Интернет-ресурсам. В результате мы
узнали, что такое экологическая тропа, правила
составления и оборудования экологических троп,
виды экологических троп (приложение 1) . Кроме
того, мы посетили экологическую тропу в
Силинском лесу (приложение 2, фото 1). |
Июнь 2017 г. |
Матвеев Артем, Медведева Анастасия, Ерофеев
Вячеслав, Пляскина Алина |
- Изучение древесной растительности
пришкольного участка.
|
Данный этап работы мы выполняли на летнем
экологическом практикуме. Мы составили список
всех древесных растений. В этом нам помогла
учитель биологии МОУ СОШ №34 Савчук Наталья
Александровна. Всего мы определили 20 видов
деревьев и кустарников. Однако, для
экологической тропы мы задействовали только 13
видов. Затем мы распределили растения между
участниками проекта. Каждый участник должен был
заполнить паспорт растения (приложение 2, фото 2). |
Июнь 2016 г., июнь 2017 г. |
Учащиеся объединения «Малая Родина» МБОУ ДО
Кванториум в составе 13 человек |
- Оформление маршрута экологической тропы.
|
У администрации школы мы взяли план школы и
пришкольного участка, отметили места
произрастания древесных видов растений. Затем на
листе ватмана мы нарисовали картосхему
экологической тропы, приклеили картинки
растений (приложение 2, фото 3) и нарисовали схему
движения по экологической тропе (приложение 2,
фото 4). Данный маршрут мы вывесили в рекреации
начальной школы МОУ СОШ №34. |
Июнь 2017 г. |
Аваряскина Арина, Притула Ульяна, Левченко
Елизавета, Баранова Ксения |
- Оформление экологической тропы на местности.
|
Поскольку экологическая тропа проходит на
территории школы, то ее оборудование, без
последствий вандализма не возможно. Поэтому, мы
решили, что при проведении экскурсий по
экологической тропе мы будем выставлять и
развешивать таблички и информацию
непосредственно перед экскурсией. |
Июнь 2017 г. |
Панов Тимур, Жаткина Валерия, Левченко
Елизавета |
- Оформление паспорта на экологическую тропу.
|
На экологическую тропу МОУ СОШ №34 «Тайны
древесных растений» мы оформили паспорт в виде
небольшой брошюры. Этот паспорт будет находиться
в библиотеке школы, чтобы каждый ученик нашей
школы мог с ней познакомиться (приложение 3). |
Июль 2017 г. |
Горелова Елена Валерьевна, Панов Тимур,
Матвеев Артем |
|
Так как мы являемся учащимися Детского
технопарка Кванториум, то мы решили
воспользоваться современным оборудование и
сделать 3D-модели плодов, семян и листьев. В этом
нам помогла педагог дополнительного образования
МБОУ ДО Кванториум Чеверда Екатерина
Анатольевна (приложение 1, фото 5). Мы нашли и
распечатали на принтере наиболее интересные
плоды, семена и листья древесных растений, а
Екатерина Анатольевна научила нас, как работать
с 3D-ручкой. В результате у нас получилась 3D-
коллекция плодов, семян и листьев древесных
растений пришкольного участка МОУ СОШ №34
(приложение 2, фото 6). |
Июнь 2017 г. |
Корнева Милена, Корнева Доминика, учащиеся
объединения «Малая Родина» МБОУ ДО Кванториум в
составе 13 человек |
Аналитический |
На данном этапе мы сравнили планируемые и
реальные результаты нашей деятельности по
проекту и пришли к выводу, что реализовать проект
у нас получилось. |
Июль 2017 |
Учащиеся объединения «Малая Родина» МБОУ ДО
Кванториум в составе 13 человек |
Контрольно-корректировочный |
На данном этапе мы проанализировали наши
успехи и ошибки и пришли к выводу, что при
составлении экологической тропы важное значение
имеет ее практическая значимость. Поэтому, в
дальнейшем нашей задачей будет разработка
экскурсии по экологической тропе для учащихся
школы. |
Июль 2017 г. |
Учащиеся объединения «Малая Родина» МБОУ ДО
Кванториум в составе 13 человек |
Заключительный |
Представление содержания проекта и его защита
состоялась на I-й Открытой научно-технической
конференции проектных и исследовательских работ
«Шаг в науку» для учащихся 2-4 классов 22 ноября 2017
года. |
Ноябрь 2017 |
Жаткина Валерия Панов Тимур |
Состав участников проекта
- Руководитель проекта: Горелова Елена
Валерьевна, ПДО МБОУ ДО Кванториум
- Исполнители проекта: учащиеся объединения
«Малая Родина» МБОУ ДО Кванториум, ученики 4Б
класса МОУ СОШ №34.
- Аваряскина Арина – художник-оформитель
- Баранова Ксения - интервьюер
- Ерофеев Вячеслав – сборщик информации
- Жаткина Валерия - спикер
- Корнева Милена - макетчик
- Корнева Доминика - макетчик
- Левченко Елизавета – художник-оформитель
- Матвеев Артём - сборщик информации
- Тяжелков Егор - сборщик информации
- Панов Тимур - спикер
- Пляскина Алина - сборщик информации
- Притула Ульяна - интервьюер
- Швецова Елизавета - интервьюер
- Савчук Наталья Александровна – учитель
биологии МОУ СОШ №34, консультант по древесным
растениям пришкольного участка МОУ СОШ №34.
- Швецова Юлия Дмитриевна – методист
Комсомольского заповедника, консультант по
вопросам организации экологических троп.
- Чеверда Екатерина Анатольевна – ПДО МБОУ ДО
Кванториум, консультант по 3D-технологиям.
Ресурсы, необходимые для выполнения проекта.
Кадровые |
Материальные |
Финансовые |
Учащиеся объединения «Малая Родина» МБОУ ДО
Кванториум, учителя биологии, методисты,
специалисты по , специалисты по 3D-технологиям. |
Цветной и черно-белый принтер, компьютер с
выходом в Интернет, бумага А4 – 50 шт., лист
ватмана, фломастеры, 3D-ручки, пластиковый
картридж к 3D-ручкам. |
Финансирование проекта осуществляется за счет
спонсорской помощи родителей участников
проекта. |
Фото 4. Маршрут экотропы
Результаты проекта.
В результате реализации проекта
«Экологическая тропа МОУ СОШ №34 «Тайны
древесных растений» все поставленные нами
задачи выполнены.
Мы изучили теоретические основы создания
экологических троп и выяснили, что
экологическая тропа - это специально
оборудованный маршрут, проходящий через
различные экологические системы и другие
природные объекты, архитектурные памятники,
имеющие эстетическую, природоохранную и
историческую ценность, на котором идущие
(гуляющие, туристы и т. п.) получают устную (с
помощью экскурсовода) или письменную (стенды,
аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах.
Мы изучили основные правила разработки и
оборудования экологических троп. Основными
критериями создания экологических троп являются
доступность, привлекательность,
информативность. Все экологические тропы
оборудуются плакатами, стендами,
информационными щитами. Однако, в нашем случае
экологическая тропа проходит на территории
школы и ее оборудование, без последствий
вандализма не возможно. Поэтому, мы решили, что
при проведении экскурсий по экологической тропе
мы будем выставлять и развешивать таблички и
информацию непосредственно перед экскурсией.
Мы изучили разнообразие и особенности
древесной растительности пришкольного участка
МОУ СОШ №34. Всего нами определено и описано 20
видов древесных растений. Однако, для
экологической тропы мы используем только 13,
наиболее распространенных деревьев и
кустарников, чтобы не было информационной
загруженности. В определении видов нам помогала
учитель биологии МОУ СОШ №34 Наталья
Александровна Савчук.
Мы оформили стенд с маршрутом экологической
тропы МОУ СОШ №34 для учащихся школы и вывесили
его в рекреации школы.
Мы научились современным 3D-технологиям и
создали с помощью 3D-ручки модели плодов, семян и
листьев некоторых древесных растений,
произрастающих на пришкольном участке МОУ СОШ
№34.
Мы оформили паспорт на экологическую тропу
МОУ СОШ №34 «Тайны древесных растений»
Оценка эффективности реализации проекта.
Основная цель проекта – создание
экологической тропы и все задачи проекта были
выполнены.
Практическая значимость проекта – паспортом
экологической тропы могут пользоваться все
ученики и учителя МОУ СОШ №34 для того, чтобы
узнать разнообразие деревьев и кустарников на
пришкольном участке и их особенности. Эта
информация нужна на уроках окружающий мир,
биологии и на занятиях по краеведению. Кроме
того, использование экологических троп в
обучении и воспитании способствует наиболее
эффективному воспитанию экологической культуры
у учащихся и их родителей.
Инновационная значимость проекта – при
изучении древесных растений можно не только
использовать методику выполнения гербария, но и
выполнение 3D-моделей плодов, семян и листьев
данных растений.
Трансляционная привлекательность проекта
состоит в том, что, используя его, любой учитель
или педагог сможет создать экологическую тропу
на своем пришкольном участке.
Фото 5. Мастер-класс по 3D-ручке
Перспективы дальнейшего развития проекта.
В дальнейшем мы планируем проект по разработке
экскурсионных маршрутов по нашей экологической
тропе для учеников разных классов и проект по
оборудованию объектов экологической тропы МОУ
СОШ №34 «Тайны древесных растений» QR-кодами.
Приложение 1.
Теоретические основы составления
экологических троп
Экологическая тропа - это специально
оборудованный маршрут, проходящий через
различные экологические системы и другие
природные объекты, архитектурные памятники,
имеющие эстетическую, природоохранную и
историческую ценность, на котором идущие
(гуляющие, туристы и т. п.) получают устную (с
помощью экскурсовода) или письменную (стенды,
аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах.
Организация экологической тропы - одна из форм
воспитания экологического мышления и
мировоззрения [3].
Экологическая тропа (учебно-туристическая
тропа) — обустроенные и особо охраняемые
прогулочно-познавательные маршруты, создаваемые
с целью экологического просвещения населения
через установленные по маршруту информационные
стенды [7]
История организации экологических троп в
природе насчитывает более 60 лет. Вначале такие
тропы возникали на заповедных территориях - в
национальных парках Северной Америки, а позднее -
и в Западной Европе. Большую популярность они
получили в Эстонии. В разных странах тропы
назывались по-разному: тропа природы, научная
трасса, естествоведческая тропа. Протяженность
таких познавательных троп природы рассчитана на
прохождение их в течение одного или нескольких
дней. Широко известны тропы Лахемааского
национального парка (Эстония) протяженностью 4-12
км.
Аналогичные маршруты стали создаваться в
России недавно. Одной из первых была разработана
и создана "Тропа Бажукова", пролегающая в
долине реки Серги в 40 км от Екатеринбурга, среди
неповторимых по красоте памятников природы -
отвесных скал, глубоких карстовых провалов,
живописных гротов, "бездонных" озер. Над
разработкой данной тропы трудились
преподаватели и студенты Уральского
университета.
Не менее известны экологические тропы,
созданные в Московской области преподавателями
и студентами Московского университета, а
школьники Московских школ разработали проект
тропы природы "Матвеевский лес", проходящей
по окраине Москвы, оборудована "Тропа
следопытов" в Измаиловском парке столицы.
"Учебная экологическая тропа", проходящая
по живописному берегу реки Оки, создана под
руководством учителей школьниками города Пущино
Московской области. Сейчас в России
насчитывается около трехсот таких троп [7].
Основное назначение экологических троп -
воспитание культуры поведения людей в природе.
Таким образом, она выполняет природоохранную
функцию. С помощью таких троп углубляются и
расширяются знания экскурсантов об окружающей
их природе (растительном и животном мире,
геологическом строении местности и т. п.),
совершенствуется понимание закономерностей
биологических и других естественных процессов.
Это повышает ответственность людей за
сохранение окружающей среды, способствуя
воспитанию чувства любви к природе, своей родине
[7].
Правила составления экологических троп.
Наиболее целесообразно прокладывать экотропы
вблизи интенсивно посещаемых рекреационных
районов. Это позволяет направить основной
поток отдыхающих по определенному маршруту и
ослабить антропогенную нагрузку на природную
среду. Посетители могут пополнять свои
природоведческие знания.
Экотропа должна быть доступна в транспортном
отношении. Желательно, чтобы район тропы
хорошо посещался местным населением. Маршрут
лучше всего прокладывать по уже сложившейся
дорожке - тропиночной сети. При его выборе важно
учитывать привлекательность окружающего
ландшафта. Следует избегать участков с
монотонными однотипными природными
сообществами. Необходимо чередование открытых
пространств с лесными тропинками, уголков
нетронутой природы с участками, которые
подверглись значительному антропогенному
воздействию.
Наряду с привлекательностью, другим важнейшим
качеством тропы является ее информативность.
Получаемую здесь информацию условно можно
разделить на познавательную
"просветительную" и предписывающую. Каждому
виду информации соответствуют "свои"
объекты на маршруте и свои знаки - символы
(напоминающие дорожные знаки). Натуральные
объекты выступают источником преимущественно
познавательной информации. Это виды растений,
животных, формы рельефа, почвы и другие элементы
живой и неживой природы. Наибольшей
популярностью у детей и взрослых пользуются
биологические объекты: растения, грибы, животные.
Именно они подвергаются наибольшему воздействию
со стороны человека, особенно в зонах отдыха.
Поэтому важно, чтобы выбранный вид или
наблюдаемый процесс позволял наглядно показать
его роль в создании или поддержании
экологического состояния среды. Целый ряд
объектов в зоне тропы можно создать своими
руками, искусно вписав их в окружающий ландшафт
[5].
Фото 6. 3D-коллекция
Этапы составления и оборудования
экологической тропы.
- Прокладка на местности маршрута экологической
тропы и составление картосхемы.
- Нанесение на картосхему объектов экологической
тропы.
- Выявляются места установки информационных
досок, экологических знаков и указателей,
оборудования обзорных точек, мостиков,
переходов, мест отдыха [4].
- При разработке экологического маршрута
необходимо уточнить трассу экотропы, наметить
места остановок и сделать комплексное описание.
В описание включаются: краткая характеристика
всего маршрута, с указанием встречающихся
естественных препятствий, направления движения,
расстояние между примечательными точками, более
подробный рассказ о том, что посетитель сможет
увидеть.
- Подготавливаются буклеты или путеводители по
экологической тропе. Буклеты могут быть как
цветные и оформленные фотографиями, так и
одноцветные, но обязательно с лаконичным текстом
, схемой маршрута и правилами поведения на
экотропе.
- При оборудовании экологической тропы с
маршрута убираются острые камни, поваленные или
наклоненные деревья. Экотропа расчищается от
кустарников и высокой травы. При установке
аншлагов необходимо учитывать, чтобы они не
нарушали красоту окружающего ландшафта,
вписывались в общий план. Хорошо, чтобы тропа
имела свое интересное название, фирменный знак и
маркировку тропы.
Аншлаги и стенды на экологической тропе могут
подразделяться на три вида – познавательные
(дают информацию об окружающих объектах);
инструктивные (правила поведения на экотропе);
эмоциональные (содержат различные стихи,
призывы, афоризмы, изречения мудрецов
природоохранной тематики).
Хочется привести примеры инструктивных
текстов – вместо «Запрещено…» «Не рвите!»…»Не
сорите..!» - «Благодарим Вас за то, что Вы не рвали
цветы, не жгли костры, не разоряли птичьих
гнезд!», «Собирайте прекрасные воспоминания, но
не рвите цветы!», «Если Вам повстречался зверёк,
не пугайте его, отнеситесь к нему как старший
брат», «Не оставляйте на тропе ничего, кроме
следов ваших ног», «Не шуми, послушай голос гор».
Вместо длинных текстов на экологической тропе
можно использовать пиктограммы в виде простых
знаков - символов (принцип дорожных знаков) [1].
Итогом работы по созданию экологической
тропы является оформление паспорта на
экологическую тропу, который содержит следующие
положения [6]:
- Местонахождение.
- Значение тропы.
- Направление маршрута (ориентиры на местности,
расстояния).
- Необходимые мероприятия.
- Изучаемые природные объекты.
- Обозначение ответственных за охрану тропы.
- Время создания тропы.
Использованная литература и
Интернет-ресурсы:
- Демидов В.А. Теоретическое обоснование и
практическая реализация проекта «Экологическая
тропа»
- Ковалева Е.Д. Экологическая тропа «Наедине с
природой»
- Мавлютова О.С. Экологическая тропа
//http://www.eco.nw.ru/lib/data/04/6/020604.htm
- Оборудование экологической тропы.
http://www.modernstudy.ru/pdds-6782-1.html
- Тагирова В.Т. Экологическая тропа – средство
воспитания у школьников нравственного отношения
к окружающей природе. Методические рекомендации
/В.Т. Тагирова. – Хабаровск: Издательский дом
«Арно», 2011 г.
- Экологическая тропа – рекомендации по
обустройству // http://zapovedniki.livejournal.com/261.html
- Экологическая тропа https://ru.wikipedia.org/
Если у Вас есть детские исследовательские
работы (проекты), основанные на полевых исследованиях
(исследованиях в природе) и уже набранные на
компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим
возможность и варианты их размещения на
нашем сайте!
Кроме детских исследовательских (проектных) работ на нашем
сайте Вы также можете ознакомиться с различными методическими
материалами, "облегчающими жизнь"
педагога - организатора исследовательской
работы школьников в природе, а также самих
учащихся - юных исследователей природы. Речь идет
о методических пособиях и определителях
объектов природы России. В нижеследующем списке
приведены ссылки на страницы с описаниями
выпущенных нами методических материалов по
исследованиям в природе.
Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран -
минералов и горных пород,
почв,
грибов,
водорослей,
лишайников,
листостебельных мхов,
деревьев, кустарников, кустарничков и лиан,
травянистых растений (цветов),
ягод и других дикорастущих сочных плодов,
водных беспозвоночных животных,
насекомых-вредителей леса,
дневных бабочек,
пресноводных и проходных рыб,
земноводных (амфибий),
пресмыкающихся (рептилий),
птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также
млекопитающих (зверей), -
можно в разделе Природа России нашего сайта.
В разделе Природа в фотографиях
размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и
животных России и стран бывшего СССР, а в разделе
Природные ландшафты мира - фотографии природы
Европы,
Азии,
Северной и
Южной Америки,
Африки,
Австралии и Новой Зеландии и
Антарктики.
В разделе Методические материалы
Вы также можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема"
печатных определителей растений средней полосы,
карманных определителей объектов природы средней полосы,
определительных таблиц "Грибы, растения и животные России",
компьютерных (электронных) определителей природных объектов,
полевых определителей для смартфонов и планшетов,
методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований
(включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум"), а также
учебно-методических
фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе.
Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине.
Там же можно приобрести mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и
Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.
|