Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ >>> "ПЕСНЬ И ПЛАЧ МАТЕРИ-ЗЕМЛИ"
Фотографии автора: природа Западной Сибири


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



[ sp ] : ml об : { lf }
 
Данная страница содержит одно из литературных произведений Владимира Поликарповича Назарова - журналиста, писателя и фотохудожника из Сибири. Данное произведение является составной частью его книги "ПЕСНЬ И ПЛАЧ МАТЕРИ-ЗЕМЛИ", опубликованной на нашем сайте.

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

В.П. Назаров

РИСУЯ МИР... ФОТООБЪЕКТИВОМ!

... Мое увлечение фотографией началось в детстве, в классе 6-7-м. Родители съездили в ближайший город (а жили мы в тайге, на маленькой железнодорожной станции) и купили двухобъективный зеркальный фотоаппарат «Любитель».

На ту пору для школьников это была прекрасная камера, у которой имелись шахтный видоискатель с лупой и специальный объектив для наводки на резкость, сопряженный с главным. Откидывались черные шторки, поднималась лупа, и вы приникали глазом к этому окну в чудесный мир Природы. Там все было как на ладони: лесные цветущие поляны с яркими красками, речные омуты с нависшими весенними черемухами, наш бревенчатый дом с огородом на фоне белых кучевых облаков. Самое замечательное, что всем окружающим можно было подолгу любоваться, даже не снимая: такое красочное и увеличенное изображение давал видоискатель «Любителя».

РИСУЯ МИР... ФОТООБЪЕКТИВОМ. Фото В.П. Назарова

Фото В.П. Назарова

Печатал я снимки контактным способом в темной комнате... под столом. Широкая пленка давала двенадцать фотографий размером 6 х 6. Конечно, на черно-белой бумаге ничего не оставалось от яркого, радужного окружающего мира. Поэтому вскоре захотелось перейти на цветную пленку.

Это позволили сделать сначала ФЭД-2, потом СТАРТ, ЗЕНИТ-ТТЛ и, наконец, пленочный CANON EOS 3000. (Сегодня в моих фотоальбомах только цветные снимки природы, а в архиве хранится много прекрасных цветных слайдов).

Но, конечно, в фотографии все же главное — хорошая оптика! Мой CANON снабжен штатным зумом с фокусным расстоянием от 38 до 76 мм. Двукратный зум (объектив с переменным фокусным расстоянием) самый ходовой в практике фотолюбителя. И дает прекрасное качество изображения на снимках.

Расширяя свои творческие возможности, я приобрел телеобъектив Canon 75-300 мм...

... Но вернемся к тому, с чего начался наш рассказ, — к съемке природы: птиц, животных, цветов, жуков, бабочек, стрекоз и пр. Макросъемку я произвожу телеобъективом Canon 75-300 мм (в режиме макро, ближайшая дистанция наводки на резкость — 1,5 метра). Купить специальный макрообъектив Canon EF 100 mm у меня пока не хватает денег, а эта прекрасная оптика позволяет делать снимки в масштабе 1:1. Поэтому нашел компромиссный вариант: заказал в Интернет-магазине удлинительные кольца для макросъемки фирмы «KENKO» (они выпускаются для различных фотоаппаратов).

Удлинительными кольцами, правда, для фотоаппарата ЗЕНИТ-ТТЛ, я уже сделал немало снимков цветов, например, багульника или мирта болотного; грибов. А вот съемка насекомых удается плохо: они очень подвижны, и при наводке часто теряется резкость. Нужен все-таки специальный макрообъектив!...

... И все же лучше иметь что-то, чем ничего!...

В начале июня нынешнего года я снимал фотоаппаратом CANON EOS 3000 весенние грибы — строчки и сморчки. На высоком берегу протоки Девкиной в яркий солнечный день я увидел маленький сморщенный, шоколадного цвета, грибок-сморчок. Рос он у подножия молодого тальникового куста, среди прошлогодних листьев. Пришлось их подальше отгрести от грибной ножки. Поскольку минимальная дистанция у теле-макро полтора метра, а сморчок невысок над землей, прокладываю к нему «коридор» для макросъемки: убираю валежник, гнилые колоды, стебли брусничника и черничника. Ложусь на живот, прикладываюсь к окуляру видоискателя фотоаппарата. Так и есть! Мешает маленький сучок, воткнувшийся в почву. Приходиться вставать, снова очищать полутораметровую дистанцию макросъемки — ведь она почти у самой земли! Трудное это занятие — сделать в полный рост «портрет» карликового обитателя лиственного леса, который высотой не более семи сантиметров!...

И все же добиваюсь полного отсутствия в кадре лишних деталей; теперь сморчок резко и контрастно выделяется на расплывчатом, смазанном фоне окружающей травы, брусничника. Так и надо мне! Щелкаю несколько раз кнопкой спуска (перемотка пленки у CANON EOS 3000 — автоматическая!).

При увеличении снимка до размера 15х21 см он не потерял резкости. Хоть сейчас вставляй в красивую рамку — и на стену в комнате собственной квартиры! (А я уже запасся полутора десятками рамок названного размера; дарю фото нашей северной природы друзьям, знакомым).

То есть макросъемка телеобъективом Canon 75-300 мм дело вполне реальное. Хотя несколько затруднительное, и очень мелкие предметы не удается снять в масштабе 1:1.

А теперь — о телесъемке.

... Пару лебедей я увидел днем на протоке Девкиной, недалеко от ЛЭП-500 Магистральная-Сомкино. Было это после обеда 21 мая нынешнего года. Денек стоял пасмурный, небо хмурилось...

Птиц я сначала услышал, а не увидел. Кормились они за дальними тальниками, метрах в 600-800 от меня. Вскоре два грациозных белоснежных лебедя (самка и самец) выплыли на чистую воду. В 12-кратный бинокль они, увы, виднелись далеко не полный рост. И все же я мог различить гордо изогнутые шеи, сложенные большие крылья и пышное оперение. Птицы, высоко поднимая зад, погружали головки в воду, разыскивая что-то клювами в иле, в прибрежной траве.

Лебеди иногда издавали короткие клики, удалялись и приближались по протоке друг к другу. Ясно, это была неразлучная лебединая пара, дружная семья пернатых, правда, пока без птенцов.

Захотелось снять на цветную пленку красавцев-птиц. Но для штатного объектива (38-76 мм) расстояние до них было слишком велико. А для CANON EOS 3000 у меня тогда еще не было адаптера, чтобы ввинтить МТО-500 (телеобъектив российского производства с фокусным расстоянием 500 мм). Поэтому ставлю на штатив ЗЕНИТ-ТТЛ с этой «пятисоткой», вворачиваю в спусковую кнопку специальный спусковой тросик (это все для предотвращения колебаний фотоаппарата во время съемки; с применением телеобъектива кадры могут быть полностью смазаны, оказаться нерезкими, если снимать с руки).

Зеркально-линзовый объектив Максутова (МТО-500) не имеет диафрагмы, у него постоянное относительное отверстие — 8. Понятно, что наводить на резкость с такой «дыркой» затруднительно, тем более что видоискатель ЗЕНИТА-ТТЛ (1984 года выпуска!) не очень просветлен. Однако деваться некуда: медленно вращаю кольцо наводки на резкость МТО-500. Вот очертания птиц на матовом стекле видоискателя приобрели удовлетворительные очертания; нажимаю на кнопку спуска с помощью тросика. Теперь надо перевести пленку на новый чистый кадр. Поворачиваю рычаг взвода затвора ЗЕНИТА и снова прикладываюсь к окуляру: не сбилась ли резкость?...

В течение примерно получаса снимаю лебедей. Они уже выплыли поближе, кормятся слева от тальниковых кустов. Выбираю момент, когда парочка устремляется максимально близко друг к другу. Так, снова щелчок затвора!...

Отступление.

Приведу для контраста письмо моего друга из Германии Юрия Мягкова:

«Здравствуйте, Владимир!

С удовольствием прочитал Вашу статью «Через пойму — к Оби» и немного ее подредактировал для чтения на ПК.

Здесь в Германии у всего населения с детства воспитывается бережное отношение к природе. На дорогах установлены дорожные знаки: «Осторожно: олени, ежи, лягушки, улитки, совы» и т.д.

Я живу рядом с двумя школами, и перед моими окнами растут облепиха — громадный куст, анютины глазки, сирень, тюльпаны, и никто ни одного цветка не сорвал. А дикие утки и гуси, стоит только начать их кормить, слетаются со всей реки и не дают даже пройти. Совсем не боятся людей. В доказательство прикладываю фото моего сына Сергея с нашими дикими птицами, которое я сделал два года назад».

Таково отношение к дикой природе в городке Хайнихайнен, на территории бывшей ГДР. Видимо, социалистические времена для восточных немцев оказались в духовно-экологическом отношении весьма благоприятными!

Но вернемся к нашим российским проблемам, где далеко до немцев.

... Итак, все же приспособив маленький, легкий штативчик, иду на днях снимать городскую архитектуру своим новым Рубинаром-1000 (для пробы). С расстояния метров в 800 снимаю часы на башенке хирургического корпуса. Они занимают почти половину кадра (с телеконвертером ТКЛ-2 — весь кадр!). Поворачиваю свое фоторужье в другую сторону: крест на главном куполе храма едва умещается в видоискатель! Вот это отечественная оптика!...

Прислали мне Рубинар-1000 по почте в июле с.г. из Интернет-магазина, где торгуют любительскими телескопами для всех желающих россиян. Стоит такой объектив-телескоп (а им можно даже снимать Луну, другие яркие планеты) сравнительно недорого: 4 тысячи рублей. Против многих ... сотен тысяч рублей за японские профессиональные телеобъективы примерно такого же фокусного расстояния. Пока Рубинар-1000 — лучший в мире объектив по соотношению цена-качество!...

Итак, снова — компромисс! У фотографа-любителя, всегда стесненного в средствах, такое случается не редко...

Кстати, о существовании телескопического Интернет-магазина я узнал случайно, после долгих поисков в Интернете.

Теперь, когда будет надежный штатив, я смогу, наверное, поснимать отлетающих на юг птиц в сентябре. Прошлой осенью на протоке Девкиной видел большие утиные стаи, но подобраться к ним оказалось весьма затруднительно: птицы отплывали от меня все дальше и дальше...

Фотосъемка природы приносит большую радость не только самому снимающему. Ею он может поделиться с другими людьми, даря сделанные на природе снимки. В газетной или журнальной статье о жизни природы фотографии просто необходимы, ведь они дают представление об ощущениях и чувствах пишущего, вдохновленного красотой какого-то лесного уголка, водоема, полянки, птицы, насекомого и т.д.

Но чтобы сделать удачный кадр, надо пройти и проехать порой десятки километров, потратить целые дни на поиски самого объекта съемки, что предполагает обязательные и долгие пешие странствия, борьбу с гнусом, сыростью и холодом, топями, лесными завалами и многим другим. Нередко выпадает не очень уютная ночевка на берегу протоки или в таежных дебрях.

Те, кто посвятил себя профессиональной съемке природы, всегда оказываются в лучшем положении: у них и фотоаппаратура, особенно объективы с латинской буквой L, т.е. высококачественные, гарантирующие и превосходные снимки, которые обязательно будут опубликованы с соответствующим денежным вознаграждением. Снимают профессионалы в гораздо более благоприятных условиях — в заповедниках, заказниках, в дикой нетронутой природе. Фотограф-любитель работает поблизости от дома, в условиях деградированной природы, поэтому в итоге и рассчитывает не на публикации, а в основном на ... свой домашний фотоальбом. Время для съемки он урывает за счет своей основной работы. Деньги на покупку новых фотоаппаратов, оптики и принадлежностей к ним тратит из своего кармана, ущемляя семью, близких. Ему самому нередко приходиться сидеть буквально на воде и хлебе, чтобы осуществить свою заветную мечту и купить дорогую импортную вещь, которая одна и способна расширить его творческие возможности.

... Но если хотя бы один-два читателя с любовью отложат вырезки моих статей с моими же снимками, то буду вполне удовлетворен. Значит, не зря потеряны время, средства, не зря нажиты мозоли на ногах и не сходят царапины и ушибы на теле.

В чье-то сердце влилась Красота Природы!...

***

Эти строки были написаны до того, как я приобрел в 2003 году современную цифровую зеркальную фотокамеру Canon EOS 300 D. И с нею уже не расстаюсь в моих лесных путешествиях более пяти лет! На жестком диске моего ПК хранятся тысячи цветных фотографий природы Юганского Междуречья, Урала, Кавказа и др.

Читать дальше >>>


Читайте другие литературные произведения Владимира Поликарповича Назарова из книги
"ПЕСНЬ И ПЛАЧ МАТЕРИ-ЗЕМЛИ" в трех частях:

Часть 1. "Природная лирика",
Часть 2. "Экологическая публицистика"
Часть 3. "Александр Меркер и его поросль"

Смотрите также фотографии природы Западной Сибири (автор - В.П. Назаров)

Автор книги "Песнь и плач Матери-Земли" Владимир Поликарпович Назаров


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016