БИОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК ДАРВИНОВСКОГО МУЗЕЯ
"ВООП"
(общая информация о кружке, главная страница
раздела)
 Биологический
кружок Дарвиновского музея ("ВООП") — один
из старейших кружков Москвы и России в целом.
Он был организован в 1950 году замечательным
натуралистом-биологом Петром
Петровичем Смолиным и существовал под его
руководством до 1975 года (см. раздел История кружка). После смерти Петра
Петровича и до настоящего времени кружок ведут
его ученики. В 2010 году кружку исполнилось 60
лет (см. статью
К.Авиловой, посвященную празднованию 60-летию
кружка).
"ВООП" —историческое самоназвание
кружка, связанное с тем, что в первые годы работы
он входил в юношескую секцию Всероссийского
общества охраны природы. В настоящее время
кружок существует на базе Дарвиновского музея
г. Москвы. Кружок ВООП не является, в обычном
смысле, школьным биологическим кружком, а
представляет собой неформальное объединение
экологов и биологов разного возраста. Работу
кружка с 1975 года координирует Екатерина Сергеевна Преображенская —
кандидат биологических наук, научный сотрудник
Института проблем экологии и эволюции им. А.Н.
Северцова (ИПЭЭ) РАН (см. раздел Контакты).
В состав учебной группы кружка входят
школьники начиная с 7 класса (а наиболее упорные
— начиная с 6 и даже с 5) и студенты — по 3-й курс
включительно. Основное направление работы
кружка — научно-исследовательская работа в
природе (см. раздел Гостю
кружка).
Основные принципы работы кружка были
сформулированы в свое время еще Петром
Петровичем Смолиным. Их три.
Первый принцип — "природный компонент"
(или "ближе к природе") — подразумевает
проведение основной части работы в условиях
естественной природы, во время выездов и
экспедиций. Этот момент очень важен в настоящее
время, когда значительная часть детей лишена
нормального контакта с природой. Такое
отсутствие контакта, кроме незнания, вызывает
страх: "лес — это место, где с тобой что-то
может случиться". Незнание естественной
природы и боязнь ее с большим трудом
преодолеваются лишь во взрослом состоянии.
Второй принцип
— "исследовательский подход". Для того,
чтобы узнать природу и научиться общаться с ней,
в ней необходимо что-то делать. Причем,
деятельность должна подразумевать общение
именно с природными объектами, а не с другими
людьми на фоне природы (туризм). Опять же, знания о
природе должны проистекать от самой природы, а не
только от источника информации, для которого она
служит фоном (экскурсовода). Одним из самых
естественных путей получения навыков общения с
природой служит учебно-исследовательская работа
(все дети по натуре исследователи). Все участники
биологического кружка Дарвиновского музея
подготавливают и защищают исследовательские
работы, служащие основанием для приема в
основной состав кружка (см. список исследовательских работ-проектов,
выполненных кружковцами).
Третий принцип — "общественный момент"
(по формулировке Петра Петровича) —
подразумевает обучение и работу в составе разновозрастных
групп, когда "старшие" кружковцы (как
школьники, так и студенты, и выпускники)
исполняют роль инструкторов, преподавателей и
руководителей работ для "младших" по
отношению к ним. Это позволяет эффективно
организовать учебную и исследовательскую работу
практически без участия официальных педагогов и
руководителей.
Работа кружка складывается из лекций и семинарских
занятий (3 раза в неделю по вторникам, средам и
четвергам — для ребят с разным уровнем
подготовки), воскресных выездов в лес (2 раза в
месяц) и экспедиций (обязательно — каждые
каникулы, в том числе, около 2 месяцев летней
полевой практики)(см. раздел Экспедиции и выезды).
Вторники проходят всегда в музее с 17.30 до 20
часов; по средам могут быть как занятия в музее,
так и различные экскурсии. Лекции и
практические занятия проводят учёные и студенты.
Эти занятия служат для того, чтобы расширить
кругозор и получить общие представления для
дальнейшей самостоятельной работы. Занятия в
Москве включают, в основном, зоологию и ботанику,
а также, экологию и связанные с ней дисциплины.
Такие «лабораторные» дисциплины, как цитология,
генетика, биохимия и молекулярная биология
затрагиваются лишь попутно и в очень небольшом
объёме.
Выезды
и экспедиции — основная форма работы кружка;
без них всё остальное теряет смысл. Кружковцы
ездят в лес по воскресеньям, обычно два раза в
месяц, с утра или с ночевкой (в теплое время — в
лесу, зимой — в помещениях). Для работы во время
каникул у кружка есть своя база в Костромской области, на
реке Унжа (600 км от Москвы). Кроме того,
проводятся экспедиции и в другие районы, в
основном в заповедники. Чаще всего ребята
выезжают в заповедник «Брянский лес», Керженский
заповедник (Нижегородская область), заповедник
«Калужские засеки», «Большая Кокшага» (Марийская
республика); бывают и более дальние поездки — в
Башкирию (Башкирский заповедник), на Белое море
(Кандалакшский заповедник, Соловецкие острова) и
другие.
У биологического кружка Дарвиновского музея
есть несколько традиционных направлений
работы, в которых обычно рано или поздно
принимает участие большинство кружковцев. Это —
проведение зимних учётов птиц в лесах разных
районов России (см. информацию о программе Евроазиатских Рождественских
учетах птиц), проведение геоботанических и почвенных
исследований на Костромской
станции ИПЭЭ РАН.
Ежегодно в
кружке выполняется около десятка
самостоятельных учебно-исследовательских тем
(см. раздел Исследовательские
работы). Многие из них высоко оцениваются на
различных конкурсах московского и
всероссийского уровней. Значительная часть
кружковцев становится профессиональными
биологами — в настоящее время более 30
выпускников кружка учится в различных
биологических вузах.
По традиции запись в биологический кружок
Дарвиновского музея не проводится. На
занятиях могут присутствовать все желающие. Те,
кто приходит в первый раз — гости кружка.
После третьего раза гости превращаются в посетителей
(см. раздел Гостю кружка).
Для того чтобы перейти из группы посетителей в состав
основного кружка, надо принимать участие в
выездах и исследовательской работе. Как правило,
вначале стажёры помогают вести исследования и в
ходе этого знакомятся с методиками и объектом
работы. Тот, кто принял участие в полевых
исследованиях в качестве помощника или начал
подготовку к самостоятельной исследовательской
деятельности, становится кандидатом в основной
состав кружка. Чтобы стать членом основного
состава кружка надо выполнить и защитить
самостоятельную работу. Для этого надо выбрать
тему, ознакомиться с литературой, сформулировать
задачу, собрать материал, обработать его.
Конечно, всё это делается с помощью старших
кружковцев или «начальства». Только после того,
как кружковец сделает доклад по своей работе и
ответит на вопросы по выбранной специальности,
он становится настоящим членом кружка. «Судьями»
в этом служат старшие кружковцы.
Работа кружка не так сложна, как это на первый
взгляд может показаться. Приходите в музей
(см. раздел Контакты),
приглядитесь, мы Вас не торопим. Подумайте —
любите ли Вы лес? Хотите ли вести самостоятельные
исследования? Не боитесь ли промочить ноги,
замерзнуть, заблудиться, ночевать у костра? Если
любите, хотите и не боитесь — значит, Вы с нами!
Опыт работы биологического кружка
Дарвиновского музея возможно использовать и распространять
в двух основных направлениях.
Во-первых, при создании полевых центров
экологического образования школьников. Такие
центры могут быть организованы как в качестве
самостоятельных учебных единиц (например Полевой Центр
"Экосистема"), так и при различных особо
охраняемых природных территориях — национальных парках,
заповедниках. Необходимо, чтобы курс обучения
"экологии в природе" в таких учебных центрах
стал обязательным компонентом школьного
образования.
Во-вторых — при проведении программ мониторинга
и научных исследований, в первую очередь на особо
охраняемых природных территориях. Опыт кружка
показывает, что такие программы могут
проводиться в значительной степени за счет
"волонтерских групп" исследователей — в
первую очередь школьников и студентов, если эти
группы соответствующим образом обучены и
организованы (например Программа
Рождественских учетов птиц). Такое совмещение
учебной и исследовательской работы традиционно
для значительного числа старых российских
заповедников; необходимо поддерживать и
расширять его.
Хроника кружка
"Вестники ВООП"
Программа "Parus"
Список ВООПовцев
Сборники результатов учетов зимующих птиц:
выпуск 1 (зима 1986/87 гг),
выпуск 2 (зима 1987/88 гг),
выпуск 3 (зима 1988/89 гг),
выпуск 4 (зима 1989/90 гг),
...
выпуск 6 (зима 1991/92 гг),
выпуск 7 (зима 1992/93 гг),
выпуски 8 и 9 (зимы 1993/94 и 1994/95 гг),
выпуск 10 (зима 1995/96 гг),
выпуск 11 (зима 1996/97 гг),
выпуски 12 и 13 (зимы 1997/98 и 1998/99 гг),
выпуски 14 и 15 (зимы 1999/2000 и 2000/01 гг),
выпуски 16 и 17 (зимы 2001/02 и 2002/03 гг),
выпуск 18 (зима 2003/04 гг),
выпуск 19 (зима 2004/05 гг),
выпуск 20 (зима 2005/06 гг),
выпуск 21 (зима 2006/07 гг),
выпуск 22 (зима 2007/08 гг),
выпуск 23 (зима 2008/09 гг),
выпуск 24 (зима 2009/10 гг),
выпуск 25 (зима 2010/11 гг),
выпуск 26 (зима 2011/12 гг),
выпуск 27 (зима 2012/13 гг),
выпуск 28 (зима 2013/14 гг),
выпуск 29 (зима 2014/15 гг),
выпуск 30 (зима 2015/16 гг),
выпуск 31 (зима 2016/17 гг).
Статьи:
Депрессия численности зимующих птиц... (2011)
Зимние учеты птиц и экологическое просвещение (2013)

|