ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ: СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

: ml об :

Травянистые растения средней полосы России*
(главная страница раздела)

На этой странице приведены ссылки на описания и изображения 216 видов травянистых растений, имеющих хорошо заметные цветки и наиболее широко распространенных (часто встречающихся) в средней полосе России, а также ссылки на описания 2 классов и 48 семейств, к которым относятся эти растения.

Нажав на название класса, семейства или вида из нежеследующих списков, Вы попадете к файлу, содержащему подробное описание* данного таксона и более крупное изображение растения.

Описания таксонов и иллюстрации взяты из компьютерного определителя травянистых растений средней полосы России (Боголюбов А.С., Васюкова О.В., Жданова О.В., Кравченко М.В., Лазарева Н.С. Москва, "Экосистема", 2004).

Класс Однодольные — MONOCOTYLEDONAE, или LILIOPSYDA,
Класс Двудольные — DYCOTYLEDONAE
, или MAGNOLIOPSIDA

Названия семейств и видов приведены по [Губанов И.А., Кисилева К.В., Новиков В.С., Тихомиров В.Н. Определитель сосудистых растений центра европейской России. 2-е изд., дополн. и перераб. — М.: Аргус, 1995]. В нежеследующих списках они расположены в алфавитном порядке.

Семейство Ароидные — ARACEAE, Семейство Бальзаминовые — BALSAMINACEAE, Семейство Бобовые — FABАСЕАЕ, или LEGUMINOSAE, Семейство Бурачниковые — BORAGINACEAE, Семейство Вахтовые — MENYANTHACEAE, Семейство Вересковые — ERICACEAE, Семейство Водокрасовые — HYDROCHARITACEAE, Семейство Ворсянковые — PSACACEAE, Семейство Вьюнковые — CONVOLVULACEAE, Семейство Гвоздичные — CARYOPHYLLACEA, Семейство Гераниевые — GERANIАСЕАЕ, Семейство Гречишные — POLYGONACEAE, Семейство Грушанковые — PYROLACEAE, Семейство Губоцветные — LAMIACEAE, или LABIATAE, Семейство Дербенниковые — LYTHRACEAE, Семейство Дымянковые — FUMARIACEAE, Семейство Ежеголовниковые — SPARGANIACEAE, Семейство Зверобоевые — HYPERICACEAE, Семейство Зонтичные — APIACEAE, или UMBELLIFERAE, Семейство Ирисовые — IRIDACEAE, Семейство Камнеломковые — SAXIFRAGACEAE, Семейство Кипрейные — ONAGRACEAE, Семейство Кирказоновые — ARISTOLOCHIACEAE, Семейство Кисличные — OXALIDACEAE, Семейство Колокольчиковые — CAMPANULACEAE, Семейство Крапивные — URTICACEAE, Семейство Крестоцветные — BRASSICACEAE, или CRUCIFERAE, Семейство Кувшинковые — NYMPHAEACEAE, Семейство Лилейные — LILIACEAE, Семейство Лютиковые — RANUNCULACEAE, Семейство Маковые — PAPAVERACEAE, Семейство Маревые — CHENOPODIACEAE, Семейство Мареновые — RUBIACEAE, Семейство Молочайные — EUPHORBIACEAE, Семейство Норичниковые — SCROPHULARIACEAE, Семейство Орхидные — ORCHIDACEAE, Семейство Пасленовые — SOLANACEAE, Семейство Первоцветные — PRIMULACEAE, Семейство Подорожниковые — PLANTAGINACEAE, Семейство Рдестовые — POTAMOGETONACEAE, Семейство Рогозовые — TYPHACEAE, Семейство Розоцветные — ROSACEA, Семейство Росянковые — DROSERACEAE, Семейство Сложноцветные — COMPOSITAE, или ASTERACEAE, Семейство Сусаковые — BUTOMACEAE, Семейство Толстянковые — CRASSULACEAE, Семейство Фиалковые — VIOLACEAE, Семейство Частуховые — ALISMATACEAE.

В разделе "Рефераты и справочная информация" нашего сайта можно ознакомиться с распределением видов травянистых растений по местообитаниям (биотопам). Наиболее распространенные растения разделены там по следующим категориям: 1) травянистые растения лесов, 2) травянистые растения лугов, полей, опушек и полян, 3) травянистые растения водоемов, заболоченных лугов и болот. В отдельную категорию выделены первоцветы и раннецветущие растения. Кроме того, аналогичные описания и изображения имеются для деревьев, кустарников, кустарничков и лиан средней полосы России. Цветные определители и определительные таблицы с описаниями и изображениями этих растений описаны в разделе методические материалы, а заказать их также можно в нашем некоммерческом интернет-магазине. Полный список изображений и описаний наиболее обычных видов растений и животных России, имеющихся на нашем сайте, можно посмотреть в разделе Природа.

Аистник обыкновенный - Erodium cicutarium (L.) L’Herit. Аистник обыкновенный - Erodium cicutarium (L.) L’Herit.
Астра иволистная - Aster salignus Willd. Астра иволистная - Aster salignus Willd.
Астрагал песчаный - Astragalus arenarius L. Астрагал песчаный - Astragalus arenarius L.
Бедренец-камнеломка - Pimpinella saxifraga L. Бедренец-камнеломка - Pimpinella saxifraga L.
Белокопытник ложный - Petasites spurius (Retz.) Reichenb. Белокопытник ложный - Petasites spurius (Retz.) Reichenb.
Белокрыльник болотный - Calla palustris L. Белокрыльник болотный - Calla palustris L.
Бодяк обыкновенный - Cirsium vulgare (Savi) Ten. Бодяк обыкновенный - Cirsium vulgare (Savi) Ten.
Бодяк полевой - Cirsium arvense (L.) Scop. Бодяк полевой - Cirsium arvense (L.) Scop.
Борщевик сибирский - Heracleum sibiricum L. Борщевик сибирский - Heracleum sibiricum L.
Борщевик Сосновского - Heracleum sosnowskyi Manden Борщевик Сосновского - Heracleum sosnowskyi Manden
Брусника - Vaccinium vitis-idaea L. Брусника - Vaccinium vitis-idaea L.
Будра плющевидная - Glechoma hederacea L. Будра плющевидная - Glechoma hederacea L.
Буквица лекарственная - Betonica officinalis L. Буквица лекарственная - Betonica officinalis L.
Василек луговой - Centaurea jacea L. Василек луговой - Centaurea jacea L.
Василек синий - Centaurea cyanus L. Василек синий - Centaurea cyanus L.
Василисник водосборолистный - Thalictrum aquilegifolium L. Василисник водосборолистный - Thalictrum aquilegifolium L.
Василисник светлый - Thalictrum lucidum L. Василисник светлый - Thalictrum lucidum L.
Вахта трехлистная  - Menyanthes trifoliata L. Вахта трехлистная - Menyanthes trifoliata L.
Вербейник монетный - Lysimachia nummularia L. Вербейник монетный - Lysimachia nummularia L.
Вербейник обыкновенный - Lysimachia vulgaris L. Вербейник обыкновенный - Lysimachia vulgaris L.
Вереск обыкновенный - Calluna vulgaris (L.) Hill. Вереск обыкновенный - Calluna vulgaris (L.) Hill.
Вероника длиннолистная - Veronica longifolia L. Вероника длиннолистная - Veronica longifolia L.
Вероника дубравная - Veronica chamaedrys L. Вероника дубравная - Veronica chamaedrys L.
Вероника лекарственная - Veronica officinalis L. Вероника лекарственная - Veronica officinalis L.
Ветреница дубравная - Anemone nemorosa L. Ветреница дубравная - Anemone nemorosa L.
Ветреница лютиковая - Anemone ranunculoides L. Ветреница лютиковая - Anemone ranunculoides L.
Вех ядовитый - Cicuta virosa L. Вех ядовитый - Cicuta virosa L.
Вечерница ночная фиалка - Hesperis matronalis L. Вечерница ночная фиалка - Hesperis matronalis L.
Водокрас лягушачий - Hydrocharis morsus-ranae L. Водокрас лягушачий - Hydrocharis morsus-ranae L.
Водосбор обыкновенный - Aquilegia vulgaris L. Водосбор обыкновенный - Aquilegia vulgaris L.
Вороний глаз четырехлистный - Paris quadrifolia L. Вороний глаз четырехлистный - Paris quadrifolia L.
Вьюнок полевой - Convolvulus arvensis L. Вьюнок полевой - Convolvulus arvensis L.
Галинзога мелкоцветковая - Galinsoga parviflora Cav. Галинзога мелкоцветковая - Galinsoga parviflora Cav.
Гвоздика травянка - Dianthus deltoides L. Гвоздика травянка - Dianthus deltoides L.
Гвоздика Фишера - Dianthus fischeri Spreng. Гвоздика Фишера - Dianthus fischeri Spreng.
Герань лесная - Geranium sylvaticum L. Герань лесная - Geranium sylvaticum L.
Герань луговая - Geranium pratense L. Герань луговая - Geranium pratense L.
Горец змеиный - Polygonum bistorta L. Горец змеиный - Polygonum bistorta L.
Горец перечный - Polygonum hydropiper L. Горец перечный - Polygonum hydropiper L.
Горец птичий - Polygonum aviculare L. s. l. Горец птичий - Polygonum aviculare L. s. l.
Горицвет кукушкин - Coronaria flos-cuculi (L.) A. Br. Горицвет кукушкин - Coronaria flos-cuculi (L.) A. Br.
Горошек заборный - Vicia sepium L. Горошек заборный - Vicia sepium L.
Горошек мышиный - Vicia cracca L. Горошек мышиный - Vicia cracca L.
Горчица полевая - Sinapis arvensis L. Горчица полевая - Sinapis arvensis L.
Гравилат городской - Geum urbanum L. Гравилат городской - Geum urbanum L.
Гравилат речной - Geum rivale L. Гравилат речной - Geum rivale L.
Грушанка круглолистная - Pyrola rotundifolia L. Грушанка круглолистная - Pyrola rotundifolia L.
Гусиный лук желтый - Gagea lutea (L.) Кег-Gawl. Гусиный лук желтый - Gagea lutea (L.) Кег-Gawl.
Дербенник иволистный - Lythrum salicaria L. Дербенник иволистный - Lythrum salicaria L.
Донник белый - Melilotus albus Medik. Донник белый - Melilotus albus Medik.
Донник лекарственный - Melilotus officinalis (L.) Pall. Донник лекарственный - Melilotus officinalis (L.) Pall.
Дудник лесной - Angelica sylvestris L. Дудник лесной - Angelica sylvestris L.
Душица обыкновенная - Origanum vulgare L. Душица обыкновенная - Origanum vulgare L.
Ежеголовник простой - Sparganium simplex Huds. Ежеголовник простой - Sparganium simplex Huds.
Желтушник левкойный - Erysimum cheiranthoides L. Желтушник левкойный - Erysimum cheiranthoides L.
Жерушник болотный - Rorippa palustris (L.) Bess. Жерушник болотный - Rorippa palustris (L.) Bess.
Живучка ползучая - Ajuga reptans L. Живучка ползучая - Ajuga reptans L.
Звездчатка жестколистная - Stellaria holostea L. Звездчатка жестколистная - Stellaria holostea L.
Звездчатка злаковая - Stellaria graminea L. Звездчатка злаковая - Stellaria graminea L.
Звездчатка средняя - Stellaria media (L.) Vill. Звездчатка средняя - Stellaria media (L.) Vill.
Зверобой продырявленный - Hypericum perforatum L. Зверобой продырявленный - Hypericum perforatum L.
Зеленчук желтый - Galeobdolon luteum Huds. Зеленчук желтый - Galeobdolon luteum Huds.
Земляника обыкновенная - Fragaria vesca L. Земляника обыкновенная - Fragaria vesca L.
Золотарник обыкновенный - Solidago virgaurea L. Золотарник обыкновенный - Solidago virgaurea L.
Зюзник европейский - Lycopus europaeus L. Зюзник европейский - Lycopus europaeus L.
Иван-чай узколистный - Chamerion angustifolium (L.) Holub Иван-чай узколистный - Chamerion angustifolium (L.) Holub
Икотник серо-зеленый - Berteroa incana (L.) DC. Икотник серо-зеленый - Berteroa incana (L.) DC.
Ирис аировидный - Iris pseudacorus L. Ирис аировидный - Iris pseudacorus L.
Ирис сибирский - Iris sibirica L. Ирис сибирский - Iris sibirica L.
Калужница болотная - Caltha palustris L. Калужница болотная - Caltha palustris L.
Кизляк кистецветный - Naumburgia thyrsiflora (L.) Reichenb. Кизляк кистецветный - Naumburgia thyrsiflora (L.) Reichenb.
Кипрей болотный - Epilobium palustre L. Кипрей болотный - Epilobium palustre L.
Кипрей волосистый - Epilobium hirsutum L. Кипрей волосистый - Epilobium hirsutum L.
Кислица обыкновенная - Oxalis acetosella L. Кислица обыкновенная - Oxalis acetosella L.
Клевер луговой - Trifolium pratense  L. Клевер луговой - Trifolium pratense L.
Клевер пашенный - Trifolium arvense L. Клевер пашенный - Trifolium arvense L.
Клевер ползучий - Trifolium repens L. Клевер ползучий - Trifolium repens L.
Клоповник мусорный - Lepidium ruderale L. Клоповник мусорный - Lepidium ruderale L.
Клюква болотная - Охуcoccus palustris Pers. Клюква болотная - Охуcoccus palustris Pers.
Колокольчик болонский - Campanula boloniensis L. Колокольчик болонский - Campanula boloniensis L.
Колокольчик персиколистный - Campanula persicifolia L. Колокольчик персиколистный - Campanula persicifolia L.
Колокольчик раскидистый - Campanula patula L. Колокольчик раскидистый - Campanula patula L.
Колокольчик сборный - Campanula glomerata L. Колокольчик сборный - Campanula glomerata L.
Копытень европейский - Asarum europaeum L. Копытень европейский - Asarum europaeum L.
Коровяк обыкновенный - Verbascum thapsus L. Коровяк обыкновенный - Verbascum thapsus L.
Короставник полевой - Knautia arvensis (L.) Coult. Короставник полевой - Knautia arvensis (L.) Coult.
Костяника - Rubus saxatilis L. Костяника - Rubus saxatilis L.
Кошачья лапка двудомная - Antennaria dioica (L.) Gaertn. Кошачья лапка двудомная - Antennaria dioica (L.) Gaertn.
Крапива двудомная - Urtica dioica L. Крапива двудомная - Urtica dioica L.
Кривоцвет полевой - Lycopsis arvensis L. Кривоцвет полевой - Lycopsis arvensis L.
Кубышка желтая - Nuphar lutea (L.) Smith Кубышка желтая - Nuphar lutea (L.) Smith
Кувшинка белоснежная - Nymphaea candida J. et C.Presl Кувшинка белоснежная - Nymphaea candida J. et C.Presl
Кульбаба осенняя - Leontodon autumnalis L. Кульбаба осенняя - Leontodon autumnalis L.
Купальница европейская - Trollius europaeus L. Купальница европейская - Trollius europaeus L.
Купена душистая - Polygonatum odoratum (Mill.) Druce Купена душистая - Polygonatum odoratum (Mill.) Druce
Купырь лесной - Anthriscus sylvestris (L.) Hoffm. Купырь лесной - Anthriscus sylvestris (L.) Hoffm.
Ландыш майский - Convallaria majalis L. Ландыш майский - Convallaria majalis L.
Лапчатка гусиная - Potentilla anserina L. Лапчатка гусиная - Potentilla anserina L.
Лапчатка прямостоячая - Potentilla erecta (L.) Rausch. Лапчатка прямостоячая - Potentilla erecta (L.) Rausch.
Лапчатка серебристая - Potentilla argentea L. Лапчатка серебристая - Potentilla argentea L.
Лебеда раскидистая - Atriplex patula L. Лебеда раскидистая - Atriplex patula L.
Лопух паутинистый - Arctium tomentosum Mill. Лопух паутинистый - Arctium tomentosum Mill.
Льнянка обыкновенная - Linaria vulgaris Mill. Льнянка обыкновенная - Linaria vulgaris Mill.
Любка двулистная - Platanthera bifolia (L.) Rich. Любка двулистная - Platanthera bifolia (L.) Rich.
Люпин многолистный - Lupinus polyphyllus Lindl. Люпин многолистный - Lupinus polyphyllus Lindl.
Лютик едкий - Ranunculus acris L. Лютик едкий - Ranunculus acris L.
Лютик кашубский - Ranunculus cassubicus L. Лютик кашубский - Ranunculus cassubicus L.
Лютик круглолистный - Ranunculus circinatus Sibth Лютик круглолистный - Ranunculus circinatus Sibth
Лютик ползучий - Ranunculus repens L. Лютик ползучий - Ranunculus repens L.
Люцерна серповидная - Medicago falcata L. Люцерна серповидная - Medicago falcata L.
Люцерна хмелевая - Medicago lupulina L. Люцерна хмелевая - Medicago lupulina L.
Лядвенец рогатый - Lotus corniculatus L. Лядвенец рогатый - Lotus corniculatus L.
Майник двулистный - Maianthemum bifolium (L.) F.W.Schmidt Майник двулистный - Maianthemum bifolium (L.) F.W.Schmidt
Манжетки - Alchemilla sp. Манжетки - Alchemilla sp.
Марь белая - Chenopodium album L. Марь белая - Chenopodium album L.
Марь красная - Chenopodium rubrum L. Марь красная - Chenopodium rubrum L.
Марьянник дубравный - Melampyrum nemorosum L. Марьянник дубравный - Melampyrum nemorosum L.
Марьянник луговой - Melampyrum pratense L. Марьянник луговой - Melampyrum pratense L.
Мать-и-мачеха обыкновенная - Tussilago farfara L. Мать-и-мачеха обыкновенная - Tussilago farfara L.
Медуница неясная - Pulmonaria obscura Dum. Медуница неясная - Pulmonaria obscura Dum.
Мелколепестник канадский - Erigeron canadensis L. Мелколепестник канадский - Erigeron canadensis L.
Молодило побегоносное - Jovibarba sobolifera (J.Sims) Opiz Молодило побегоносное - Jovibarba sobolifera (J.Sims) Opiz
Молочай Вальдштейна - Euphorbia waldsteinii (Sojak) Czer. Молочай Вальдштейна - Euphorbia waldsteinii (Sojak) Czer.
Мягковолосник водный - Myosoton aquaticum (L.) Moench Мягковолосник водный - Myosoton aquaticum (L.) Moench
Мята полевая - Mentha arvensis L. Мята полевая - Mentha arvensis L.
Недотрога мелкоцветковая - Impatiens parviflora DC. Недотрога мелкоцветковая - Impatiens parviflora DC.
Недотрога обыкновенная - Impatiens noli-tangere L. Недотрога обыкновенная - Impatiens noli-tangere L.
Незабудка болотная - Myosotis palustris L. Незабудка болотная - Myosotis palustris L.
Нивяник обыкновенный - Leucanthemum vulgare Lam. Нивяник обыкновенный - Leucanthemum vulgare Lam.
Норичник шишковатый - Scrophularia nodosa L. Норичник шишковатый - Scrophularia nodosa L.
Одуванчик лекарственный - Taraxacum officinale Wegg. s. l. Одуванчик лекарственный - Taraxacum officinale Wegg. s. l.
Ортилия однобокая - Orthilia secunda (L.) House Ортилия однобокая - Orthilia secunda (L.) House
Ослинник двулетний - Oenothera biennis L. Ослинник двулетний - Oenothera biennis L.
Осот огородный - Sonchus oleraceus L. Осот огородный - Sonchus oleraceus L.
Осот полевой - Sonchus arvensis L. Осот полевой - Sonchus arvensis L.
Очиток едкий - Sedum acre L. Очиток едкий - Sedum acre L.
Очиток пурпурный - Sedum telephium L. Очиток пурпурный - Sedum telephium L.
Пальчатокоренник мясо-красный - Dactylorhiza incarnata (L.) Soo Пальчатокоренник мясо-красный - Dactylorhiza incarnata (L.) Soo
Паслён сладко-горький - Solanum dulcamara L. Паслён сладко-горький - Solanum dulcamara L.
Пастернак посевной - Pastinaca sativa L. Пастернак посевной - Pastinaca sativa L.
Первоцвет весенний - Primula veris L. Первоцвет весенний - Primula veris L.
Печеночница благородная - Hepatica nobilis Mill. Печеночница благородная - Hepatica nobilis Mill.
Пижма обыкновенная - Tanacetum vulgare L. Пижма обыкновенная - Tanacetum vulgare L.
Пикульник двунадрезанный - Galeopsis bifida Boenn. Пикульник двунадрезанный - Galeopsis bifida Boenn.
Пикульник красивый - Galeopsis speciosa Mill. Пикульник красивый - Galeopsis speciosa Mill.
Погремок малый - Rhinanthus minor L. Погремок малый - Rhinanthus minor L.
Подмаренник мягкий - Galium mollugo L. s. l. Подмаренник мягкий - Galium mollugo L. s. l.
Подмаренник настоящий - Galium verum L. Подмаренник настоящий - Galium verum L.
Подмаренник северный - Galium boreale L. Подмаренник северный - Galium boreale L.
Подорожник большой - Plantago major L. Подорожник большой - Plantago major L.
Подорожник ланцетный - Plantago lanceolata L. Подорожник ланцетный - Plantago lanceolata L.
Подорожник средний - Plantago media L. Подорожник средний - Plantago media L.
Полынь обыкновенная - Artemisia vulgaris L. Полынь обыкновенная - Artemisia vulgaris L.
Пролеска сибирская - Scilla sibirica Haw. Пролеска сибирская - Scilla sibirica Haw.
Прострел раскрытый - Pusatilla patens (L.) Mill. Прострел раскрытый - Pusatilla patens (L.) Mill.
Пустырник пятилопастный - Leonurus quinquelobatus Gilib. Пустырник пятилопастный - Leonurus quinquelobatus Gilib.
Рдест блестящий - Potamogeton lucens L. Рдест блестящий - Potamogeton lucens L.
Рдест гребенчатый - Potamogeton pectinatus L. Рдест гребенчатый - Potamogeton pectinatus L.
Рдест пронзеннолистный - Potamogeton perfoliatus L. Рдест пронзеннолистный - Potamogeton perfoliatus L.
Редька дикая - Raphanus raphanistrum L. Редька дикая - Raphanus raphanistrum L.
Репешок обыкновенный - Agrimonia eupatoria L. Репешок обыкновенный - Agrimonia eupatoria L.
Рогоз широколистный - Typha latifolia L. Рогоз широколистный - Typha latifolia L.
Ромашка пахучая - Chamomilla suaveolens (Pursh) Rydb. Ромашка пахучая - Chamomilla suaveolens (Pursh) Rydb.
Ромашник непахучий - Matricaria perforata Merat Ромашник непахучий - Matricaria perforata Merat
Росянка круглолистная - Drosera rotundifolia L. Росянка круглолистная - Drosera rotundifolia L.
Сабельник болотный - Comarum palustre L. Сабельник болотный - Comarum palustre L.
Свербига восточная - Bunias orientalis L. Свербига восточная - Bunias orientalis L.
Седмичник европейский - Trientalis europaea L. Седмичник европейский - Trientalis europaea L.
Селезеночник очереднолистный - Chrysosplenium alternifolium L. Селезеночник очереднолистный - Chrysosplenium alternifolium L.
Сердечник луговой - Cardamine pratensis L. s. l. Сердечник луговой - Cardamine pratensis L. s. l.
Сивец луговой - Succisa pratensis Moench Сивец луговой - Succisa pratensis Moench
Синеголовник плосколистный - Eryngium planum L. Синеголовник плосколистный - Eryngium planum L.
Смолёвка белая, дрёма - Silene alba (Mill.) E.H.L.Krause Смолёвка белая, дрёма - Silene alba (Mill.) E.H.L.Krause
Смолёвка обыкновенная - Silene vulgaris (Moench) Garcke Смолёвка обыкновенная - Silene vulgaris (Moench) Garcke
Смолка обыкновенная - Steris viscaria (L.) Rafin. Смолка обыкновенная - Steris viscaria (L.) Rafin.
Сныть обыкновенная - Aegopodium podagraria L. Сныть обыкновенная - Aegopodium podagraria L.
Сокирки полевые - Consolida regalis S.F.Gray Сокирки полевые - Consolida regalis S.F.Gray
Стрелолист обыкновенный - Sagittaria sagittifolia L. Стрелолист обыкновенный - Sagittaria sagittifolia L.
Сумочник пастуший - Capsella bursa-pastoris (L.) Medik. Сумочник пастуший - Capsella bursa-pastoris (L.) Medik.
Сурепица обыкновенная - Barbarea vulgaris R. Br. Сурепица обыкновенная - Barbarea vulgaris R. Br.
Сусак зонтичный - Butomus umbellatus L. Сусак зонтичный - Butomus umbellatus L.
Сушеница лесная - Gnaphalium sylvaticum L. Сушеница лесная - Gnaphalium sylvaticum L.
Таволга вязолистная - Filipendula ulmaria (L.) Maxim. Таволга вязолистная - Filipendula ulmaria (L.) Maxim.
Телорез обыкновенный - Stratiotes aloides L. Телорез обыкновенный - Stratiotes aloides L.
Тромсдорфия пятнистая - Trommsdorffia maculata (L.) Bernh. Тромсдорфия пятнистая - Trommsdorffia maculata (L.) Bernh.
Тысячелистник обыкновенный - Achillea millefolium L. Тысячелистник обыкновенный - Achillea millefolium L.
Фиалка болотная - Viola palustris L. Фиалка болотная - Viola palustris L.
Фиалка лысая - Viola epipsila Ledeb. Фиалка лысая - Viola epipsila Ledeb.
Фиалка опушенная - Viola hirta L. Фиалка опушенная - Viola hirta L.
Фиалка собачья - Viola canina L. Фиалка собачья - Viola canina L.
Фиалка трехцветная - Viola tricolor L. Фиалка трехцветная - Viola tricolor L.
Фиалка удивительная - Viola mirabilis L. Фиалка удивительная - Viola mirabilis L.
Хохлатка Маршалла - Corydalis marschalliana (Pall.) Pers. Хохлатка Маршалла - Corydalis marschalliana (Pall.) Pers.
Хохлатка плотная - Corydalis solida (L.) Clairv. Хохлатка плотная - Corydalis solida (L.) Clairv.
Хрен обыкновенный - Armoracia rusticana Gaertn., B. Mey. et Schreb. Хрен обыкновенный - Armoracia rusticana Gaertn., B. Mey. et Schreb.
Цикорий обыкновенный - Cichorium intybus L. Цикорий обыкновенный - Cichorium intybus L.
Частуха подорожниковая - Alisma plantago-aquatica L. Частуха подорожниковая - Alisma plantago-aquatica L.
Череда поникшая - Bidens cernua L. Череда поникшая - Bidens cernua L.
Череда трехраздельная - Bidens tripartita L Череда трехраздельная - Bidens tripartita L
Черника - Vaccinium myrtillus L. Черника - Vaccinium myrtillus L.
Черноголовка обыкновенная - Prunella vulgaris L. Черноголовка обыкновенная - Prunella vulgaris L.
Чертополох поникший - Carduus nutans L. Чертополох поникший - Carduus nutans L.
Чина весенняя - Lathyrus vernus (L.) Bernh. Чина весенняя - Lathyrus vernus (L.) Bernh.
Чина лесная - Lathyrus sylvestris L. Чина лесная - Lathyrus sylvestris L.
Чина луговая - Lathyrus pratensis L. Чина луговая - Lathyrus pratensis L.
Чистец болотный - Stachys palustris L. Чистец болотный - Stachys palustris L.
Чистотел большой - Chelidonium majus L. Чистотел большой - Chelidonium majus L.
Чистяк весенний - Ficaria verna Huds. Чистяк весенний - Ficaria verna Huds.
Шлемник обыкновенный - Scutellaria galericulata L. Шлемник обыкновенный - Scutellaria galericulata L.
Щавель кислый - Rumex acetosa L. Щавель кислый - Rumex acetosa L.
Щавель конский - Rumex confertus Willd. Щавель конский - Rumex confertus Willd.
Щавель малый - Rumex acetosella L. Щавель малый - Rumex acetosella L.
Яснотка белая - Lamium album L. Яснотка белая - Lamium album L.
Ястребинка волосистая - Hieracium pilosella L. Ястребинка волосистая - Hieracium pilosella L.
Ястребинка зонтичная - Hieracium umbellatum L. Ястребинка зонтичная - Hieracium umbellatum L.
Ястребинка постенная - Hieracium murorum L. Ястребинка постенная - Hieracium murorum L.

*Описания таксонов (классов, семейств и видов) составлены с использованием следующей литературы:
1) Губанов И.А., Кисилева К.В., Новиков В.С., Тихомиров В.Н. Определитель сосудистых растений центра европейской России. 2-е изд., дополн. и перераб. — М.: Аргус, 1995.
2) Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991.
3) Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. — М.: Дрофа, 2002.
4) Борзова И.А., Самсель Н.В., Чистякова О.Н. Морфология растений. Введение в определение растений: Методическое пособие к практическому курсу. М., Изд-во Московского университета, 1972.
5) Вехов В.Н., Лотова Л.И., Филин В.Р. Пособие по систематике высших растений. Архегониальные и однодольные растения: Учебно-методическое пособие. М., Изд-во Московского университета, 1986.

Познакомиться с морфологическим строением цветка и соцветия можно на странице "Справочник по морфологии травянистых растений".