Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помощь сайту




Биологический кружок ВООП: главная страница раздела
Гостю кружка Наши планы Экспедиции и выезды Исследовательская работа История кружка Контакты

Информация о конференции к 30-летию программы зимних учетов "Parus"


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


ИСТОРИЯ КРУЖКА ВООП
(ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА РАЗДЕЛА)

Петр Петрович Смолин - основатель биологического кружка ВООП Биологический кружок Дарвиновского музея ("ВООП") — один из старейших кружков Москвы и России в целом. Он был организован в 1950 году замечательным натуралистом-биологом Петром Петровичем Смолиным (биография) и существовал под его руководством до 1975 года.

После смерти Петра Петровича и до настоящего времени кружок ведут его ученики.
В 2010 году кружку исполнилось 60 лет.

К 100-летию со дня рождения ППСа (воспоминания Ю.С. Равкина, кружковца 50-х годов), 1997
О кружке ВООП (статья Е.С. Преображенской, руководителя кружка), 1997
О праздновании 60-летия кружка ВООП в Дарвиновском музее. К.В. Авилова, 2011
"Так жизнь прожить нельзя – это очевидно...". Беседа с А.С. Раутианом о П.П. Смолине
Эволюция "хвоста" или "Понемногу обо всем и всё о немногом". Л.Б. Печатникова, 2003)
Памяти Андрея Мороза (2014)
К 60-летнему юбилею Е.С.Преображенской (2015)

 

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ (ХРОНИКА) КРУЖКА ВООП:

 


Биологический кружок Дарвиновского музея «ВООП»

А. И. Иванов, Е.С. Преображенская, 2008 г.

Вместо предисловия

Биологический кружок Дарвиновского музея «ВООП» начал свою историю в 1950-м году. Тогда в Кружке юных биологов Зоопарка (КЮБЗ), существующем с 1924 года, столкнулись два подхода к приоритетам юннатской работы. Первый, поддержанный руководством Московского Зоопарка, ориентировал кружковцев преимущественно на теоретическую работу и исследования коллекций московского зоопарка. Второй, выраженный одним из руководителей кружка, выдающимся натуралистом Петром Петровичем Смолиным, в качестве основной формы подготовки юных натуралистов предполагал работу в природе: выезды в заповедники и природные парки.

В результате этих разногласий Петр Петрович и часть кружковцев перенесли свою работу под эгиду Всероссийского Общества Охраны Природы, организовав при его юношеской секции свой кружок юных биологов (КЮБЮС ВООП), девизом которого на многие годы стали слова «ближе к природе». Вскоре после образования кружок перебрался в Дарвиновский музей, в котором Петр Петрович получил должность главного хранителя. С тех пор, вот уже более 60 лет, кружок продолжает работу в музее, сохраняя свое историческое самоназвание «ВООП» и традиции. После кончины Петра Петровича в 1975 году руководство кружком приняли на себя его ученики и ученики его учеников.

Два слова об историческом фоне, на котором родился кружок. Что такое Москва 1950-го года? Это, прежде всего, столица нашей Родины, едва-едва начавшей оправляться от катастрофы Второй мировой войны. Это угроза голода, нищета, разбомбленные городские кварталы и тысячи беспризорников, чьи родители погибли на фронтах Великой Отечественной, в сталинских лагерях, либо просто потеряли своих чад в суматохе эвакуации (и такое было не редко). Проблемы неполных семей, роста уличной преступности, именно подростковой уличной преступности, существовали тогда в государственном масштабе. Потому в конце 1940-х–1950-х гг. в нашей стране начинает наиболее активно формироваться та система государственных внешкольных и внеклассных детских образовательных учреждений, которая просуществовала, с некоторыми преобразованиями, до самого распада СССР. Цель ее была одна — убрать молодежь с улиц. В то время возникло множество замечательных кружков, секций, творческих мастерских, но большинство из них исчезло также быстро, как и появилось: как правило, вместе с организацией, при которой они действовали. На этой же волне значительно поднялось и юннатское движение в Союзе, с той лишь разницей, что поднималось оно во многом благодаря не государству, а отдельным ученым-энтузиастам, вроде Петра Петровича Смолина или Петра Александровича Мантейфеля, и держится на таких энтузиастах до сих пор. Это обстоятельство, в конечном итоге, определило специфику всего юннатского движения в целом, КЮБЗа и ВООПа в частности.

Многих удивляет феномен долгожительства и процветания таких кружков, как ВООП и КЮБЗ (разменявшего недавно свое 80-летие). Действительно, трудно представить себе настолько устойчивую систему, что может не только сохранять себя в полувековых перипетиях нашей истории, переживать глобальные смены геополитических приоритетов, структурные изменения общественных ценностей, но вопреки этому, еще и успешно развиваться, выпуская в мир все новые и новые плеяды талантливых ученых-биологов. Особенно если учитывать, что система эта — вовсе не так громадна, как, скажем, Русская Православная Церковь или Московский университет, это — всего лишь маленький биологический кружок при скромном музее. Так в чем же феномен ВООПа?

Из беседы о Петре Петровиче Смолине с Александром Сергеевичем Раутианом, вооповцем 1960-х годов:

«Занятия с кружком и работа в музее не позволяли ему ограничиться узким кругом задач. Они требовали неправдоподобной широты интересов и образования, которыми он всегда отличался. Было много людей, знавших тот или иной биологический предмет лучше или полнее Петра Петровича. Г.П. Дементьев считал, что птиц он знает лучше его. Это, может быть, было преувеличением, ну скажем, не хуже. Но литературу по птицам, конечно, Георгий Петрович знал с большей полнотой. В.И. Цалкин и В.Г. Гептнер немного лучше него знали зверей, И.Г. Серебряков и В.Н. Тихомиров гораздо лучше него знали растения. Но в энциклопедичности ему могли быть только равные — такие, как Н.В. Тимофеев-Ресовский. Н.А. Гладков, весьма широко образованный орнитолог, не без некоторой зависти, я думаю, говаривал, что из Петра Петровича большой бы толк вышел (он имел ввиду науку), если бы он сосредоточился на чем-то одном хотя бы ненадолго. Держать под постоянным прицелом такой колоссальный фронт, постоянно меняя диспозицию на быстро меняющемся театре военных действий, — это конечно жуткая, почти неправдоподобная работа... В каком-то смысле ему это мешало. Птицами он занимался почти профессионально, но его деятельность практически не получила отражения в печати. Он мог либо писать, либо заниматься кружком. Легко себе представить, сколько времени он проводил только на занятиях, не считая той неспецифической ориентированной, прежде всего на свое образование подготовки, которая фактически была образом жизни и без которой такого кружка быть не могло. Это видно хотя бы из того, что после того, как он нас оставил, никто из нас (его учеников) в отдельности, и мы все вместе никогда не могли заменить его».

Научный подход

Прежде всего, надо сказать, что ВООП — это научный кружок. Он создавался учёными и для подготовки будущих учёных. Огромная заслуга Петра Петровича Смолина в том, что он сумел сориентировать своих воспитанников (которые теперь продолжают его дело) именно на научное познание окружающего мира, привить им любовь к природе, стремление знать о ней всё. И потому приход каждого школьника в этот кружок предполагает личную заинтересованность, прежде всего, в изучении природы, а уже потом в приятном времяпрепровождении. Прекрасные условия на ВООПе есть и для того, и для другого.

Образовательный процесс здесь построен на основе университетской системы лекций и семинаров, причём на «семинарскую» часть — полевую работу — делается главный акцент. «Законы природы нельзя понять, сидя в аудитории», — этот принцип сформулировал ещё сто лет назад ближайший соратник и учитель П. П. Смолина Пётр Александрович Мантейфель, стоявший у истоков юннатского движения в нашей стране. В среде ВООПовцев старших поколений — докторов и кандидатов наук — крепка уверенность, что изучение живой природы по книгам и коллекциям необходимо закреплять практикой работы в природе, поскольку это единственный способ увидеть, как устроены в комплексе, изученные на лекциях по отдельности, живые системы.

ВООП посвящает работе в природе, в среднем, не менее 80% учебного времени: за месяц проводятся четыре лекции, четыре занятия в природных парках Москвы (либо на музейных коллекциях) и не менее двух выездов на выходные в природу. Кроме того, во время школьных каникул организуются многодневные «дальние» выезды, в том числе в отдалённые уголки России. Работа на многодневных выездах ведётся, в основном, на различных особо охраняемых природных территориях (в заповедниках, национальных парках) или на биологических станциях — по согласованию с руководством и в сотрудничестве с учеными, работающими в этих организациях. География этих экспедиций охватывает многие заповедники центральной России, Кавказа, Приазовье, Крым, Архангельскую область, побережье Белого моря, заповедники Урала и Западной Сибири.

Словом «работа» в кружке принято называть выполнение школьником (или группой школьников) самостоятельного научного исследования на основе собранных «в поле» данных и материалов. Такие исследования курируются взрослыми учёными, либо студентами, специализирующимися по данной проблематике: как правило — из числа старших кружковцев, сопровождающих многодневные выезды. Широта исследовательских тем зависит от желания самого юного исследователя и от наличия«профильного» специалиста в составе выезда. Само собой разумеется, перед ребятами здесь не ставятся научные задачи планетарного масштаба — все эти работы учебно-исследовательские. Однако проводятся они, во-первых, по вполне научным методикам, а во-вторых, завершаются оформленным по всем научным канонам докладом, который заслушивается на ежегодной юннатской конференции, организуемой кружком, и публикуется в журнале кружка — «Вестник ВООП» или в других изданиях. . Кроме того, собранный материал, как правило, имеет самостоятельную научную ценность и предоставляется в научную или природоохранную организацию. Поэтому требования к качеству сбора материала предъявляются вполне «взрослые» — без скидок на возраст.

Немаловажную роль играет и сама научная среда, в которой оказываются ребята, едва придя в кружок: лекции в музее им читают не школьные учителя, и не по школьной программе. Лекционные занятия ВООПа вообще мало общего имеют со школой — они гораздо полнее, нагляднее, интереснее, поскольку, во-первых, проводятся активными исследователями: учёными-биологами, руководителями лабораторий, сотрудниками НИИ и институтских кафедр, а во-вторых, построены не в строгой форме школьного урока, а на принципе личного подхода к каждому слушателю. На ВООПе никогда не было безликого понятия «класс» или «группа», здесь не существует привычной школьнику дистанции «учитель-ученик», поскольку все преподаватели изначально относятся к младшим кружковцам, как к самостоятельным исследователям. Более того, каждый взрослый учёный всегда открыт для подключения младших кружковцев к изучению собственной научной темы — не редки случаи, когда школьники-ВООПовцы, выполняя какую-то часть настоящего научного исследования, под руководством старшего товарища, выступали соавторами его научных статей в сборниках и академических журналах.

В кружке всегда культивировалось мнение, что кружковец должен самостоятельно вести научные наблюдения, получая методическую помощь от наставников, старших товарищей, консультантов. Однако притом, что здесь каждому дают возможность действовать как самостоятельному исследователю, спрашивают с него соответственно: вопросы к докладам на ежегодных конференциях задаются очень серьёзные, и если ты хочешь больше самостоятельности — изволь нести и больше ответственности.

В результате такого научного подхода к образовательному процессу, у кружковцев очень быстро вырабатывается уверенность в себе, растёт ощущение собственной значимости и желание развивать свои познания окружающего мира. Кроме того, многие полевые работы кружковцев нацелены не столько на то, чтобы, например, выучить как можно больше видов растений, а на то, чтобы помочь профессиональным биологам в их повседневной работе.

Второй важнейший принцип работы кружка — старшие занимаются младшими. Организация кружка предполагает преемственность как научного знания, так и воспитательной работы. Старшие кружковцы постоянно стараются держать контакт с молодыми ребятами, поскольку только через личное общение передаются те традиции товарищества, исследовательской работы, взаимопомощи, которыми на протяжении всей жизни дорожат ВООПовцы разных поколений. Кроме того, если не сами старшие кружковцы, закончив институты и защитив диссертации, придут на ВООП читать лекции школьникам, то больше это делать будет некому: сторонние репетиторы редко соглашаются работать с младшими «забесплатно», как это делают старшие кружковцы.

Дело в том, что российская научная школа, заложенная когда-то на основе немецких принципов организации науки, вообще крайне консервативна: преемственность научного знания, исследовательской концепции в поколениях в нашей науке всегда была и остаётся крайне важной. А поскольку ВООП готовит будущих исследователей, дает зачатки исследовательского подхода, прививает понимание природы, понимание взаимосвязанности и взаимозависимости экологических связей в природе, то преемственность поколений играет здесь особую роль. Например, кружок разрабатывает ряд «сквозных» научных тем — многолетние учёты птиц, динамика численности видов в отдельных регионах или изменения растительного покрова каких-либо территорий, изучаемая на протяжении десятилетий. Многие кружковцы, которые начинали разрабатывать эти темы ещё юннатами, впоследствии создали по ним целые научные направления, выпустили ряд публикаций и монографий, но сегодня уже не в состоянии их продолжать, в силу преклонного возраста. Тогда эти исследования подхватывают младшие ребята, консультируясь со старшими товарищами по целям, задачам, методикам и всем практическим вопросам. Научное направление живёт и развивается.

Живёт, благодаря преемственности поколений, и память о тех кружковцах, которых нет уже сегодня с нами. Автор этой статьи, например, придя на ВООП в 1995-м году, знает об истории кружка, о его основателях, руководителях, традициях и о многих выдающихся воспитанниках исключительно благодаря общению со старшими товарищами, для которого они всегда были открыты. Живут песни, певшиеся у юннатских костров пятьдесят лет назад, живут кружковские «национальные» забавы: «конный бой», или игра в «кобылу». Живут традиции товарищества и твёрдого локтя в беде и в работе. Всё это вместе создаёт у кружковцев разных поколений ощущение сопричастности друг другу, общему делу изучения живого мира планеты. Характерно, что между собой все ВООПовцы, вне зависимости от возраста, научных званий и академических титулов, часто общаются на «ты» — это говорит не только об идейном равенстве исследователя перед исследователем, но и о принадлежности к общим традициям ВООПовской школы.

Наиболее ярким выражением этой системы служат ежегодные «зелёные олимпиады», которые ещё называются «юбилеями кружка». Зелёная олимпиада — одно из главных событий в жизни ВООПа, наряду с ежегодной конференцией юннатских докладов. Проводится она, традиционно, в первые выходные октября, недалеко от станции «Крюково» Октябрьской железной дороги и совмещает строгую экзаменационную сессию для школьников со встречей поколений ВООПа. Олимпиада, как и конференция, открыта для всех юннатских кружков, которые пожелают принять участие. Школьники разбиваются на команды по возрасту, проходят сперва командный этап: маршрутный учёт, описание биотопов, видовое разнообразие, ориентирование на местности; а затем сдают биологию по дисциплинам в индивидуальном зачёте. На втором этапе также выставляются оценки по навыкам выживания в лесу: разведение костра, рубка дров, лазание по деревьям. В качестве экзаменаторов выступают старшие ВООПовцы: учёные, преподаватели, охотоведы. У них всегда есть возможность и желаниепобеседовать с «младшим народом» — если отвечающий не знает ответа, экзаменатор объяснит ему что и как, и часто сдача этапа превращается в занимательную беседу. Призы победителям — в основном биологическую литературу и различные принадлежности походного быта — привозят старшие кружковцы-выпускники.

Таким образом, преемственность поколений обеспечивает не только поддержку многолетних исследовательских проектов, передачу научных наработок и практических знаний от старших кружковцев к младшим, но и позволяет сохранять традиции кружка, укрепляет и сплачивает его членов на всю будущую жизнь. При этом основной стимул работы старших поколений с младшими — их личный энтузиазм и опасение навсегда утратить столь ценные во все времена традиции взаимопомощи и деловой критики, существующие в кружке уже почти 60 лет.

Структура кружка и самоуправление

Наконец, нельзя обойти вниманием ещё один основополагающий принцип работы кружка — юннатское самоуправление. Эта традиция — сумма двух предыдущих слагаемых работы кружка: научной среды и преемственности поколений, которые не допускают ни официально-возрастной стратификации, ни жёстких руководящих рамок, априори. Сами руководители кружка стараются избегать этого названия, предпочитая называть себя лишь координаторами работы. И во многом, они правы.

Человек, впервые пришедший на занятия ВООПа, считается гостем или вольнослушателем. Как правило, гость делает небольшое устное сообщение на занятии о своих предпочтениях в биологической науке, интересных наблюдениях или исследовательских целях. После этого он становится кандидатом в члены кружка и работает наравне со всеми, пока не сделает и не защитит на конференции свою первую самостоятельную работу по заранее оговорённой теме. И лишь по результатам этой защиты, общим голосованием кружковцев, он принимается в действительные члены ВООП.

Кружковцы всегда активно использовали возможности самоуправления, например, самостоятельно приглашали преподавателей по тем биологическим дисциплинам, которые, по их собственному мнению, были освоены недостаточно полно, самостоятельно организовывали выезды в природу и работу полевых практик. Зачастую именно бюро ВООП, а не руководитель кружка выступали перед дирекциями заповедников с ходатайствами о допуске кружковцев к работе в заповедной зоне. Соответственно, бюро лично брало на себя всю полноту ответственности за поведение и моральный облик кружковцев, чьи интересы представляло. Бранная ругань, курение, пьянство и худшие пороки в кружке никогда не поощрялись.

Таким образом, формируется личная заинтересованность каждого кружковца в успехе общего дела, частью которого он является. ВООПовец отличается от простого школьника тем, что не идёт послушно в канве чужих уставов, декретов и распоряжений. Он старается сам сформировать условия, в которых будет работать, и самостоятельно сформулировать правила. В кружке в миниатюре реализована демократическая система гражданского общества, каждый член которого имеет реальную возможность влиять на ход событий. Но главное — кружковец очень быстро начинает понимать цену своего решения и учится нести за него ответственность. Формировать у детей понятие об ответственности — крайне важная задача в сегодняшнем нашем обществе.

Важнейшую роль в развитии чувства долга и ответственности у кружковцев играет практика походной жизни, в условиях которой проходят многие «дальние» выезды. Проживание в палатках, у костров, заготовка дров, самостоятельное приготовление пищи, наконец, далекие маршруты по тайге или в степи требуют от каждого члена экспедиции максимальной самоотдачи и взвешенности принятых решений. В условиях, когда мамы, папы, пожарные и милиция находятся за сотни километров от таёжного лагеря, рассчитывать ребятам приходится только друг на друга. Взросление здесь происходит гораздо быстрее, чем перед экраном компьютерной приставки.

Заключение

Все эти обстоятельства, в конечном итоге, складываются в то, что многие опытные педагоги уже называют «феноменом» ВООПа. Три педагогических принципа: научный подход, преемственность поколений и самоуправление, густо замешанные на личном энтузиазме кружковцев, их любви к природе и преданности делу сохранения живого мира нашей планеты, обеспечивают существование таких жемчужин юннатского движения в России, как биологические кружки КЮБЗ и ВООП.

Говоря об «успехе» работы кружка, мы имеем в виду, прежде всего, достижения людей, прошедших ВООПовскую школу. В кружке не принято говорить о старших товарищах «выпускники» или «бывшие ВООПовцы» — однажды придя в кружок, люди редко с ним расстаются — так что, скажем два слова о наших старших кружковцах. За свою историю кружок выпустил нескольких академиков, более ста докторов и более двухсот кандидатов наук. Среди наиболее известных ВООПовцев — протоиерей, философ и экуменист Александр Мень, писатель и натуралист Игорь Акимушкин, политик и эколог Алексей Владимирович Яблоков, известный телеведущий Николай Николаевич Дроздов, профессор Михаил Черняховский, авторы школьных учебников Александр Вахрушев, Александр Раутиан и Кирилл Еськов, заведующий лабораторией одного из ведущих биологических институтов РАН Аркадий Савинецкий и многие-многие другие (читайте статью К. Авиловой, посвященную празднованию 60-летию кружка. )

Справедливости ради надо сказать, что сегодня кружок переживает не самые лучшие времена — это связано со многими факторами, но главным образом, — с изменением всей системы наших общественных ценностей: в веке цифровых технологий и воинствующего капитализма идеи сохранения живой планеты не слишком популярны у людей. Сегодня наше потребительское общество сосредоточило основное внимание на еде, торговле и поиске путей обогащения. Перед нами встают разнообразные угрозы неизвестных ранее эпидемий, терроризма, безразличия к проблемам личности. Эти обстоятельства не только пугают родителей, боящихся отпускать своих чад в самостоятельное «плавание» таежных экспедиций, но и переориентируют внимание самих ребят от проблем природы на вопросы безопасности или информационной защиты.

Однако мы уверены, что и через этот кризис ВООП пройдет, опираясь на опыт своей многолетней истории, традиции и на готовность всех своих членов — молодых и старых — сплотиться перед лицом любых трудностей. Ведь цивилизации приходят и уходят, а природа остается, и без ее сохранения, без постижения законов устройства живого мира нашей планеты, ни одно в мире общество не сможет двигаться вперед.

 

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ (ХРОНИКА) КРУЖКА ВООП:

 


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016