ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Определители серии
"Энциклопедия природы России"

Москва, издательство ABF, 1998-1999
(директор издательства Александр Аболиц, редактор серии Александр Минин)

Так получилось (почти случайно), что в нашем распоряжении оказались остатки последних тиражей книг великолепной серии "Энциклопедия Природы России". Книг, которые были написаны авторами еще "советской" школы полевой биологии на рубеже эпох "бумажной" и "электронной" литературы. Фактически, эти книги были последними подобного рода, увы, с тех пор подобной литературы в России не издавалось.

Книги-определители серии "Энциклопедия природы России"

Чем характерны книги этой серии? Во-первых, объемом вошедшей в них информации. Во всех книгах описаны почти все виды России и стран бывшего СССР - с подробными текстовыми описаниями и цветными изображениями объектов (рисунками или фотографиями). Во-вторых, помимо описаний видов, во всех книгах содержатся также довольно обширные описания основных таксонов (родов, семейств, отрядов и т.п.), к которым относятся описанные в книгах виды. В-третьих, во многих книгах данной серии в описания видов включены также карты ареалов, что очень помогает разобраться в вопросах наличия или отсутствия того или иного вида в "вашем" регионе. В-четвертых, многие книги данной серии являются не просто справочниками, а определителями, т.е. содержат дихотомическую систему определения неизвестного объекта по морфологическим признакам. Другими словами, книги серии "Энциклопедия природы Росии" - уникальные и необходимые каждому биологу-полевику методические пособия.

В 2014 году, узнав, что у издателя еще остались эти книги, мы почти сразу приняли решение об их закупке и распространении среди любителей природы. Приятным дополнением к их содержательной ценности является также и их цена! Приобрести книги серии "Энциклопедия природы России" можно только в нашем интернет-магазине. Больше эти книги нигде в России не продаются!

Книги серии "Энциклопедия природы России" были изданы издательстовм ABF (редактор серии А.Минин, директор издательства Александр Аболиц) в 1998-1999 гг. В нашем распоряжении имеются следующие книги этой серии:

Первая страница обложки книги "Минералы и горные породы" Минералы и горные породы. Том 1. Ювелирные камни и драгоценные металлы. Здорик Т.Б., Фельдман Л.Г. Энциклопедия природы России. — М..: ABF, 1998, — 752 с.; 16 цв. илл.

В первом томе подробно охарактеризованы благородные металлы и ювелирные камни, их состав, свойства, месторождения. Приведены интересные исторические факты. Во вводных главах изложены основы кристаллографии, минералогии и геммологии — науки о драгоценных камнях.

Книга иллюстрирована уникальными фотографиями минералов из музеев и частных коллекций. Издание адресовано широкому кругу любителей природы: от учеников старших классов до специалистов-геологов.

Авторы книги — кандидаты геолого-минералогических наук, ученые и популяризаторы минералогии, известные своими научными и научно-популярными публикациями и переводами книг о ювелирных камнях и других минералах.

Первая страница обложки книги "Грибы" Грибы. Гарибова Л.В., Сидорова И.И. Энциклопедия ггоироды России. — М.: ABF, 1999. — 352 с.; 72 цв. илл.

Во вводных главах дается подробная информация о грибах, распространенных на территории России: их морфологии, принципах классификации и коллекционирования, хозяйственном значении. Даны ключи для определения и подробные видовые описания представителей классов сумчатых и базидиальных грибов. Книга содержит 72 таблицы с цветными иллюстрациями.

Издание адресовано самому широкому кругу читателей: от школьников до специалистов-микологов.

Авторы книги — доктора биологических наук, профессора, сотрудники биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Первая страница обложки книги "Пищевые растения" Пищевые растения. Справочное издание. Губанов И.А. Энциклопедия природы России.  — М.: ABF, 1996. — 556 с.

В настоящее издание включены практически все виды растений, культивируемые в России, а также многие съедобные дикорастущие растения.
Справочник содержит 56 цветных таблиц с изображениями приведенных растений и 27 карт ареалов распространения.

Помимо ботанических описаний, изложенных доступным языком, книга рассказывает об истории введения в культуру пищевых растений, их экологии, особенностях возделывания и использования, пищевых и лекарственных свойствах.

Издание адресовано широкому кругу читателей и, в первую очередь, преподавателям биологии, агрономам, студентам и школьникам.

Первая страница обложки книги "Насекомые" Насекомые. Горностаев Г.Н. Энциклопедия природы России. — М.: ABF, 1998. — 560 с.; 56 цв. илл.

Книга знакомит с замечательным разнообразием мира насекомых России, обеспечивая возможность опознания наиболее заметных, массовых и широко распространенных видов с помощью цветных или черно-белых изображений. Книга содержит упрощенные таблицы для определения отрядов и семейств и краткие сведения по биологии, хозяйственному значению и географическому распространению 955 видов, которые представляют все 32 отряда и около 30% семейств насекомых фауны России.

Книга рассчитана на широкий круг любителей природы — от юных натуралистов и краеведов до студентов-биологов и учителей зоологии, но может оказаться полезной и специалисту-энтомологу.

Автор книги — кандидат биологических наук, доцент кафедры энтомологии биологического факультета МГУ им. М. В.Ломоносова.

Первая страница обложки книги "Земноводные и пресмыкающиеся" Земноводные и пресмыкающиеся. Ананьева Н.Б., Боркин Л.Я., Даревскнй И.С., Орлов Н.Л. Энциклопедия природы России. — М.: ABF, 1998. — 576 с.; 58 цв. илл.

Впервые в одной книге приводятся детальные очерки с самой современной информацией о систематике, экологии, местообитаниях, распространении и образе жизни всех видов земноводных и пресмыкающихся, обитающих на территории республик бывшего СССР. Описания почти всех видов сопровождаются цветными изображениями животных.

Книга рассчитана на широкий круг читателей — от школьников до специалистов-зоологов.

Авторы книги — известные ученые, сотрудники Зоологического института РАН из Санкт-Петербурга.

Первая страница обложки книги "Птицы" Птицы. Бёме Р.Л., Динец В.Л., Флинт В.Е., Черенков А.Е. (под общей ред. В.Е. Флинта). Энциклопедия природы России. Изд. 2-е, дополненное и переработанное.—М.: ABF, 1998.— 432 с.; 56 цв. илл.

В популярной форме авторы рассказывают обо всех видах птиц, обитающих на территории России.

Для каждого вида приводятся важнейшие определительные признаки, сведения по биологии, а также карты гнездовых ареалов и основных мест зимовки на территории страны.
Книга содержит 56 цветных таблиц с изображением большинства российских пернатых.

Издание адресовано самому широкому кругу любителей природы и рекомендуется в качестве учебно-справочного пособия.

Первая страница обложки книги "Звери" Звери. Динец В.Л., Ротшильд Е.В. Энциклопедия природы России. 2-е издание, дополненное и переработанное. — М.: ABF, 1998.— 344 с.; 64 цв. илл.

В книге приводятся описания всех видов млекопитающих, обитающих или обитавших в недавнем прошлом на территории современной России. Указывается систематическая принадлежность каждого вида, приводятся его важнейшие определительные признаки, цветное изображение, сведения по биологии и экологии животных, карты ареалов в пределах территории страны.

Книга адресована широкому кругу читателей.

Первая страница обложки книги "Домашние животные" Домашние животные. Динец В.Л., Ротшильд Е.В. Энциклопедия природы России. — М: ABF, 1998. — 512 с.; 48 цв. илл.

Книга представляет собой первую в отечественной литературе попытку охарактеризовать все разнообразие животных, разводимых человеком. Не рассматриваются виды, которые человек изымает из природы с целью хозяйственного использования. Цветные изображения многих сельскохозяйственных животных приводятся впервые.

В описания видов и пород животных входят исторические очерки, характеристика биологии и содержания, наиболее распространенных болезней. Поскольку многообразие видов диктует несколько сокращенное изложение, в конце каждого раздела приводится рекомендуемая литература.

Книга адресована широкому кругу читателей.

Наверх страницы

Приобрести книги серии "Энциклопедия природы России", а также другую методическую литературу и пособия, выпущенные экологическим центром "Экосистема", можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине.

Заказать книги можно также письмом на имя Васюковой Ольги Валентиновны на наш почтовый адрес или по электронной почте (см. страницу контакты).

В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.