ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Это предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: 30 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

: :

Компьютерные интерактивные Атласы-определители
объектов природы России и сопредельных стран

Компьютерные определители растений и животных России: обложка диска    Компьютерные определители растений и животных России: диск для PC

Информация по обновлению программ определителей для работы в операционных системах Windows Vista, Windows 7 и Windows 8

смартфонов и планшетов iPhone, iPad и Android.

Уже вышли в свет определители для Android: грибы, деревья зимой, деревья летом, дикорастущие цветы, дневные бабочки, насекомые-вредители, рыбы, амфибии, рептилии, птицы и голоса и звери и следы.
Все их уже можно купить в Google Play!

Данный проект Ассоциации "Экосистема" является продолжением реализуемых с 1996 года планов обеспечения российских педагогов-экологов научно-методическими ресурсами по учебной и исследовательской деятельности школьников в природе. Вслед за методическими пособиями, выпущенными в 1996-1998 гг. и учебными видеофильмами, выпущенными в 1999-2001 гг., в 2002 году мы приступили к изданию не менее необходимых в практической работе иллюстрированных компьютерных интерактивных определителей объектов природы средней полосы России, необходимых широкому кругу любителей природы, педагогов и учащихся.

Панель управления определителямиВ задуманную серию включены 15 компьютерных Атласов-определителей: грибы, водоросли, лишайники, мхи, деревья и кустарники в безлистном состоянии (зимой), деревья и кустарники летом, травянистые растения (дикорастущие цветы), дневные бабочки, насекомые-вредители древесных пород, водные беспозвоночные, пресноводные и проходные рыбы, птицы, их гнезда и голоса, млекопитающие и их следы.

Все Атласы-определители выпускаются на лазерных дисках (CD) и работают только с оригинального диска. К сожалению, при нынешнем развитии нашей экономики и при небольших тиражах подобной литературы выпуск таких определителей, особенно иллюстрированных, в "бумажном" формате по сугубо коммерческим причинам практически невозможен. Именно наличие множества крупномасштабных цветных иллюстраций в наших определителях является основным препятствием для их публикации в виде книг. Тем не менее и нами и некоторыми издательствами уже предпринимаются попытки издания "бумажных" определителей, основанных на наших иллюстрациях (см. информацию о печатных определителях издательства "Вентана-Граф" и наших цветных определительных таблицах).

Помимо иллюстраций, главным отличием и достоинством наших компьютерных интерактивных определителей являются компьютерные программы определения неизвестных объектов, пользоваться которыми не только удобно и быстро, но и чрезвычайно легко, особенно для начинающих исследователей. В то же время, как показывает жизнь, большинство учреждений образования уже оснащены компьютерами, или будут оснащены ими в ближайшие годы, да и многие школьники уже имеют дома компьютеры. Поэтому мы надеемся, что наша идея создания компьютерных определителей "пробьет себе дорогу в жизнь".

В 2002-2006 годах выпущены первые пять определителей, в 2010 году - еще пять, в 2015 г. вышел 11-й определитель - дневные бабочки (помечен !!! NEW !!! в таблице ниже), планируются к выпуску последние четыре:

Атлас-определитель грибов России 1) Атлас-определитель грибов России (2010 г). В него включены 322 вида грибов, относящиеся к 2 классам (Сумчатые и Базидиальные) и 168 таксонам различного уровня. Отобранные для включения в определитель виды являются наиболее широко распространенными и многочисленными, а также наиболее известными на пространстве от западных границ России до Дальнего Востока в пределах лесной и лесостепной зон. Подробное описание
Атлас-определитель водорослей России 2) Атлас-определитель водорослей России (2011 г). В него включены 52 вида водорослей, относящиеся к 49 таксонам (отделам и родам). Отобранные для включения в определитель виды являются наиболее распространенными (многочисленными) на всем пространстве России: от западных границ до Дальнего Востока и от Арктики до южных границ (а также Кавказа и Средней Азии). Подробное описание (готовится к изданию)
Атлас-определитель лишайников России 3) Атлас-определитель лишайников России (2011 г). В него включены 159 видов лишайников, относящиеся к 44 родам. Отобранные для включения в определитель виды являются наиболее распространенными (многочисленными) на всем пространстве России: от западных границ до Дальнего Востока и от Арктики до южных границ (а также Кавказа и Средней Азии). Подробное описание (готовится к изданию)
Атлас-определитель листостебельных мхов России 4) Атлас-определитель листостебельных мхов России (2011 г). В него включены 200 видов мхов, относящиеся к 214 таксонам (классам, подклассам, семействам и родам). Отобранные для включения в определитель виды являются наиболее распространенными (многочисленными) на всем пространстве России: от западных границ до Дальнего Востока и от Арктики до южных границ (а также Кавказа и Средней Азии). Подробное описание (готовится к изданию)
Атлас-определитель деревьев и кустарников в осенне-зимний период 5) Атлас-определитель деревьев и кустарников в осенне-зимний период (определитель по почкам и побегам в безлистном состоянии)(2002 г). В него включены 88 видов деревьев, кустарников и кустарничков, наиболее распространенных в средней полосе Европейской части России, но встречающихся также и на остальной, большей территории России. Подробное описание
Атлас-определитель деревьев и кустарников в весенне-летний период 6) Атлас-определитель деревьев и кустарников в весенне-летний период (определитель по цветкам, листьям и плодам)(2004 г). В него включены 90 видов деревянистых растений: деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, наиболее распространенных в условиях средней полосы Европейской части России. Большая часть растений, включенных в Атлас-определитель, произрастает также и на остальной части России. Подробное описание
Атлас-определитель травянистых растений (цветов) средней полосы России по цветкам 7) Атлас-определитель травянистых растений (цветов) средней полосы России по цветкам и внешним морфологическим признакам (2004 г). В него включены 216 видов травянистых растений, относящиеся к 47 семействам. Отобранные для включения в определитель растения являются наиболее распространенными в условиях средней полосы Европейской части России и обладают хорошо заметными цветками. В Определитель не включены осоки и злаки. Подробное описание
Атлас-определитель дневных бабочек средней полосы России 8) Атлас-определитель дневных бабочек средней полосы России (2015 г). В него включены 64 вида дневных бабочек, наиболее широко распространенных и заметных в средней полосе Европейской части России, но встречающихся и на остальной, большей территории Евразии. Подробное описание !!! NEW !!!
Атлас-определитель насекомых-вредителей лесных древесных пород России 9) Атлас-определитель насекомых-вредителей лесных древесных пород России (2002 г). В него включены 92 вида насекомых, наиболее часто повреждающих древесные породы в пределах лесной зоны России - от западных границ до Дальнего Востока. Большинство их этих видов, однако, обитает и на остальной, большей территории Евразии. Подробное описание
Атлас-определитель пресноводных беспозвоночных животных России 10) Атлас-определитель пресноводных беспозвоночных животных России (2011 г). В него включены 148 видов беспозвоночных животных, относящиеся к 22 таксонам различного порядка. Отобранные для включения вданный определитель виды обитают в пресных водоемах (ручьях, реках, озерах, прудах, водохранилищах и т.п.) средней полосы России. Большинство из этих животных, помимо европейской России, обитает и на остальной, большей территории Евразии. Подробное описание (готовится к изданию)
Атлас-определитель пресноводных и проходных рыб России 11) Атлас-определитель пресноводных и проходных рыб России (2011 г). В него включены 76 видов пресноводных, полупроходных и проходных рыб, наиболее распространенных и многочисленных на всем пространстве России и бывшего СССР. Для Европейской части включенные в список виды составляют примерно 90-95% общей встречаемости всех рыб, для Азиатской части - от 60 до 30% (чем дальше на восток, тем больше видов, не включенных в данный список). Многие приведенные ниже виды обитают также в Закавказье и в Средней Азии. Подробное описание
Атлас-определитель земноводных (амфибий) России 12) Атлас-определитель земноводных (амфибий) России (2010 г). В него включен 41 вид, относящийся к 23 таксонам (отрядам, семействам и родам). Отобранные для включения в определитель виды являются наиболее распространенными на всем пространстве России: от западных границ до Дальнего Востока и от Арктики до южных границ (включая Кавказ и Среднюю Азию). Подробное описание
Атлас-определитель пресмыкающихся (рептилий) России и стран бывшего СССР 13) Атлас-определитель пресмыкающихся (рептилий) России и стран бывшего СССР. В него включены 177 видов, относящиеся к 80 таксонам (отрядам, семействам и родам). Отобранные для включения в определитель виды являются наиболее распространенными на всем пространстве России и СССР: от западных границ до Дальнего Востока и от Арктики до южных границ (включая Кавказ и Среднюю Азию). Подробное описание
Атлас-определитель птиц, птичьих гнезд, яиц и голосов птиц средней полосы России 14) Атлас-определитель птиц, птичьих гнезд, яиц и голосов птиц средней полосы России (2006). Только для Window XP Service Pack 2 (SP 2) и выше. В него включены 206 видов птиц с определением по внешнему виду, месту и времени встречи птицы, местоположению, размерам, строительному материалу и форме гнезда, размерам и цвету яиц, а также типу звукового сигнала. Описание каждого вида снабжено записью голосов (включающей, как правило, песню и основные позывки и сигналы тревоги), характерных для данного вида. Подробное описание
Атлас-определитель наземных млекопитающих (зверей) России и их следов 15) Атлас-определитель наземных млекопитающих (зверей) России и их следов (2010 г). В него включены 147 видов млекопитающих, относящиеся к 6 отрядам, 19 семействам и 33 родам, а также описания и изображения их его нор, жилищ, следов, погадок, погрызов и т.п. Включенные в определитель животные являются наиболее широко распространенными (часто встречающимися) в средней полосе России: от западных границ до Дальнего Востока. Подробное описание

Все их уже можно купить в Google Play!

В нашем Интернет-магазине можно также приобрести другие диски с электронными определителями:

Компьютерный определитель Компьютерный определитель "Дневные бабочки Восточной Европы".
Электронный интерактивный мультимедиа-определитель и обзор 319 видов дневных чешуекрылых (Hesperioidea, Papilionoidea, Lepidoptera) Скандинавии, Восточной Европы и Европейской части России, а также Западного Казахстана. 3 890 оригинальных фотографий (верхняя и нижняя стороны крыльев самца и самки). Определитель включает более 30 признаков, каждый из которых проиллюстрирован схемами или рисунками.
MP3-диск MP3-диск "Голоса птиц средней полосы России".
Голоса 343 видов птиц средней полосы (от западных границ до Дальнего Востока) — пение и звуки при токовании, позывки, сигналы при беспокойстве и другие звуки, наиболее важные при полевом определении. Дикторский текст отсутствует, общее время звучания — 4 час. 22 мин. На диск записан также общий список видов с русскими и латинскими названиями и комментариями к звуковым сигналам.
MP3-диск MP3-диск "Голоса птиц России. Часть 1. Европейская Россия, Урал и Западная Сибирь"
Звуковой справочник-определитель с записями пения птиц, собранными в фонотеке голосов животных им. Б.Н. Вепринцева. Голоса 450 видов птиц — пение или звуки при токовании, позывки, сигналы при беспокойстве и другие звуки, наиболее важные при полевом определении. Более 1750 записей голосов птиц в природе, общее время звучания — 7 час. 44 мин. В сопроводительном буклете — комментарии к звуковым сигналам, указатели русских и латинских названий, вспомогательные материалы.

Описание Атласов-определителей.

Все Атласы-определители построены по единой схеме. Они состоят из четырех основных частей: Инструкции по пользованию, Учебника, Атласа и Определителя.

Учебник включает в себя Справочник по морфологии (биологии, экологии, анатомии, физиологии и т.д.) тех объектов, которым посвящен Атлас-определитель. Важным элементом Учебника является раздел, иллюстрирующий основные морфологические (внешние) признаки, используемые при определении объектов в Определителе. Кроме того, в Учебник включена справочная информация об изучаемых объектах, которая может послужить начинающим исследователям хорошим подспорьем при написании статей, подготовке докладов и первых шагах в изучении данных объектов природы.

Атлас представляет собой коллекцию иллюстраций всех включенных в него объектов природы с сопутствующими текстовыми описаниями. Иллюстрации являются либо авторскими, либо позаимствованы из доступной нам литературы.
Ясень обыкновенныйПри изготовлении наших иллюстраций мы применили "ноу-хау" - все объекты отсканированы в "живом" виде с очень большим разрешением и глубиной резкости и с натуральными цветами. Каждый вид в Атласе имеет крупное (560 х 520 пикс.) изображение внешнего вида объекта и отдельных его составных частей (крупным планом), имеющих наибольшее значение при определении. Стрелками и цифрами на рисунках показаны определительные признаки, которые в свою очередь описаны в тексте, следующем под рисунком. В описании, помимо определительных морфологических признаков, приводится биология вида, его распространение (биотопическое и географическое), роль в жизни человека, иногда - история, происхождение названия и т.п. интересные факты о данном объекте. Все виды в Атласах расположены как в алфавитном порядке (по-русски и по-латыни), так и в систематическом порядке, а доступ к любому виду возможен из любой части (страницы) Атласа-определителя.

ОпределительОсновной и наиболее "интеллектуальной" частью Атласов-определителей является собственно Определитель. Определитель - это компьютерная программа, которая запускается при нажатии на соответствующую кнопку и "выдает" список определительных морфологических (внешних) признаков, свойственных всем объектам данного Атласа-определителя. Число признаков, при этом, колеблется от 4 до 16 (для разных определителей) - в зависимости от сложности строения объектов определения. Пользователю необходимо выбирать признаки (в любом порядке) и варианты ответа (значения признака) - сверяясь со своим объектом (он, естественно, должен быть перед исследователем). При этом в правой части экрана все время будет виден список всех видов, включенных в базу данных Определителя, с их уменьшенными изображениями (мозаика).
При каждом ответе число видов в этом списке будет сокращаться, пока не придет к двум-трем или, в идеале, к одному. При затруднении с ответом (с выбором значения признака) можно подсмотреть в "шпаргалку" - нажав на название признака Вы попадете в Учебник - в тот его раздел, где проиллюстрированы все значения признака (с типичными примерами из Атласа).

Компоновка Атласов-определителей.
Все Атласы-определители технически оформлены в стиле Справки Windows (Help), поэтому к ним применимы все приемы управления Справкой. По желанию можно мышью изменять ширину окон, скрывать ненужные окна и раскрывать оставшиеся окна на всю ширину экрана. "Путешествовать" по открытым ранее окнам можно с помощью кнопок "Вперед" и "Назад". Можно также распечатывать любую страницу непосредственно из Атласа-определителя. Как и в справке Windows в Атласе-определителе есть возможность поиска терминов и любых слов, встречающихся в текстах.
Атласы-определители записываются на лазерный диск по желанию заказчика в любом соотношении. Можно приобрести только один определитель, а можно - все вышедшие на данный момент времени.
Независимо от числа заказанных определителей, на диск записывается "Презентация", т.е. 6-минутная инструкция по пользованию всеми разделами Атласа-определителя, идущая в автоматическом режиме. Программа Атласа-определителя запускается автоматически при установке лазерного диска в CD-ROM компьютера. После этого на Вашем компьютере запускается автономный Web-сервер и раскрывается панель управления определителями. Из нее можно попасть к любому определителю или просмотреть "Презентацию".

Технические требования к компьютеру.
Для работы программы требуется IBM совместимый компьютер на базе процессора Pentium 166 MMX и выше, желательно не менее 32 Мб оперативной памяти (с меньшей памятью компьютер будет работать медленнее), видеоадаптер SVGA (256 и более цветов), 3 Мб свободного дискового пространства, операционная система Windows 95 и выше, обозреватель Интернет-страниц Internet Explorer 4.0 и выше. Для работы старых версий определителей (приобретенных в 2002-2009 годах) в операционной системе Windows Vista и выше требуется обновление программы запуска.
Определитель птиц корректно работает только в системе Window XP Service Pack 2 (SP 2) и выше. В Windows 95 и Windows 98 в этом определителе не проигрываются голоса птиц (неправильно отображаются компоненты Flash). Для прослушивания голосов птиц (в Windows XP и выше) требуется проигрыватель Macromedia Flash Player не ниже версии 6 (в случае его отсутствия на компьютере он устанавливается автоматически при первом запуске определителя с компакт-диска).
Атласы-определители выпускаются на лазерных дисках (CD) и работают только с оригинального диска, поэтому для работы с ними требуется CD-привод.
Для прослушивания "Презентации" требуется звуковая карта и колонки.

Способ приобретения.
Приобрести компьютерные определители можно по почте через наш Интернет-магазин наложенным платежом (только для жителей России, из-за рубежа возможна предоплата почтовым/электронным переводом).
Определители могут быть записаны как по одному, так и по несколько на один диск. Все определители, записанные на один диск, стоят в несколько раз дешевле!

(для определителей, приобретенных в 2002-2014 гг).

Заказать определители можно также письмом на имя Васюковой Ольги Валентиновны на наш почтовый адрес или по электронной почте (см. страницу контакты), а также через наш Интернет-магазин.

MP3-диск MP3-диск "Голоса птиц средней полосы России".

Все их уже можно купить в Google Play!

В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

: : [ моноблок polair ] [ ] [ ]