Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Это предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: 30 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





: :

Методические пособия и руководства
по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований

(для учителей, педагогов дополнительного образования и юных экологов,
самостоятельно занимающихся исследовательской работой в природе)

На этой странице приведен список 65 методических пособий, изданных Ассоциацией "Экосистема" за многие годы (в основном, с 1996 по 2004).

Методические пособия в этом списке разделены по тематикам: ландшафтоведение (география), ботаника, зоология, водная экология, мониторинг и биоиндикация. В отдельную категорию (в самом низу списка) объединены пособия, включающие "общеобразовательные" методики, исследовательские проекты и программы, а также правила обработки и написания исследовательских работ.

Названия пособий являются гиперссылками, кликнув на которые Вы попадете на страницу, посвященную данному пособию.

Методические пособия - брошюры (1996-1998 гг.)Немного истории. В 1996-98 гг. Ассоциация "Экосистема" выпустила 40 методических пособий по организации исследовательской работы школьников в природе. Пособия были изданы в виде брошюр объемом от 10 до 40 страниц с цветными обложками (цвет обложек соответствовал тематике пособия). В течение прошедших с момента их первого издания лет, спрос на них был велик, поэтому мы продолжали допечатывать их небольшими тиражами по мере надобности, давая таким образом возможность заказывать их всем желающим.

В 1999-2001 годах большая часть методик, изложенных в брошюрах, была включена в серию методических руководств к учебно-методическим видеофильмам. Переместившиеся в новую серию, пособия и включенные в них методики были незначительно усовершенствованы и доработаны в сторону их большей конкретности и практической направленности. Помимо этого, в период с 2000 по 2004 гг. были написаны еще 27 пособий, часть из которых излагает недостающие методики полевых исследований, часть содержит описание комплексных исследовательских программ, а часть - опыт организации полевых экологических практикумов для школьников. Таким образом, общее количество написанных авторами "Экосистемы" за 1996-2004 гг. методических пособий составило 65.

Данные пособия являются результатом коллективного многолетнего труда и издавались нами неоднократно - как в "бумажном" формате, так и в "электронном". В настоящее время они продаются по символической цене - 3 рубля за пособие - в электронном виде (на компакт-диске) в различных наборах (соотношениях):

Обложка диска Диск 1) 25 пособий по общим вопросам организации исследований. В списке (ниже) их номера (слева от картинки) выделены красным цветом,
Обложка комплекта 40 видеофильмов 2) в составе комплекта из 4-х дисков "Комплексные исследования экосистем", включающих 40 учебных фильмов и 40 методических пособий к ним. В списке (ниже) их номера (слева от картинки) выделены синим цветом, или
Обложка диска Диск 3) 65 пособий по полевой экологии (все пособия, т.е. 25+40).

Все их можно приобрести в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Постепенно мы также переводим их в формат приложений для Андроид-смартфонов и планшетов, приобрести которые можно в Google Play.


Список всех пособий по тематикам
(картинки и названия пособий являются гиперссылками, кликнув на которые Вы попадете на страницу, посвященную данному пособию)

Ландшафтоведение (география):

01 Спортивное ориентирование в лесу. В данном методическом пособии приводится техника организации вводного учебного занятия в форме спортивной игры с элементами картографии, ориентирования на местности и ботаники. Описана процедура обучения учащихся простейшим навыкам работы с компасом и картой – определение сторон света, измерение азимутов, ориентирование и «чтение» карты, а также процедура заложения трассы спортивного ориентирования и проведения соревнования на этой трассе. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
02 Глазомерная съемка местности. В данном методическом пособии описана процедура простейшей горизонтальной съемки местности – глазомерной, с целью составления крупномасштабной карты или плана территории. Во вводной части занятия учащимся напоминают технику измерения углов (азимутов) и расстояний на местности (шагами), усвоенные на предыдущих занятиях. Описаны различные способы съемки местности – составление «абриса», способ «обхода», «полярный» способ, способ «засечек» и способ «перпендикуляров». По данной теме снят также учебно-методический фильм.
03 Описание и анализ геологического обнажения. В данном пособии приводится методика описания и анализа геологического обнажения на примере аллювиального отложения в долине реки или ручья. Обсуждается, в частности, технология выбора места исследования, методика подготовки разреза для описания, техника описания обнажения в целом и его отдельных горизонтов по 12 параметрам. Приводится также общая схема истолкования полученных данных, с попыткой описать историю возникновения данного участка суши. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
04 Изучение горных пород и минералов своей местности. Данное методическое пособие содержит описание способов сбора образцов минералов и горных пород своей местности, а также краткий вводный курс минералогии, который поможет неспециалисту научиться определять горные породы и слагающие их минералы. В пособии также даны описания и краткие характеристики классов горных пород, рекомендации по оформлению коллекции минералов и горных пород, а также определители минералов и горных пород по внешним признакам. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
05 Программа организации и проведения геоморфологических исследований. Данное пособие представляет собой программу изучения и описания рельефа, как одного из важнейших компонентов ландшафта при проведении комплексных экологических исследований. В пособии приводится программа организации геоморфологических исследований, план и основные правила ведения полевой работы, первичной обработки материала и оформления результатов проведенного исследования.
06 Построение профиля склона речной долины. В данном методическом пособии приводится методика построения простейшего геоморфологического профиля долины небольшой реки или ручья с помощью школьного нивелира. Работа включает изготовление нивелира, выбор участка долины для вертикальной съемки, собственно нивелирную съемку и оформление результатов. Итогом работы является профиль рельефа, на который на последующих занятиях будут наносится остальные компоненты ландшафта. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
07 Подготовка и описание почвенного разреза. В данном методическом пособии приводится методика заложения почвенного разреза и его описания по морфологическим признакам. Рассматривается технология описания строения почвы (генетических горизонтов), мощности почвы и отдельных ее горизонтов, окраски, влажности, механического состава, структуры, сложения, новообразований и включений. Приводится также схема выявления функциональных зон почвы, помогающая в классификации и определении типа описанной почвы. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
08 Составление почвенной карты (методы почвенного картографирования). Данное пособие включает в себя описание процедур почвенной съемки для целей крупно-, средне- и мелкомасштабного картирования: определение категории местности, способы размещения почвенных разрезов, этапы составления почвенных карт. Основное внимание уделено методике составления детальных и крупномасштабных карт, как основы при выполнении комплексных экологических исследований.
09 Изучение снегового покрова на профиле. В данном методическом пособии рассматриваются важнейшие функции и свойства снегового покрова и приводится методика его изучения на примере снегомерной съемки по линии ландшафтного профиля. Работа включает в себя выбор точек съемки, заложение снегового шурфа, выявление слоев по внешним признакам, их измерения и описания. Итогом работы является нанесение на профиль основных свойств снегоаого покрова и анализ их связи с рельефом и растительностью по линии профиля. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
10 Комплексные исследования на ландшафтном профиле. В данном методическом пособии продолжается изучение компонентов ландшафта – растительности и почв, на линии комплексного ландшафтного профиля, заложенного на одном из предыдущих занятий по склону долины небольшой реки или ручья. Изложена методика стандартного геоботанического описания растительности и общие правила заложения почвенного разреза. Целью занятия является описание растительности и почв и выявление их взаимосвязи. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
11 Методы метеорологических наблюдений. В данном методическом пособии приводятся основные правила организации метеорологических наблюдений: начиная с организации школьной метеоплощадки и кончая определением метеопоказателей основных сред: воздуха, почвы, облачности, осадков. Приводятся также правила организации наблюдений за атмосферными явлениями, состоянием погоды, ее местными признаками и предсказанием.

Ботаника:

12 Изучение видового состава и численности грибов. В данном методическом пособии приводится методика организации исследования видового состава и численности грибов в различных биотопах окрестностей школы или экологического центра силами нескольких групп учащихся. Изложена техника маршрутного учета численности грибов, способы организации полевой работы и лабораторной обработки собранного материала, включая определение, расчет запаса грибов, а также классификация грибов по пищевой ценности и ядовитости. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
13 Методика описаний лишайниковых сообществ. В данном методическом пособии изложены три темы самостоятельных исследований по изучению лихенофлоры: составление флоры (списка видов) лишайников окрестностей стационара, изучение пространственного распределения видов (по биотопам, субстратам и древесным породам) и описание сообществ лишайников по их четырем экологическим группам. Для последней темы приведены способы описания сообществ лишайников и основных типов их местообитаний.
14 Составление учебного гербария. Данное пособие включает в себя описание правил сбора гербариев травянистых растений, оборудования и техники работы с ним, правил выбора растений для гербария, процедуры сбора, высушивания, монтирования и хранения гербариев, в том числе и отдельных сложных групп растений. Приводятся данные по технике объемной сушки, составлению коллекций плодов и семян, грибов, мхов и лишайников. Описывается процедура определения растений по определителям. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
15 Описание флоры своей местности. Данное методическое пособие излагает ход выполнения простой, но трудоемкой и скурпулезной работы по составлению флоры своей местности, т.е. списка видов произрастающих на ней растений. Описана общая схема организации работы, включая выбор маршрутов обследования местности, поиск, описание и сбор растений для гербария, а также определение растений и составление отчета. Итогом работы является список видов растений по основным биотопам окружающей местности. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
16 Введение в морфологию высших растений (пособие для начинающих работать с определителем растений). Данное пособие представляет собой краткий обзор всех основных морфологических особенностей растений, значимых при их определении и работе с определителем: вегетативных органов (корня, побега, стебля, листа) и генеративных органов (цветка, цветорасположения, плода, семени) цветковых растений. Приводятся также основные морфологические части плауновидных, хвощевидных, папоротниковидных и голосеменных растений . Пособие может быть использовано в качестве подспорья при работе с определителем.
17 Картографирование лесных фитоценозов. В данном пособии рассказано о двух методических приемах картирования растительности – сплошного картирования (лесного квартала) и картирования трансекты (узкой полосы). Описаны основные этапы работы: рекогносцировочное обследование, выделение растительных сообществ, их описание и нанесение на карту методом глазомерной съемки, построение легенды с элементами классификации растительности, оформление карты, анализ пространственного распределения сообществ. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
18 Изучение вертикальной структуры леса. Данное пособие включает в себя простейшую методику поярусного изучения растительного сообщества леса, которое включает в себя описание основных характеристик растительных пологов: видового состава и соотношения видов в сообществе по их относительной численности, для древесного и кустарникового ярусов - диаметра стволов, высоты и возраста. Приводятся различные способы измерения этих показателей, а также способы наглядного отображения результатов проведенного описания. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
19 Зеленые растения под снегом. В данном методическом пособии рассказано об условиях зимовки растений, о различных адаптациях растений к зиме, о разнице между вечнозелеными и зимне-зелеными растениями. Методическая часть посвящена изучению зеленых растений под снегом и включает методику выбора и заложения площадок, методику описания растительного покрова и подготовки отчета. Итогом работы является анализ видового состава зимующих под снегом зеленых растений в различных биотопах. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
20 Изучение экологии первоцветов. В данном методическом пособии речь идет об изучении раннецветущих растений – первоцветов, распространенных в зоне умеренного климата и цветущих сразу после схода снега. Приводятся важнейшие биологические особенности этих растений, методика заложения площадок для геоботанических описаний, методика оценки их распределения и численности на изучаемой территории, а также способы фиксации данных наблюдений и оформления результатов работы. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
21 Фенология цветения растений. В данном методическом пособии приведен план организации исследования пространственной динамики (изменчивости) видового состава цветущих растений в различных биотопах вокруг школы или экологического центра. Описаны основные этапы работы: составление плана обследования местности, поиск цветущих растений, определение фенологической фазы цветения, составление списков и анализ биотопических различий видового состава и сроков цветения. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
22 Комплексные геоботанические исследования фитоценозов. Данное пособие содержит методику проведения комплексного геоботанического исследования фитоценоза, включая составление флоры, заложение пробных площадок и проведение геоботанических описаний. Особое внимание уделено тонкостям выделения ассоциаций, вертикальной и горизонтальной структуры фитоценозов, а также методам учета обилия. В заключительной части пособия приводятся примерные варианты использования данной методики при проведении самостоятельных исследований школьников на полевом практикуме.
23 Оценка жизненного состояния хвойного подроста. Данное пособие посвящено изучению успешности произрастания подроста хвойных деревьев в различных лесных сообществах. Приводятся правила выбора биотопов для проведения исследований, выбор групп пробных деревьев, техника измерений высоты и возраста деревьев, методика первичной обработки результатов измерений и построения графиков зависимости их высоты от возраста, отражающих успешность произрастания и жизненное состояние подроста. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
24 Изучение динамики роста деревьев по годичным кольцам. Данное пособие включает в себя простейшую методику подготовки спила ствола дерева с последующим подсчетом и измерением ширины годичных колец (годовых приростов) с целью составления графика динамики роста дерева по годам и его анализа в связи с изменениями внешних факторов. Целью работы является также проведение сравнительного анализа динамики роста различных деревьев с попыткой выявления общих закономерностей их развития. По данной теме снят также учебно-методический фильм.

Зоология:

25 Изучение лесных беспозвоночных (часть 1: подстилка и древесина). Данное пособие включает в себя описание общих правил проведения сборов и учетов численности беспозвоночных животных, а также приборов и оборудования для энтомологических исследований. Приводится общий план организации учебного занятия и методики сбора и учета беспозвоночных в лесной подстилке и на древесине: ручной разбор, использование биоценометра, лов на приманку, ловчими цилиндрами и канавками, способы выгонки беспозвоночных из субстрата и т.д. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
26 Изучение лесных беспозвоночных (часть 2: трава, кроны, летающие). Данное пособие включает в себя описание общих правил проведения энтомологических исследований, общей структуры учебного занятия, а также описание методик изучения беспозвоночных, обитающих в доступных в летний период средах: в траве, в кронах деревьев и кустарников, а также летающих беспозвоночных. Для каждой группы описаны методики учета численности и оценки плотности населения, а также способы привлечения и отлова. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
27 Изучение видового состава и численности амфибий. В данном пособии приведена методика организации исследования численности и возрастной структуры популяций амфибий в весенне-летний период. Описана схема выбора местообитаний для исследования, техника проведения маршрутного учета лягушек, техника простейших измерений и анализа возрастной структуры популяций лягушек на основе их размерных классов. Предложена схема анализа плотности населения разных возрастных групп лягушек в различных биотопах. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
28 "Поможем птицам !" (изготовление кормушек и гнездовий). В данном методическом пособии описаны две практические природоохранные работы (проекта) по привлечению птиц в окрестности школы или экологического центра: подкормка зимующих птиц и изготовление и развеска искусственных гнездовий. Рассказано о простейших конструкциях кормушек и составе кормов для подкормки. Приведены размеры и технология самостоятельного изготовления искусственных гнездовий для разных видов птиц, а также общие правила их развески. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
29 Изучение видового состава и численности птиц методом маршрутного учета. В данном методическом пособии излагается упрощенная методика проведения маршрутного учета численности птиц, включающая выбор биотопа для проведения учета, заложение маршрута, технику проведения учета и форму ведения записей в полевом дневнике, необходимый объем учетных работ, а также процедуру расчета плотности населения птиц (в особях на 1 квадратный километр) по результатам проведенного учета. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
30 Изучение численности (плотности населения) птиц различными методами. Данное пособие содержит описание трех методик количественного учета птиц: а) маршрутного учета, б) учета на точках, в) учета на постоянной площадке. Сутью работы является одновременное и на единой территории проведение учетов этими тремя методиками с последующим сравнением результатов. Описывается общая схема организации исследования, включая подготовку к учетам (заложение маршрутов и площадок), технику проведения учетов, ведения записей и обработки материалов. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
31 Изучение суточной активности пения птиц. Данное пособие посвящено описанию простейшей методики учета птиц по голосам самцов. Сутью задания является регулярное (через каждые 2-3 часа в течение всего светлого времени суток) проведение учета на постоянном маршруте с регистрацией всех поющих самцов и последующим расчетом суточной динамики их голосовой активности. Приводится общая схема построения исследования, включая выбор и заложение маршрута для учета, технику учета птиц и способы оформления результатов. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
32 Изучение гнездовой жизни птиц. В данном методическом пособии рассказано о методах организации наблюдений за гнездовой жизнью птиц на примере дуплогнездников - птиц, селящихся в искусственных гнездовьях. Приводятся общие правила организации наблюдений за гнездами, техника регистраций основных поведенческих актов, объем и продолжительность наблюдений. Обсуждаются наблюдения за такими этапами гнездовой жизни, как: гнездостроение, откладка и обогревание яиц, вылупление птенцов, родительская забота, выкармливание птенцов. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
33 Изучение территориального поведения синичьих стай. В данном пособии приведена простейшая методика наблюдений за территориальным поведением птиц, входящих в синичьи стаи во внегнездовой период года (осенью и зимой). Сутью методики является слежение за перемещением стайки по лесу, с нанесением на карту маршрута ее движения и скорости перемещения. На основании этих данных определяется «кормовая территория» стаи. Методика применима в лесной зоне где обитает хотя бы один вид из тех, что образуют синичьи стаи. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
34 Изучение кормового поведения видов птиц смешанных синичьих стай. В данном методическом пособии приведена методика наблюдений за кормовым поведением птиц в смешанных синичьих стаях. Задачей исследования является определение и учет всех мест сбора корма птицами в лесу и определение пространственных «кормопоисковых» (feeding) экологических ниш разных видов птиц.
35 Программа организации и проведения зимних учетов птиц России. Данное пособие является обращением к юным орнитологам и любителям природы, желающим принять участие в действующей на территории России и стран СНГ с 1985 года широкомасштабной научно-исследовательской программе зимних учетов птиц. Пособие включает в себя описание истории создания программы, основ организации учетных работ, а также методику проведения количественных учетов птиц, обработки и оформления результатов.
36 Исследовательский проект "Фенология птиц". Данное пособие является обращением к юным орнитологам и любителям природы принять участие в действующей на территории России и стран СНГ с 1992 года широкомасштабной научно-исследовательской программе фенологических наблюдений за птицами. Пособие включает в себя описание программы организации наблюдений за птицами по нескольким направлениям (разделам), порядок сбора, первичной обработки и оформления результатов наблюдений.
37 Зимний маршрутный учет численности млекопитающих. В данном методическом пособии приведена стандартная методика маршрутного учета средних и крупных млекопитающих (от горностая до лося) по следам в зимний период, применяемая в системе учета охотничьих животных в лесной зоне России. Методическое пособие включает в себя описание методики выбора учетных маршрутов, техники проведения маршрутного учета и обработки результатов с расчетом численности животных на единицу площади. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
38 Изучение экологии млекопитающих по следам. В данном методическом пособии приведена методика тропления животных по следам на снегу. Данная методика используется для изучения экологии и поведения млекопитающих: размеров участка их обитания, биотопического и стациального распределения, кормовой базы, особенностей поведения при кормежке и т.д. Приводятся некоторые приемы определения свежести следа и направления хода животных, правила тропления и регистрации результатов. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
39 Изучение следов жизнедеятельности позвоночных животных. В данном пособии описаны четыре темы самостоятельных исследовательских (проектных) работ, основанных на изучении следов жизнедеятельности животных в природе:   составление списка видов животных по следам их жизнедеятельности, количественный учет кузниц дятлов и беличьих столовых, учет кротовин и составление коллекции птичьих гнезд .
40 Методы учета численности мелких млекопитающих. В данном пособии описаны методики отлова и учета мелких млекопитающих в природных (естественных) биотопах, а также способы подсчета относительной или абсолютной численности животных. Описываются признаки, по которым можно судить о грядущем повышении или понижении численности грызунов. Во второй части пособия даются возможные варианты тем самостоятельной исследовательской работы школьников с использованием некоторых простейших методик, изложенных в первой части.
41 Методы этологических наблюдений за млекопитающими в неволе. В данном пособии в сжатой форме изложены основные принципы и методы, которые позволили бы продумать, спланировать и осуществить наблюдения за поведением животных в неволе. Данное пособие написано на основании многолетнего опыта студенческих и юннатских работ по этологии и относится, в основном, к млекопитающим, однако основные принципы наблюдения могут быть использованы и при работе с другими группами животных.

Водная экология:

42 Методы гидрологических исследований: проведение измерений и описание рек. Данное пособие включает в себя методики определения основных гидрографических характеристик реки, полевых гидрометрических исследований (определения ширины, промеров глубин, измерения скоростей течения, температуры, прозрачности), полевых гидрографических работ (план русла, профиль реки, годограф скоростей), вычисления стандартных гидрологических показателей (водного сечения, средней скорости течения, расхода воды), изучения водного режима реки.
43 Методы гидрологических исследований: проведение измерений и описание озер. Данное пособие включает в себя описание методических приемов по сбору морфометрических и морфологических данных об озерах, данных об их уровенном, термиче-ском и ледовом режимах, которые могут быть использованы в качестве основы при составлении комплексной экологической характеристики и паспорта водоема. Основной акцент сделан на использование "географического подхода" в описании водоема.
44 Сравнительные комплексные описания малых рек и ручьев. В данном методическом пособии приводится схема проведения рекогносцировочного обследования малой реки или ручья, включающая в себя описание как гидрологических, так и физико-химических и биологических характеристик водоемов. Для облегчения регистрации данных предложена простая форма записи результатов описания (бланк), включающая все общие данные о водоеме, которые могут быть получены без использования специальных приборов, инструментов и оборудования. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
45 Изучение физико-химических свойств природных вод. В данном методическом пособии приводятся основные правила отбора проб воды из естественных водоемов и искусственных источников, а также правила отбора проб снега. Описывается техника определения основных физических показателей воды: температуры, прозрачности, цвета, запаха и общего содержания взвесей и растворенных веществ. Из химических анализов рассматриваются процедуры определения: нитратов, сульфатов, железа, хлоридов, гидрокарбонатов и фенолов, кислотности и содержания кислорода. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
46 Сравнительное изучение макрозообентоса окрестных водоемов. В данном пособии речь идет об изучении беспозвоночных, обитающих на дне водоемов – макрозообентоса. Приводится общий план организации исследования, включая выбор точек для обследования, технику отбора проб, сопутствующие описания водоемов, сортировку и определение проб.
47 Изучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического состояния. В данном пособии речь идет об изучении беспозвоночных, обитающих на дне водоемов – макрозообентоса. Приводится общий план организации исследования, включая выбор точек для обследования, технику отбора проб, сопутствующие описания водоемов, сортировку и определение проб. Отдельной частью лабораторной работы является определение «биотического индекса» водоема, т.е. определение его экологического состояния по видовому составу пойманных беспозвоночных. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
48 Изучение планктона в прибрежной части водоема. Данное методическое пособие включает в себя описание методик проведения исследований мезо- и микрозоопланктона пресноводных водоемов, включая общую схему и технику отбора проб с помощью планктонной сети, консервации и этикетирования проб, их качественного и количественного анализа проб. Приводятся также возможные варианты использования методик изучения зоопланктона в учебно-исследовательской деятельности школьников. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
49 Методика изучения перифитона и оценки сапробности водоемов. Данное методическое пособие посвящено описанию методики изучения обрастаний (перифитона), включая выбор мест отбора и технику отбора и обработки проб. Приводится также методика расчета сапробности воды по индикаторным организмам обрастаний, в том числе - таблицы индикаторных видов с данными их сапробной валентности (таблицы СЭВ).
50 Фауна временных водоемов. Данное пособие посвящено описанию методики изучения временных водоемов – луж, образующихся весной после таяния снега или разлива рек. Предлагается проанализировать видовой состав животных, обитающих в различных по происхождению типах временных водоемов, расположенных на различном удалении от постоянного водоема. Приводится общий план построения исследования, техника сбора проб (лова животных), обработки оформления материала. По данной теме снят также учебно-методический фильм.

Мониторинг и биоиндикация:

51 Программа комплексного исследования загрязнений наземных экосистем (введение в проблему мониторинга природной среды). Данное пособие является первым в серии, посвященной проблеме изучения загрязнений природной среды и представляет собой попытку изложить принципиальные подходы к проблеме организации мониторинга окружающей среды на местом уровне. Оно включает в себя описание основных принципов организации системы мониторинга загрязнений - интегральности, многосредности, системности, многокомпонентности. Пособие можно рассматривать только как введение в обширную и одну из наиболее сложных в экологии проблем мониторинга окружающей среды.
52 Оценка загрязнения методом лихеноиндикации. В данном методическом пособии приводятся основные правила организации лихеноиндикационных исследований и некоторые простейшие методики использования лишайников для оценки интегрального воздействия неблагоприятных факторов среды на экосистему. Основное внимание уделено методикам количественной оценки лихенофлоры в биологическом мониторинге на основе использования классов полеотолерантности и лихеноиндикационных индексов. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
53 Оценка жизненного состояния леса по сосне. В данном методическом пособии в приводится методика оценки экологического состояния лесов на основе анализа морфологического состояния деревьев сосны обыкновенной (Pinus sylvestris L.). В качестве интегральных показателей используются: степень дефолиации крон, пожелтение хвои, количество шишек и прирост побегов. Приводится методика заложения постоянных пробных площадок для наблюдений, техника полевых описаний и интерпретации результатов. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
54 Оценка экологического состояния лугов. В данном пособии приводится методика биоиндикации луговых сообществ по видовому составу и численности травянистых растений. С их помощью можно определить такие характеристики физических условий луга увлажнение, динамика увлажнения, богатство и засоление почв, пастбищная дигрессия и аллювиальный режим. Приводятся сравнительные экологические свойства основных видов травянистых растений средней полосы России, а также техника расчетов экологических характеристик лугов методом «экологической ординации». По данной теме снят также учебно-методический фильм.
55 Оценка экологического состояния лесов по асимметрии листьев. В данном пособии приведена методика оценки экологического состояния местности, в частности лесов, по интегральным характеристикам асимметрии листьев деревьев. В основу методики положена теория о том, что различие между левой и правой половинами листа коррелирует со степенью общей нарушенности окружающей среды. Приводится общий план организации исследования, включая схему размещения площадок, технику отбора проб, проведения измерений листьев на примере березы и расчета асимметрии. По данной теме снят также учебно-методический фильм.
56 Комплексная оценка антропогенной нагрузки на местность. В данном методическом пособии приводится методика количественной оценки антропогенных воздействий на местность, разработанная на основе объединения «частных» методик описания нарушений основных составляющих ландшафта - рельефа, растительности, почв. Методической основой данного исследования является маршрутный учет, во время которого различными способами учитываются антропогенные воздействия различного типа. По данной теме снят также учебно-методический фильм.

Комплексные программы и общие вопросы организации полевых работ:

57 Программа проведения комплексного экологического обследования территории. Данное пособие включает в себя краткий перечень работ и оборудования для проведения комплексного рекогносцировочного обследования территории по направлениям: топография и картография, геология, почвоведение, флористика, геоботаника, лесоведение, зоология, гидробиология и охрана природы. Программа может быть использована при проведении учебно-исследовательских мероприятий с детьми - слетов, экологических лагерей, полевых практикумов.
58 Программа организации и ведения фенологических наблюдений. Данное пособие содержит программу по организации работ и проведению комплексных фенологических наблюдений, включающих регистрацию гидрометеорологических явлений и сезонных явлений в жизни наиболее обычных видов растений и животных. Каждый из разделов программы состоит из нескольких таблиц, в которые следует заносить основные хронологические этапы сезонного развития природы и пояснения по ведению наблюдений за отдельными объектами. Бланки всех таблиц приведены в конце пособия.
59 Фотографическая съемка биологических объектов. Данное пособие не содержит методик проведения научных исследований, а посвящено описанию основных правил фотографирования живой природы. Поскольку фотографирование является одним из основных способов «иллюстрирования» научных исследований по биологии, географии и экологии, данное пособие является «вспомогательным» при проведении школьниками самостоятельных исследовательских работ в природе. Пособие содержит описания правил выбора фотоаппарата, объективов, вспышек, фотопленок, раскрывает некоторые «секреты» макрофотосъемки, пользования светофильтрами, освещения объектов съемки.
60 Ведение записей в природе (Тетрадь полевого практикума). В данном пособии приводятся общепризнанные правила ведения полевого дневника и ведения записей в природе в целом. Кроме того, изложен опыт создания и ведения "Тетради полевого практикума" на примере Экологического Центра "Экосистема", проводящего с 1996 года полевые практикумы для школьников.
61 Простейшие методы статистической обработки результатов экологических исследований. В данном пособии приводятся простейшие методы статистической и математической обработки наиболее распространенных типов данных экологических (биологических) исследований: методы статобработки рядов данных, оценки корреляции двух совокупностей, методы оценки разнообразия сообществ и ширины экологических ниш. Все расчеты не требуют сложного счетного оборудования и могут быть произведены вручную на калькуляторе.
62 Правила оформления результатов исследовательской работы по экологии. Данное пособие содержит краткое описание основных стандартов при оформлении результатов проведенного научного исследования в письменном виде. Включает в себя рекомендации по формированию структуры изложения результатов, оформления текстовой части, иллюстративного материала, ссылок на литературу, библиографические правила составления списка литературы, рекомендации по подготовке доклада и тезисов для представления в сборники и на конференции.
63 Правила поведения в природе. В данном пособии приводятся на первый взгляд общеизвестные правила поведения людей в природной обстановке - в походе, в экспедиции и на полевом экологическом практикуме - в частности. Речь идет об отношении к диким растениям и животным, о правилах заложения и ликвидации полевого палаточного лагеря, об отношении к водоёмам.
64 Организация быта и досуга детей на полевом экологическом практикуме. В данном пособии описывается опыт организации быта и досуга детей во время проведения полевых экологических практикумов в Экологическом Центре "Экосистема" - организация ночных прогулок в лес (игра в "Ивана Сусанина"), "спокойных" игр перед сном, спортивных развлечений, верховой езды, ночных костров в лесу и в помещениях.
65 Разведение костра. В данном методическом пособии описывается структура вводного (практического) занятия по подготовке полевого лагеря, в частности – по выбору места для лагеря и костра, по разведению костра и заготовке дров. Приводится техника выбора материала для разведения костра, техника пилки и рубки деревьев, описаны несколько видов костров различного назначения. Занятие по обучению школьников навыкам разведения костра организовано в игровой форме - в виде соревнования. По данной теме снят также учебно-методический фильм.

 

Заказать диски с методическими пособиями можно письмом на имя Васюковой Ольги Валентиновны на наш почтовый адрес или по электронной почте (см. страницу контакты), а также через наш Интернет-магазин.

Приобрести некоторые из этих пособий можно также в формате приложений
для Андроид-смартфонов и планшетов на Google Play.

наверх страницы


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: : [ ] [ ] [ ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016