ГЛАВНАЯ >>> ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ >>> "ЗАПИСКИ НАТУРАЛИСТА"

Данная страница содержит одно из литературных произведений Александра Николаевича Пискунова - любителя природы, журналиста и писателя с Урала. Данное произведение является составной частью его книги "ЗАПИСКИ НАТУРАЛИСТА", опубликованной на нашем сайте.

Информация о выходе в свет книг А.Н.Пискунова в Уральском Провинциальном Издательстве.

А.Н. Пискунов

РАССКАЗЫ О ПТИЦАХ

<<< предыдущее | Оглавление | следующее >>>

ЛЕСНАЯ ПУСТЕЛЬГА

Однажды мои дочери отняли у мальчишек молодого сокола-пустельгу, которые мучили птицу, таская ее за крылья и подбрасывая в воздух. Не успели девочки появиться в квартире, как следом за ними в подъезд ворвалась группа парней. Увидев меня в форме сотрудника милиции, тут же раздался дружный топот убегающих подростков.

Итак, мы стали обладателями еще одного пернатого приемыша. Оказалось, что сокола взял из гнезда и выкормил один парень, который перед уходом на военную службу выпустил сокола на улицу. Ручную птицу тут же поймали подростки, которые лишили ее возможности летать, обрезав концы маховых перьев на крыльях. Стало ясно, что до лета будущего года, пока птица не перелиняет, нам придется содержать ее у себя. Специально для пустельги я изготовил просторную клетку, в которой с весны до холодов жила на балконе, а потом в моей комнате. Кормить сокола не представляло никакой сложности. Он с жадностью поедал куриные шейки и головы, которые были в продаже. Перед тем, как давать соколу этот корм приходилось сначала обвалять его в птичьих перьях. Без этой добавки птица может быстро ослабнуть и погибнуть. Я часто садил сокола к себе на колени и пальцами перебирал перышки на затылке, что так любят все птицы.

Летом следующего года наш соколок удачно перелинял. Рыжее оперение на его головке стало сизым. Это признак достигшего половой зрелости самца лесной пустельги. Птица была очень ручной и боясь, что она может погибнуть, так и не решился выпустить ее на свободу. Она хорошо узнавала меня и при моем появлении начинала громко кричать. Более пятнадцати лет прожил этот маленький, величиной с голубя сокол в нашей квартире. Единственным человеком в нашей семье, кто ждал поскорей освободиться от него, была жена. Как-то она спросила — "А сколько эти птицы живут на свободе?" "Лет шестьдесят и более", — был ответ. "Обрадовал!" — ответила мне жена. "Стоит ли беспокоиться по этому поводу, мы ведь уже столько не проживем!" — постарался успокоить я свою супругу.

Конечно, я знал что так долго эти мелкие соколы не живут. Когда соколу исполнилось более тринадцати лет, я стал замечать, что он все трудней переносит линьку несмотря на то, что я старался разнообразить ему корм. Настал момент, когда он не смог перенести смену оперения и умер. Нам было жаль своего приемыша, к которому мы очень привыкли. Я не уверен, что в естественных условиях он мог прожить дольше чем у нас. К этому времени пустельги в наших лесах и на полях почти полностью исчезли. Дело в том, что этим перелетным птицам дважды в год приходится преодолевать огромные пространства лесостепей, степей и пустынь, где на пролете они кормятся мышевидными грызунами. На полях, с целью борьбы с вредителями сельского хозяйства в то время широко применялись различные яды. Поедая отравленных животных, хищные птицы отравлялись и погибали. Кроме того, для борьбы с насекомыми, причиняющими вред сельскому хозяйству, широко использовались хлорорганические соединения, которые через те же пищевые цепи накапливались в организмах хищных птиц. Действие этих ядов способствовало уменьшению толщины скорлупы их яиц. Такие яйца лопались раньше, чем в них могли проклевываться птенцы. От такой химизации больше всего пострадали лесные и степные пустельги, основным кормом которых всегда были мышевидные грызуны. Сейчас, зависшую в воздухе, трепещущую крылышками пустельгу увидеть удается исключительно редко.

Характерным признаком всех соколов являются черные глаза и наличие особого зубца на надклювье. Кроме пустельги, в нашей местности встречаются следующие виды соколов:

Кречет — обитатель тундры и лесотундры, а потому у нас иногда встречается на пролете. Имеет размеры значительно больше вороны, с ворона.

Сапсан — имеет такие же размеры, но может гнездиться и у нас. Чаще всего этот сокол охотится на уток и куликов.

Сапсан и кречет бьют свою жертву в воздухе, развивая во время атаки большую скорость. Мне приходилось подбирать обезглавленных уток, которых при ударе когтями по шее жертвы, соколы отрывали голову. В шей местности встречаются мелкие соколы: чеглок, с голубя, кобчик и дербник — их размеры меньше голубя. Охотятся они на мелких птиц и крупных насекомых. Все соколы охраняются законом.

<<< предыдущее | Оглавление | следующее >>>

Читайте другие литературные произведения на нашем сайте, посвященные художественному описанию природы в разделе ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.