ГЛАВНАЯ >>> ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ >>> "ЗАПИСКИ НАТУРАЛИСТА"

Данная страница содержит одно из литературных произведений Александра Николаевича Пискунова - любителя природы, журналиста и писателя с Урала. Данное произведение является составной частью его книги "ЗАПИСКИ НАТУРАЛИСТА", опубликованной на нашем сайте.

Информация о выходе в свет книг А.Н.Пискунова в Уральском Провинциальном Издательстве.

А.Н. Пискунов

РАССКАЗЫ О ПТИЦАХ

<<< предыдущее | Оглавление | следующее >>>

ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЛЕБЕДИ!

В один из майских дней многие жители Верхнего Тагила были приятно удивлены, увидев на поверхности городского пруда большую стаю белых лебедей. Весть об этом событии сразу же облетела весь город. Прихватив бинокль, поспешил к берегу пруда и я.

Менее чем в сотне метров от плотины пруда качались на волнах два пернатых красавца. Удалось установить, что стая состоит из разных видов. Здесь оказалось восемнадцать взрослых лебедей-шипунов, один лебедь-кликун и три молодых, еще не успевших полностью сменить свое серое оперение на белоснежный наряд взрослой птицы. Несмотря на видовую неоднородность, птицы в стае вели себя очень дружно.

Конечно, это только сейчас. В местах гнездования такой дружбы у них уже не будет. С гнездовых участков их хозяева будут изгонять не только своих сородичей, но даже и уток. Лебедь-кликун внесен в Красную книгу Среднего Урала, так как становится его все меньше и меньше. А вот лебедя-шипуна в эту книгу внести "забыли", так как до недавнего времени эта птица в наших краях вообще не значилась. Первое появление лебедя-шипуна в нашей области было зарегистрировано мною все на том же Верхнетагильском пруду лет пятнадцать назад. Сообщение об этом событии, опубликованное в газете "Уральский рабочий", комментировал тогда известный в стране орнитолог, доктор биологических наук, профессор Н.Е. Данилов. Вскоре сообщения о появлении шипунов стали приходить и из других районов области. В последние годы я регулярно отмечаю шипунов во время осенних миграций. Эта птица быстро расширяет свой ареал к северу и северо-востоку. Есть сведения о гнездовании шипуна в окрестностях Екатеринбурга. При отсутствии преследования со стороны человека данная птица могла бы быть настоящим украшением многих городских прудов. Популяцию лебедей сильно подорвало браконьерство, особенно тогда, когда в моде были пуховые дамские шапочки, изготовленные из кожи, содранной с лебединых шеек.

Что же заставляет шипунов расширять свой ареал? Наверное, то же, что и других животных. Просто многие птицы и звери стремятся занять те территории, которые они занимали когда-то в далеком прошлом. Наша флора и фауна находится в стадии обновления. Сумев пережить ледниковый период вблизи незамерзающих морей и в других благоприятных для выживания местах, они после потепления стали возвращаться в места, откуда изгнало их великое похолодание. Процесс обновления идет довольно активно. Еще несколько десятков лет назад кольчатую горлицу знали только в Западной Европе, а теперь она уже встречается в нашей области. Таких примеров можно привести много. К сожалению, деградация природной среды идет более быстрыми темпами, чем ее улучшение. Многие наши аборигенные виды животных и растений не только сокращают свой ареал, но и находятся на грани полного вымирания. Редко удается сейчас услышать поющего в небе жаворонка, увидеть привычные силуэты парящих коршунов, скопы и пустельги. Совсем исчезают многочисленные раньше скворцы. Может быть, поэтому появление лебедей в нашем городе вызвало восторг и восхищение у населения.

Рассматривая в бинокль красные клювы шипунов, черный с лимонно-желтым основанием клюв кликуна, я размышляю о том, какая судьба ожидает этих птиц в будущем? Мои размышления прерывают вопросы стоящих рядом людей. Откуда они появились? Будут ли жить на нашем пруду? Не перебьют ли их браконьеры? "Не бойтесь, сегодня ночью они улетят дальше, на север", — успокаивал я собравшихся горожан.

<<< предыдущее | Оглавление | следующее >>>

Читайте другие литературные произведения на нашем сайте, посвященные художественному описанию природы в разделе ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.