ГЛАВНАЯ >>> ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ >>> "ЗАПИСКИ НАТУРАЛИСТА"

Данная страница содержит одно из литературных произведений Александра Николаевича Пискунова - любителя природы, журналиста и писателя с Урала. Данное произведение является составной частью его книги "ЗАПИСКИ НАТУРАЛИСТА", опубликованной на нашем сайте.

Информация о выходе в свет книг А.Н.Пискунова в Уральском Провинциальном Издательстве.

А.Н. Пискунов

ЭТЮДЫ О ПРИРОДЕ

<<< предыдущее | Оглавление | следующее >>>

ПОРА ЧЕРНЫХ ТРОП

Октябрь в переводе с латинского означает "восьмой". Это название месяц имел в старом римском календаре и сохранил его в новом. Русские назвали тот месяц: листопадник, грязник, зазимник. Октябрь — месяц резких контрастов. В иные годы в октябре летают комары и бабочки, а в иные — "белые мухи". Яркие краски сентябрьского листопада сменяется в октябре бурыми красками. Наступила пора чернотропа.

"Рябиновый" прогноз, данный нами еще летом, себя полностью оправдал. Осень выдалась сырой и дождливой. Несмотря на это, почва не перенасыщена влагой. Ручьи и речки текут в обычном режиме. Другой особенностью нынешней осени является то, что многие наши пернатые улетели в теплые края несколько раньше обычных сроков. Однако это еще не признак ранней зимы. Перед дальними перелетами птицы должны накопить в своем организме необходимое количество жира. Именно это, в первую очередь, определяет миграционное поведение птиц. Поэтому ранний отлет птиц — признак того, что условия жизни для них прошедшим летом были благоприятными.

Еще продолжается грандиозная по масштабам и глубокая по содержанию подготовка живой природы к испытаниям на холод и голод. В октябре закончится пролет нырковых уток, гусей и крохалей, и наступит пора ледостава. Сбившись в огромные стаи, улетают к местам зимовки грачи. Откочевывают на запад голубокрылые сойки. Очень интересно идет отлет к местам зимовки серой вороны. В отличие от других птиц, вороны летят не на юг, а на запад. И летят они необычно. Расстояние в стае между отдельными особями составляет десятки и сотни метров. Это дает возможность воронам контролировать во время перелета огромные территории. Полетели вороны — жди резкого похолодания. Спасаясь от полярной ночи и холодов, в конце октября появляются гости из северных районов страны: свиристели, чечетки и пуночки.

К зиме готовятся также и звери. Для многих из них в октябре заканчивается линька. Белыми становятся зайцы, горностаи и ласки. Готовятся к зимней спячке медведи, енотовидные собаки, барсуки, бурундуки, ежи и мышовки. Очень суровые испытания на голод придется выдержать этой зимой лисичкам, норкам, колонкам, куницам и ласкам. Дело в том, что наблюдается очень резкое сокращение численности мышевидных грызунов, которые играют важную роль в жизни этих зверушек. По этой причине совы уже откочевали из наших мест в другие.

Интересным событием этой осенью было массовое перемещение белок, вызванное недостатком кормов в местах их прежнего обитания. Белки появлялись в городах, чем вызывали недоумение у жителей. Явление это не такое уж частое. Первые же морозы остановят беличье шествие. Белкам придется оставаться там, где их застанут морозы. Нужно подобрать участок для зимовки и отстоять его от конкурентов, а также построить несколько гнезд для ночлега.

В отличие от животных, растения не могут откочевать в благоприятные для зимовки места. Они выработали свои способы защиты от снегопадов и холода. Сбросив листву, они избавили себя от налипания снега и морозного иссушения. Уже при пяти градусах тепла прекращается вегетация, а в клетках растений увеличивается содержание сахара и смол, что предохраняет их от повреждения морозами. Иглы хвойных покрываются тонким слоем растительного воска, что также, предохраняет их от высыхания.

Зима является серьезным испытанием и для людей. От того, как мы подготовимся к ней, будут во многом зависеть наше благополучие и здоровье. Согласно фенологическому прогнозу, зима ожидается довольно суровой. В октябре еще будут сухие и теплые деньки, которые необходимо использовать с наибольшей пользой.

<<< предыдущее | Оглавление | следующее >>>

Читайте другие литературные произведения на нашем сайте, посвященные художественному описанию природы в разделе ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.