Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Ключевые орнитологические территории как площадка для организации исследовательской деятельности школьников в дополнительном экологическом образовании

Асташина Нина Игоревна
к.п.н., заслуженный учитель РФ, учитель МБОУ Воротынская СОШ п. ВОРОТЫНЕЦ, Нижегородской области,
доцент кафедры «Сервис» Нижегородского государственного инженерно-экономического института

Одной из глобальных проблем современности является сокращение биоразнообразия. Характеризуя угрозы современному биологическому разнообразию, Р. Примак [8] подчеркивает, что никогда раньше в истории жизни за такой короткий период времени такое количество видов не оказывалось под угрозой вымирания. Учёные считают, что наиболее эффективной формой охраны живой природы является территориальная охрана биоразнообразия и создание экосетей охраняемых природных территорий [9].

Новой формой сохранения орнитологического разнообразия являются ключевые орнитологические территории (далее КОТР), получившие широкое распространение в зарубежной и отечественной природоохранной практике. КОТР – это участки, имеющие особое значение в жизни птиц, так называемые «узловые точки», места с наибольшей плотностью гнездования, наиболее продуктивные участки зимовочного ареала, места массовых скоплений птиц на отдыхе и кормежке в период миграций, участки, где птицы концентрируются во время линьки и т.д.[7]. В настоящее время сеть ключевых орнитологических территорий России включает почти тысячу участков, из которых около 700 отвечают международным критериям.

Одним из действенных механизмов сохранения ключевых орнитологических территорий является общественное движение хранителей ключевых орнитологических территорий, в котором значительное место отведено школьникам. Формы участия в движении хранителей ключевых орнитологических территорий разнообразны: проведение орнитофенологических наблюдений, поиск редких видов птиц и сбор информации для кадастра животного мира, изучение пролета, участие в акциях Союза охраны птиц России, проведение биотехнических мероприятий, экологические субботники и др. [6].

В то же время ключевые орнитологические территории обладают большим потенциалом для организации исследовательской работы:

    • богатство орнитологического разнообразия;
    • уникальность и большая значимость данных территорий для сохранения биоразнообразия;
    • доступность территорий для посещения школьниками;
    • социальная значимость выполнения исследовательских работ на данных территориях;
    • возможность организации практических действий по охране биоразнообразия по результатам исследовательских работ.

В практике работы МБОУ Воротынская СОШ р.п. Воротынец Нижегородской области большое внимание уделяется организации дополнительного экологического образования. Более 10 лет в школе действует эколого-краеведческий клуб «Родник», основная цель которого – создание условий для формирования экологической культуры школьников. Действенным механизмом для формирования экологической культуры является вовлечение школьников в исследовательскую деятельность эколого-краеведческой направленности.

В Воротынской районе находятся две КОТР: Сурский отрог Чебоксарского водохранилища и примыкающий участок поймы, а также часть территории Камско-Бакалдинской группы болот. Учитывая их важность для сохранения орнитологического разнообразия, эти территории мы рассматриваем как площадки для организации исследовательской деятельности школьников.

Нами разработана, опробована и внедрена методическая система развития исследовательской деятельности учащихся на ключевых орнитологических территориях [5]. Разработанная методическая система созвучна личностно-деятельностному характеру современного образования, нацеливает на развитие творческой активности учащихся. В соответствии с логикой научно-экологических исследований нами определены и обоснованы четыре этапа развития исследовательской деятельности учащихся: мотивационно-ориентировочный, проблемно-целевой, логико-доказательный и презентативно-практический.

Создана авторская программа дополнительного экологического образования «Хранители ключевых орнитологических территорий», учебные пособия «В краю Воротынском» и «Ключевые орнитологические территории Воротынского района Нижегородской области», методические материалы для учителя «Экологическая орнитологическая тропа», которые обеспечивают включение школьников в исследовательскую деятельность [1-4].

Программа дополнительного экологического образования «Хранители ключевых орнитологических территорий» направлена на развитие исследовательской деятельности учащихся, её содержание, построенное на основе выделенных идей и принципов, соответствует этапам развития исследовательской деятельности.

Первые темы программы – «Введение» и «Пути сохранения биоразнообразия» – соотносятся с первым, мотивационно-ориентировочным этапом развития исследовательской деятельности. Достижение поставленных целей этого этапа обеспечивается с помощью объяснительно-иллюстративных методов, затрагивающих чувственную сферу сознания. Большую эффективность показали обращение к народным традициям, фольклору. Усилению мотивации способствует выполнение информационных мини-проектов, среди них этноэкологический проект «Как бывало в старину закликали птиц, весну». Учащиеся изучают местные традиции встречи весны, привлечения и охраны птиц, при этом они не просто знакомятся с рецептами изготовления «жаворонков» и текстами закличек своей местности, но и проникаются идеями народной культуры бережного отношения к птицам и природе в целом. Учащиеся включаются в исследовательскую деятельность под руководством учителя, который организует знакомство с научно-экологическими методами: логикой выполнения исследовательской работы, правилами сбора и фиксирования информации.

Темы «Движение хранителей» и «Будем знакомы: птицы» направлены на осознание проблемы и формулирование цели исследования и соотносятся со вторым – проблемно-целевым – этапом развития исследовательской деятельности. Особенностью организации деятельности школьников на данном этапе является применение как традиционных, так и современных методов экологических исследований, а также методов частично-поискового характера. Деятельность школьников носит алгоритмический характер, но степень их самостоятельности возрастает. Школьники учатся проводить наблюдения птиц в природе, распознавать встреченных на маршруте птиц по внешнему строению, голосу, и следам жизнедеятельности, пользоваться биноклями, фиксировать и анализировать полученную информацию, работать с атласами-определителями птиц и другой литературой, у них развиваются коммуникативные умения, возрастает интерес к дальнейшему изучению птиц и личному участию в их охране. Деятельность учеников на первом и втором этапах носит в основном репродуктивный характер, что соответствует стимульно-продуктивному уровню творческой активности.

Темы «Мы – исследователи» и «Экологическая орнитологическая тропа» соотносятся с третьим, логико-доказательным этапом развития исследовательской деятельности учащихся. На данном этапе происходит анализ и осмысление результатов исследовательской деятельности, формулирование выводов по теме исследования, оформление результатов исследовательской деятельности. Учащиеся осваивают методы экологических исследований – биомониторинг, длительные наблюдения за наличием видов, их состоянием и численностью, слежение за состоянием среды обитания с помощью биоиндикации. На этом этапе используются дидактические методы и приемы, направленные на установление экологических взаимосвязей: «мозговой штурм», метод информационной насыщенности, исследовательские проекты, например, «Моя Красная книга Воротынского района: птицы». Учащиеся самостоятельно работают с различными информационными источниками, анализируют, классифицируют, обобщают и фиксируют собранные материалы, самостоятельно разрабатывают маршруты своих экологических орнитологических троп. Деятельность учащихся на этом этапе носит трансформирующий и творческо-поисковый характер, которая соотносится с эвристическим и креативным уровнями творческой активности.

Последняя тема программы «Мы – защитники птиц» соотносится с презентативно-практическим этапом развития исследовательской деятельности. Учащиеся представляют результаты своей деятельности на ключевых орнитологических территориях в виде публикаций в СМИ, компьютерных презентаций, докладов на конференциях НОУ. Особое внимание на этом этапе уделяется коммуникативным методам, которые используются на всех этапах, но здесь приобретают первостепенное значение. Важное место занимают методы рефлексии, происходит творческий анализ результатов деятельности, намечаются перспективы её дальнейшего продолжения. По результатам исследовательской деятельности на ключевых орнитологических территориях организуется массовая практико-ориентированная акция «Чистый берег».

Показателями эффективности разработанной методической системы являются высокие результаты участия наших школьников в конкурсах исследовательских работ различного уровня: школьного, муниципального, областного и всероссийского.

Методические материалы по организации исследовательской деятельности на ключевых орнитологических территориях опубликованы в виде отдельных методических пособий, тезисов выступлений на ряде научно-практических конференций, статей в методических журналах [1-4]

Литература:

1. Асташина, Н.И. Перспективы использования программы дополнительного образования «Хранители ключевых орнитологических территорий / Н.И. Асташина // Научное педагогическое наследие А.П. Беляевой в системе профессионального инженерно-педагогического образования в России: материалы II Всероссийской научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов 30 сентября 2008. – Н. Новгород: ВГИПУ, 2008. – С. 36-38.

2. Асташина, Н.И. Экологическая орнитологическая тропа: Методическое пособие. / Н.И. Асташина. – Н.Новгород: Деловая полиграфия, 2010. – 50 с.

3.Асташина, Н.И. Ключевые орнитологические территории Воротынского района Нижегородской области: учебно-методическое пособие. Школьная библиотечка юного краеведа / Н.И. Асташина. – Н.Новгород: Деловая полиграфия, 2010. – 34 с.

4. Асташина Н.И. Развитие исследовательской деятельности учащихся на ключевых орнитологических территориях в дополнительном экологическом образовании // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность. Материалы XI международной научно-практической конференции. Н.Новгород, 2011. – с.281-283

  1. Асташина Н.И. Развитие исследовательской деятельности учащихся на ключевых орнитологических территориях в дополнительном экологическом образовании. Автореф. дис. к.п.н. Н.Новгород, 2011. – 24с.
  2. Бакка С.В. и др. Ключевые орнитологические территории Нижегородской области. Методическое пособие / С.В. Бакка, Н.Ю. Киселёва, Л.М. Новикова. – Н.Новгород: Международный Социально-экологический Союз, Экоцентр «Дронт», 2004. – 95 с.
  3. Зубакин В.А. Ключевые орнитологические территории России. Т.1. Ключевые орнитологические территории международного значения Европейской России / В.А. Зубакин. – М.: Союз охраны птиц России, 2000. - 702с.)

8. Примак Р. Основы сохранения биоразнообразия / Пер. с англ. О.С. Якименко, О.А. Зиновьевой. М.: Издательство Научного и учебно-методического центра, 2002. – 256 с.

9. Тишков А.А. Охраняемые природные территории и формирование каркаса устойчивости. В кн.: Оценка качества окружающей среды и экологическое картографирование. М.: Институт географии РАН, 1995. – с.94-106.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017