Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ВОДНАЯ ФЛОРА И РАСТИТЕЛЬНОСТЬ - ДОСТУПНЫЕ ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Глушенков Олег Владимирович
ведущий научный сотрудник ФГБУ «Государственный природный заповедник «Присурский», кандидат педагогических наук.

Глушенкова Наталия Аракадьевна
методист МБОУ ДОД «ЦРТДиЮ» им. А.И. Андрианова, г. Новочебоксарск Чувашская республика

Мы продолжаем публикацию методических материалов, способствующих развитию исследовательской деятельности учащихся под руководством учителей. В этой методике мы хотим отметить актуальные направления изучения флоры и растительности водных объектов, развиваемые в настоящее время в отечественной гидроботанике. Мы покажем также, какие гидроботанические исследования могут быть реально выполнимыми для школьников.

Изучение опубликованных материалов гидроботанических исследований показало, что в большинстве регионов изучение водной флоры и растительности водотоков и водоёмов чаще всего носит случайный, попутный характер, и ими охвачен лишь небольшой процент акваторий (Щербаков, 2006). В лучшем случае, как правило, имеются сведения о флористическом составе водоёмов.

В России меньше всего уделялось и до сих пор уделяется мало внимания исследованию растительного покрова ручьёв и рек, которые по числу и разнообразию явно превосходят все другие водные объекты страны(Бобров, Чемерис, 2006).Большая часть огромных просторов нашей страны обильно обводнена, но количество специалистов, занимающихся изучением водной флоры и растительности, недостаточно.Потому любые исследования, касающиеся гидрофильной флоры и особенностей растительного покрова ручьёв, малых и средних рек, локальных прудов и многочисленных стариц, составляющих основу гидрографической сети регионов, будут актуальны. Как минимум, они внесут важный вкладв решение задачи ботанической инвентаризации регионов.

Водная флора сосудистых растений многих регионов обычно изучена слабо. Хотя для качественного изучения её требуется от 3 до 10 лет,если организовать проведение хотя бы одного исследования, но во всех типах водных объектов, представленных на территории, то это с наименьшей затратой средств и времени позволит вам добиться высокой степени ботанической исследованности территории. В каждый полевой сезон целесообразно посещать водоёмы, расположенные в различных естественно-географических районах, а водоёмы, расположенные в пределах одного района, следует посещать в различные годы.

Незначительный охват территорийгидроботаническимиисследованиями даёт достаточное основание для проведения таких исследований практически на любом водоёме или водотоке. Кроме того гидроботанические исследования интересны и привлекательны тем, что каждый водоём и водоток имеет неповторимую комбинацию видов растений и растительных сообществ, которая к тому же изменяется во времени в ходе постоянно действующей сукцессии. Если в данном месте подобные исследования уже проводились ранее, это даёт возможность проведения сравнительного анализа и обеспечивает только плюсы для данной работы. При многократных повторениях исследований можно будет говорить о мониторинге. Таким образом, любое исследование при правильном подходе будет актуальным.

Вотечественнойгидроботанике остаются почти совсем незатронутыми исследованиями сообществамакроводорослей и водных мохообразных, хотя фитоценозы такого типа широко распространены на некоторых водных объектах.Они занимают, как правило, недоступные или неблагоприятные для сосудистых растений местообитания и субстраты (быстрые перекаты и пороги, валунные скопления, мёртвая затопленная древесина, сильно затенённые, бедные или наоборот высокоминерализованные воды и т. п.).

Водныемакрофиты слабо изучены в продукционном отношении (Папченков, 2003 в). На данном этапе весьма актуальны натурные исследования по изучению фитомассы, её динамики и в конечном итоге продукции макрофитов с целью проверки и коррекции существующих данных. Но это очень сложные направления для школьников, есть и более доступные.

Рассмотрим основные направления исследований, которые вполне осуществимы при активном участии школьников с использованием рекомендаций, опубликованных нами ранее (Глушенков, Глушенкова, 2011;Глушенков, Глушенкова,2013).

1) инвентаризация видового состава;

2) инвентаризация ценотического состава;

3) оценка продуктивности основных растительных сообществ;

4) оценка степени и характера зарастания.

Исследования по инвентаризации видового состава относятся к первому уровню сложности, самому легкому. Работа носит описательный характер и касается описания флоры (составляется список видов растений).

Цель такой работы ставится как: изучение состава флоры в каком-либо водоёме или водотоке.

В результатах работы должно быть обязательно отражено местоположение водоёма или исследуемой части водотока с географической привязкой к заметному ориентиру (чаще всего населённому пункту) и физические характеристики водного объекта. Далее проводится описание распределения водных растений по акватории водного объекта в достаточно свободной форме. Например:

«Гидрофильная флора в основном сосредоточена в малом отроге, где господствует телорез алоэвидный (StratiotesaloidesL.), у северного берега с ним конкурируют заросли кубышки жёлтой (Nupharlutea (L.)Smith) с многокоренником (Spirodelapolyrhiza (L.)Schleid.) и ряской малой (LemnaminorL.). В устье отрога наблюдается вторжение в пояс кубышки жёлтой и рогульника плавающего, или чилима (TrapanatansL. s.l.). У левого, не выраженного из-за заболоченности, берега под плавающими листьями кубышки в массе развит роголистник тёмно-зелёный (CeratophyllumdemersumL.). За этой полосой сразу начинаются заросли ивняка с хвощом приречным. Чуть выше отрога вдоль левого берега основного ложа озера протянулись три узких пояса, представленных соответственно хвощом (EquisetumfluitansL.) (среди него найдена водяная сосенка (HippurisvulgarisL.)), телорезом и кубышкой. Далее к югу вплоть до ответвления большого отрога по этому берегу никакой водной растительности нет. По правому берегу растянулась узкая полоса осоки острой (CarexacutaL.) с единичным щавелём прибрежным (RumexhydrolapathumHuds.) и стрелолистом обыкновенным (SagittariasagittifoliaL.), местами полоса зарастания расширяется на 1–2 метра за счет кубышки жёлтой.. По внутреннему полукольцу большого отрога, у его начала, чилим вторгается в кубышковые поля, далее эти два вида располагаются отдельными поясами: сначала идёт кубышка, затем — рогульник плавающий; от низкого берега наплывает сабельник болотный (ComarumpalustreL.). По внешнему полукольцу зоны зарастания значительно уже, и в них наблюдается обратное расположение кубышки и чилима. Конец отрога зарос вторгшимся по протоке со Старой старицы манником большим (Glyceriamaxima (Hartm.)Holmb.)и рогозом широколистным (TyphalatifoliaL.), а затем, на 2/3, кубышкой жёлтой с водокрасом обыкновенным (Hydrocharismorsus-ranaeL.), выше по левому берегу сосредоточилось широкое поле рогульника плавающего, единично встречаются кувшинка чисто-белая (NymphaeacandidaJ.Presl), роголистник тёмно-зелёный, рдест плавающий (PotamogetonnatansL.)».

Флористический список озер удобнее привести в виде таблицы. Вместе с введением, краткими выводами, списком литературы, работа будет иметь законченный вид.

Исследование ценотического распределения водной растительности тоже относится к работам первого уровня сложности, но упор в данном случае делается на тип зарастания и перечисление комбинаций видов, образующих сообщества; отличие заключается также впроведении схематического картирования распределения по акватории этих сообществ. Карты-схемы распределения высшей водной растительности по акватории обычно располагаются в приложении.

Второй уровень труднее по затратам усилий,так как оценку продукции водной растительности провести значительно сложнее, чем оценку продуктивности наземных растительных сообществ. На этом уровне предусмотрено использование специальной методики с элементом детального картирования.

Работа по изучению запасов макрофитов проводится с учётом рекомендаций В.М. Катанской (1981) и состоит из следующих этапов:

1. До выезда на водоём на миллиметровой бумаге вычерчивается карта с контурами водоёма в масштабе 1:1000.

2. На лодке проводится сплошное обследование водоема с картированием на заготовленной карте водных фитоценозов.

3. Закладывается серия укосных площадок, размером 0,25 м2, на которых производится укос надземной (наддонной) части водных растений и затем делается пересчёт на 1м2.

Дальнейшая работа заключается в обработке материалов картирования растительности. По карте подчитывается общая площадь зарослей на водоёме и площадь, занимаемая каждым отдельным видом, вычисляется надземная биомасса каждого вида макрофитов, подсчитываются общие запасы макрофитов для конкретного водоёма (Папченков, 2003 б).

Рассмотрим в качестве примера исследование по определению продуктивности высшей водной растительности в озёрах старичного типа.

В результатах работы должны быть отражены как конкретные данные о продуктивности основных видов, так и суммарные данные в перерасчёте на весь водоём:

«Сырая надземная биомасса макрофитов озера равна 223 т, или 0,69 кг/м2 акватории. Главными производителями биомассы являются гидрофиты, их доля – 92,9%. Активную роль в продукционных процессах играют Stratiotesaloides – 43,7%, Nupharlutea – 35,5%, Trapanatans – 12,6%. На долю гелофитов приходится 1,8%, гигрогелофитов – 5,3 %. Среди гигрогелофитов ведущую позицию занимает Carexacuta – 4,0%. Показатель фитомассы, определяющий интенсивность зарастания (0,69 кг/м2), свидетельствует о том, что озеро относится к очень слабо зарастающим. По степени зарастания (19,2%) оно относится к классу умеренно заросших водоемов».

Выводы должны быть конкретными и на основе прогнозирования содержать информацию о перспективах процессов зарастания.

При определённых возможностях (меньший охват) работу обоих уровней может выполнить один исследователь, тогда она будет иметь суммарный вид.

Рис. 1. Схема зарастания озера.

Для подготовки к демонстрации во время докладов полученных картографических материалов или подготовки иллюстраций для презентации используютсяусловные значки и обозначения (рис. 2). Их можно дополнить или заменить какими-то своими значками или использовать значки других авторов, обязательно поместив их в легенде к схеме. Также нам кажется, что для обозначения обилия растений в контуре (или, точнее, их проективного покрытия) лучше пользоваться не густотой штриховки контура, что весьма субъективно, а выражать это с помощью цифр, на цветном фоне, принятом для того или иного вида (рис.1).

 

 

Выполнение работы третьего уровня подразумевает знание экологической классификации растительности водоёмов (Папченков, 2003 а) (Приложение 1). Одновременно, для повышения практической значимости работы, можно использовать методы, применённые в работе второго уровня.

Например, это может быть изучение современного состава гидрофильной флоры каких-то озёр и продуктивность образуемых ими сообществ.

В результатахработы должна быть обязательно отражена характеристика водного объекта. Далее перечисляются выделяемые ассоциации водной растительности на данных водоемах, начиная с верхних ступеней классификации:

«Водная растительность –Aquiphytosa озер … представлена группой классов «А» 1 класса формаций настоящей водной (гидрофитной) растительностью –Aquiphytosagenuina, относящейся к группе формаций укореняющихся гидрофитов с плавающими на воде листьями –Aquiherbosagenuineradicansfolcisnatantibus; а также представлена группой классов … .

В группу формаций укореняющихся гидрофитов с плавающими на воде листьямиAquiherbosagenuineradicansfolcisnatantibus на озере таком-то нами были выделены следующие формации, занимающие всю центральную глубоководную часть озера.

1. Формация кувшинки чисто-белой – Nymphaeetacandidae, представленной следующими ассоциациями: моновидовой – Nymphaeetumcandidae с проективным покрытием от 6 до 15 %, очень редко до 45%, отсюда низкая продуктивность – 0,112 кг/кв.м, в максимальном случае 0,60 кг/кв.м; поливидовой – PotametonatantisNymphaeetumcandida, где оба вида имеют низкое проективное покрытие: кувшинка от 1 до 15%, рдест от 1 до 20%. Показатель фитомассы этой ассоциации равен 0,03–0,45 кг/кв.м.»

В выводах должны быть отражены суммарные результаты о количестве выделенных на том или ином водоёме ассоциаций, принадлежащих к стольким-то формациям, таких-то классов формаций и групп классов формаций. Отмечается, какие из них имеют наибольшие площади покрытия. Если исследовалась продуктивность, то обязательно отражение вклада в зарастание основных продуцентов.

Наиболее сложными являются комплексные исследования экологического характера, при которых используются элементы методов и наработок всех уровней. Обычно для их выполнения требуется несколько лет.

Например, это может быть работа по выявлению особенностей первичной сукцессии на каком-либо озере.

Для достижения такой масштабной поставленной цели требуется получение сведений о флористическом и ценотическом составе исследуемой акватории, о роли отдельных растений в сложении фитоценоза (определяется проективное покрытие различных видов), о продуктивности каждого из видов. Необходимо определить тип зарастания и выделить зоны зарастания с определением их площадей и ведущей роли тех или иных видов в их сложении. Основные результаты исследования должны быть отражены в выводах, например:

«Для озера характерен поясной тип зарастания.

На момент исследования (…год) на озере можно выделить пять зон зарастания: зону кувшинок, зону камышей, мелководную зону, осоково-моховую зону, зону торфяного болота.

Запасы макрофитов озера составляют 118 т, (0,57 кг/кв.м). Основная роль в продуцировании биомассы принадлежит осоке вздутой (Carexvesicaria) (38%), камышу укореняющемуся (Scirpusradicans)(18%), осоке волосистоплодной (Carexlasiocarpa) (13%)».

С применением прогнозирования как метода диалектического анализа можно совершенно изменить трактовку результатов и поднять их значимость:

«По окружности основной расширенной части озера происходит процесс формирования эвтрофного болота. В западном отроге наблюдается формирование мезотрофного болота с переходом в районе самой оконечности в болото олиго-мезотрофного подтипа, а в устье отрога и в юго-западной части, прилегающей к нему, сформировалась переходная мезо-эвтрофная зона.

На основе рассчитанной нами экстраполяции сукцессионных процессов можно предположить, что окончательное превращение озера в болото при неблагоприятном гидрологическом режиме произойдет ориентировочно в середине XXI века, а при благоприятном (с подъёмом грунтовых вод), как это было в ..–.. гг., лишь в начале следующего века».

Последний пример приведен нами для понимания педагогами того, что обычно в результате полевых исследований получают достаточно стандартный набор данных, и значимость проведённого исследования зависит от умения трактовать полученные результаты в зависимости от целей исследований, для чего важно правильно обработать полученные результаты. Приведём несколько основных приёмов, позволяющих это сделать.

Для подготовки к демонстрации полученных материалов картирования во время доклада работе третьего уровня лучше делать схемы зарастания не мономерными (рис.3), а трехмерными, используя для отображения значки изображенные на рисунке 3.

Рис. 3. Геоботанический профиль озера

По профилю 00 на 1800 на озере … (привязка к квартальной просеке) сообщества располагаются в следующем порядке:

Сaricetumlasiocarpae СaricetumlasiocarpaeheteroherbosaPotametonatantiNymphaeetumcandidaeCaricetо lasiocarpaeScirpetumlacustrisScirpetumlacustrisNymphaeetumcandidaeNupharetumluteaeNumphaeetumcandidaeNupharetumluteaeComareto-CaricetumlasiocarpaeNymphaetoaricetumlasiocarpaeUtriculario-Caricetum.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ДОМИНАНТО-ДЕТЕРМИНАНТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ВОДНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ

В приложении рассматривается один из важнейших вопросов изучения растительности различных водоёмов и водотоков — её экологическую классификацию.

Наиболее целесообразной представляется опора экологической классификации растительности водоёмов и водотоков на классификацию экотипов растений вод, в которой экологические группы растений выделяются по степени их связи с водной средой. При этом учитывается, что степень этой связи очень сильно меняется в зависимости от уровня увлажнения местообитания и классифицируется лишь водная и прибрежно-водная составляющие, поскольку заходящие в воду береговые растения в условиях водопокрытого грунта сообществ не образуют. Классификация экотипов растений вод не придерживается широкого понятия «флора водоёмов», которое включает в себя не только водные, но и заходящие в воду наземные растения, а считает своим основным — понятие «водная флора». Тем самым чётче очерчивается граница между наземными и водными растениями. Подчёркивается естественное экологическое разграничение и соответствующей терминологией, в которой для обозначения различных экологических групп растений водоёмов применяются сложные слова с греческими корнями «гигро» (от греческого hygros — влажный), «гидро» (hydor — вода, влага), «гидато» (hydor, hydatos — вода), «гелo» (helos — болото).

Полностью соответствующим такому взгляду является доминантно-детерминантный (детерминантгреч. determine – ограничивать) подход к описанию и выделению типов растительных сообществ (ассоциаций). При его использовании основное внимание уделяется не только растениям, представленным наибольшим числом или большой величиной их проективного покрытия (последнее экологически более важно), но и видам, определяющим структуру и экологическую сущность сообщества, маркирующим его, и эти виды ставятся в основу названия ассоциации, т.е. детерминант частный случай доминанта, так как нет прямой связи между фитомассой и средобразующей ролью вида. Доминантная система синтаксонов зримо демонстрирует взаимосвязи классифицируемых объектов разных рангов. Так, фитоценоз, состоящий из рогоза узколистного с 10–20 % проективным покрытием и сплошного ковра рясок, будет не рясковым с рогозом, а рогозовым с ряской, поскольку именно рогоз структурирует данное сообщество и определяет его суть. И в целом название дву- многоярусных водных сообществ даётся, прежде всего, с учётом растений, образующих самый верхний ярус. Исключение составляют переходные сообщества, в которых верхний ярус представлен единичными экземплярами макрофитов, ещё только начинающих проникать в существовавший ранее без них фитоценоз; либо ситуации, когда явным эдификатором является доминант не верхнего, а ниже расположенного яруса. Поскольку одним из наиболее важных признаков природных сообществ является их продуктивность, то такие переходные фитоценозы, наверное, логичнее относить к формации вида, наиболее обильного в этом ценозе и чаще всего дающего в нём максимальную биомассу.

Единицами доминантной схемы построения классификации являются ассоциации, формации, группы формаций, классы формаций, группы классов формаций и тип растительности.

Основной единицей экологической классификации — синтаксоном, реально существующим в природе, является ассоциация — растительное сообщество (тип фитоценоза) определённого флористического состава с единообразными условиями местообитания и единообразной физиономией.

Все ассоциации, характеризующиеся общим доминантом-эдификатором (лат. aedificator – строитель, синоним – детерминант), т.е. видом, контролирующим режим отношений в растительном сообществе, объединяются в одну формацию.Последняя может объединять и сообщества сходных по экологии близкородственных таксонов. К одной группе относятся формации, в сообществах которых эдификаторы принадлежат к одной и той же экогруппемакрофитов. Фитоценозы с эдификаторами одного экотипа объединяются в один класс формаций. В группу классов последних входят сообщества с эдификаторами одной группы экотипов. Все синтаксоны растительного покрова водоёмов и водотоков относятся к одному типу растительности, называемой водной.

Флористическая же система, широко используемая в Западной Европе и нашедшая немало приверженцев в России, при работе с водной растительностью даёт слишком общую картину и не отражает ряда особенностей растительного покрова водоёмов.

Ниже приведена классификационная система растительности водоёмов и водотоков Среднего Поволжья, выработанная при соблюдении доминантно-детерминантных принципов В. Г. Папченковым, дополненная авторами. Она может быть использована как основа при описании растительных сообществ любого бассейна и стимулировать к выделению новых синтаксонов, выявленных в регионе и не охваченных данной классификационной системой. Для выделения новых синтаксонов достаточно выполнить 10 описаний и сделать их с максимально возможной широтой географии на водотоках и водоёмах (если это нередкий фитоценоз, лучше произвести несколько больше описаний). Если провести по описанию в верховьях, среднем и нижнем течении реки или в различных типах водоёмов, в разных частях района исследований, то это не только даст материал для общей характеристики синтаксона, но и покажет вариабельность составляющих его видов по проективному покрытию.

Тип растительности: Водная растительность — Aquiphytosa

А. Группа классов и I. Класс формаций. Настоящая водная (гидрофитная) растительность — Aquiphytosagenuina.

1. Группа формаций макроводорослей и водных мхов — Aquiphytosamacroalgaceaetmuscosa.

1. Формация харовых водорослей — Charophyteta.

Ассоциации 1) Charetumasperae, 2) Charetumfrаgilis, З) Charetumhispidae, 4) Charetumtomentosae, 5) Charetumvulgaris, 6) Nitellopsidetumobtusa, 7) Nitelletumhyalinae, 8) Nitelletumораса.

2. Формация фонтиналисапротивопожарного — Fontinalietaantipyreticae.

Ассоциация: 9) Fontinalietumantipyreticae.

2. Группа формаций гидрофитов, свободно плавающих в толще воды — Aquiherbosagenuinademersanatans.

Сообщества этой группы формаций не имеют своего чётко выраженного пояса. Лишь в некоторых случаях они образуют его вместе с представителями погружённых укореняющихся гидрофитов. Отсутствие обязательной связи с дном обуславливает их встречу на больших глубинах до 3-3,5 м.

3. Формация ряски трёхдольной — Lemneta trisulcae

Ассоциация: 10) Lemnetumtrisulcae.

4. Формация роголистника тёмно-зелёного — Ceratophylletademersi.

Ассоциации: 11) Ceratophylletumdemersi.12) Lemno-Ceratophylletumdemersi: 13) Hydrocharito-Ceratophylletumdemersi.14) Нуdrоhеrbоsо-Сеrаtорhуllеtumdemersi.

5. Формацияпузырчаткиобыкновенной — Utricularietavulgaris.

Ассоциации: 15) Utricularietumvulgaris.16) Lemno-Utricularietumvulgaris:

3. Группаформацийпогружённыхукореняющихсягидрофитов — Aquiherbosagenuinasubmersaradicans.

Основная группа формаций гидрофитов по распространению, разнообразию и роли в сложении водной растительности. На условном профиле дна водоёма образует хорошо выраженную зону между зоной глубоководных харовых водорослей и мхов и зоной укореняющихся гидрофитов с плавающими листьями. Её сообщества встречаются на глубинах от 10 см до 2,5 м, иногда более 5 м.

6. Формация рдеста блестящего — Potametalucentis.

Ассоциации: 17) Potametumlucentis.18) Lеmnо-Роtаmеtumlucentis:19) Ceratophyllo-Potametumlucentis. 20)Potametumtrichoideslucentis.7. Формациярдестадлиннейшего — Potametapraelongi.

Ассоциации: 21) Potametumpraelongi.22) Charophyto-Potametumpraelongi.

9. Формация рдеста пронзённолистного — Potametaperfoliati.

Ассоциации: 23) Potametumperfoliati.24) Lemno-Potametumperfoliati.25) Ceratophyllo-Potametumperfoliati.26) Муriорhуllо-Роtаmеtumperfoliati.27) Potametumlucentis-perfoliati.28) Potametumpectinati-perfoliati.

10. Формациярдестакурчавого — Potametacrispi

Ассоциация: 29) Potametumcrispi.

11. Формациярдестагребенчатого — Potametapectinati

Ассоциации: 30) Potametumpectinati.31) Lenmo-Potametumpectinati.

12. Формациярдестасплюснутого — Potametacompressi

Ассоциация: 32) Potametumсompressi.

13. Формациярдеставолосовидного — Potametatrichoides

Ассоциации: 33) Potametumtrichoides, 34) Lemno-Potametumtrichoides 35) Potametumcompressi-trichoides.

12. Формациямелколистныхрдестов — Potametapusilli

Ассоциации: 36) Potametumberchtoldii, 37) 38) Potametumfriеsii, 39) Potametumlacunati, 40) Potametumpusilli, 41) Potametumpanormitani.

13. Формациярдестаостролистного — Potametaacutifolii

Ассоциация: 42) Lemno-Potametumacutifolii.

14. Формацияурутимутовчатой — Myriophylletaverticillati

Ассоциация: 43) Hydroherboso-Myriophylletumverticillati.

15. Формация урутиколосистой — Myriophylletaspicati

Ассоциации:

44) Myriophylletumspicati.45) Spirodelo-Myriophylletumspicati.

16. Формацияшелковников — Batrachieta

Ассоциации: 46) Lemno-Batrachietumdivaricati. 47) Batrachietumtrichophylli.48) Batrachietumkauffmannii.

17. Формацияэлодеиканадской — Elodeetacanadensis

Ассоциации: 49) Elodeetum Canadensis.50) Lemno-Elodeetumcanadensis.51) Ceratophyllo-Elodeetumcanadensis.

18. ФормациятелорезаалоэвидногоStrаtiоtеtаaloidis

Ассоциации: 52) Stratiotetumaloides.53) Lemno-Stratiotetumaloidis.54) Hydroherboso-Stratiotetumaloidis.

4. Группаформацийукореняющихсягидрофитовсплавающиминаводелистьями — Aquiherbosagenuinaradicansfoinsnatantibus

Растения, формирующие сообщества этой группы формаций, знаменуют собой переход между погружёнными в воду и воздушно-водными растениями. Уже это ставит их ценозы на условном профиле дна между фитоценозами типичных гидрофитов и сообществами гелофитов. И хотя предельные глубины распространения отдельных экземпляров растений этого экотипа могут превышать 3 м, основная часть их сообществ располагается при глубине 80–160 см.

19. Формация водяного ореха плавающего — Trapetanatantis

Ассоциации: 55) Trapetumnatantis.56) Lemno-Trapetumnatantis.

20. Формациягорцаземноводного — Persicarietaamphibii

Ассоциации: 57) Persicarietumamphibii.58) Potameto-Persicarietumamphibii.59) Lemno-Persicarietumamphibii.

21.Формациякубышкижёлтой — Nupharetaluteae

Ассоциации: 60) Nupharetumluteae.61) Lemno-Nupharetumluteae.62) Ceratophyllo-Nupharetuinluteae.63) Utriculeto-Nupharetumluteae.64) Stratioto-Nupharetumluteae.65) Myriophyllospicati-Nupharetumluteae.66) Potametolucentis-Nupharetumluteae.67) Роtametopectinati-Nupharetumluteae. 68) Potametonatanti-Nupharetumluteae.69) Nyphaeto-Nupharetumluteae.70) Вutомо-Nupharetumluteae.71) Sagittarieto-Nupharetumluteae.72) Sparganietoemersi-Nupharetumluteae.

22.ФормациякубышкиСпеннера — Nupharetaspenneriana

73) АссоциацияNupharetumspenneriana.

23. Формация кувшинки чисто-белой — Nymphaeetacandidae

Ассоциации: 74) Nymphaeetumcandidae. 75) Ceratophyllo-Nymphaeetumcandidae.76) Potametolucentis-Nymphaeetumcandidae.

24. ФормациярдестаальпийскогоPotametaalpini

Ассоциация: 77) Potametaalpine

25. ФормациярдестадвуморфногоPotametabiformis

Ассоциация: 78) Potametumbiformis.

26. Формациярдестаплавающего — Potametanatantis.

Ассоциация: 79) Potametumnatantis.

27. Формациярдестаузловатого — Potametanodosi

Ассоциация: 80) Potametanodosi.

5. Группа формаций гидрофитов, свободно плавающих на поверхности воды —Aquiherbosagenuinanatans

Данная группа формаций не образует своего пояса в растительном покрове водоёмов, но их сообщества в целом самые мелководные среди ценозов гидрофитов и в отсутствии гелофитов они были бы самыми крайними в ряду сменяемых друг друга фитоценозов по мере продвижения от глубоководной зоны к берегу. Наиболее часто они встречаются при глубине воды 20–60 см.

28. Формация ряски горбатой — Lemnetagibbae

Ассоциация: 81) Lemnetumgibbae.

29. Формация ряски маленькой и многокоренника — Lemnominoni-spirodeleta

Ассоциация: 82) Lemnominoni-spirodeletum.

30. Формация водокрасалягушачьего — Hydrocharietamorsus-ranae

Ассоциация: 83) Lеmпо-Нуdrосhаriеtummorsus-ranae.

31. Формация сальвинии плавающей — Salvinietanatantis

Ассоциация: 84) Lеmnо-Sаlviniеtuмnatantis.

Б. Группа классов. Прибрежно-водная растительность — Aquiherbosavadosa.

II. Класс формаций. Воздушно-водная растительность — Aquiherbosahydrohelophyta.

Формирует ярко выраженный пояс макрофитов, большая часть надземных органов которых возвышается над водной поверхностью. Он располагается от уреза воды до глубины 60–100 см с проникновением отдельных куртин этих растений на более значительную глубину.

6. Группа формаций низкотравных гидрогелофитов — Aquiherbosahydrohelophytahumilis

Сообщества формаций данной группы распределены по всему спектру глубин, занимаемых ценозами воздушно-водных растений, но в хорошо сформированном растительном покрове с выраженным зональным распределением они всегда располагаются перед фитоценозами высокотравных гелофитов со стороны открытой акватории.

32. Формация частухи подорожниковой — Alismatetаplantago-aquaticae

Ассоциация: 85) Alismatetumplantago-aquaticae.

33. Формация сусака зонтичного — Butometaumbellati

Ассоциации: 86) Butometum umbellate.87)Alismateto - Butometumumbellati 88) Lemno-Butometumumbellati.89) Sparganietоemersi-Butometumumbellati90) Heteroherboso-Butometumumbellati.91)Hydroherboso- Butometumumbellati

34. ФормациястрелолистаобыкновенногоSаgittаriеtasagittifoliae

Ассоциации:

92) Sagittarietumsagittifoliae.93) Lemno - Sagittarietumsagittifoliae. 94) Ceratophyllo-Sраrgаniеtum erecti 95) Batrachietocircinati-Sparganietumеrесti96) Nymphaetо - Sagittarietumsagittifoliae. 97) Неtеrоhеrbоsо-Sаgittаriеtumsagittifoliae98) Butоmо-Sаgittаriеtumsagittifoliae 99)Potametopussilli - Sagittarietumsagittifoliae

35. Формацияежеголовникаузколистного– Sраrgаniеtаangustifolium

Ассоциация: 100)Sраrgаniеtumangustifolium

36. ФормацияежеголовникавсплывшегоSраrgаniеtаemersi

Ассоциации: 101) Sparganietumemersi.102) Potametoperfoliati-Sраrgаniеtum emersi103) Nupharetumluteae-Sраrgаniеtum emersi 104)Nymphaeеto candida-Sраrgаniеtum emersi 105) Нуdrоhеrbоsо-Sраrgаniеtumemersi.

37. ФормацияежеголовникапрямогоSparganietaerecti

Ассоциации: 106) Sparganietumеrесti. 107) Lеmnо-Sраrgаniеtumerecti. 108) Ceratophyllo-Sраrgаniеtumerecti 109) Batrachietocircinati-Sparganietumеrесti 110) Nupharetumluteae-Sраrgаniеtumerecti 111) Hydroherboso-Sраrgаniеtumerecti. 112) Heteroherboso-Sparganietumerecti 113) Sparganietumemersi-еrесti 114) Agrostiostоlоnifеrае-Sраrgаniеtum erecti.

38) Формацияежеголовниказлакового – Sparganiеtagramineum

Ассоциации:. 115) Sраrgаniеtumgramineum 116)Potametoperfoliati-Sраrgаniеtum gramineum

39. Формацияхвощаприречного — Equisetetafluviatilis

Ассоциации: 117) Equisetetum fluviatilis.118) Hydroherboso-Equisetetumfluviatilis.119) Heteroherboso-Equisetetumfluviatilis.

7. Группаформацийвысокотравныхгидрогелофитов — Aquiherbosahydrohelophytaprocera

Сообщества этой группы являются фоновыми для зоны воздушно-водных растений и в целом для водоёма. Средняя оптимальная глубина воды для них равна 20–40 см, но очень часто краевые части их фитоценозов находится в условиях глубины в 1 м и более.

40. Формация камыша озёрного — Scirpetalacustris

Ассоциации: 120) Scirpetumlacustris.121) Stratioto- Scirpetumlacustris 122) Nuрhаrеtо-Sсirреtumlacustri.123) Heteroherboso-Scirpetumlacustris124) Alismo-Scirpetumlacustris

41. Формациярогозаузколистного — Typhetaangustifoliae

Ассоциации: 125) Typhetumangustifoliae. 126) Lemno-Typhetumangustifoliae.127) Ceratophyllo-Typhetumangustifoliae.128) Stratioto-Typhetumangustifoliae.129) Potameto-Typhetumangustifoliae. 130) Persicarietoamphibiae-Typhetumangustifoliae. 131) Nuphareto-Турhetumangustifoliae.132) Sраrgаniеtоerecti-Typhetumangustifoliae.133) Typhetumlatifoliae-angustifoliae. 134) Scirpetolacustris-Typhetumangustifoliae.135) Glycerietomaximae-Typhetumangustifoliae.136) Heteroherboso-Typhetumangustifoliae.

42. Формациярогозашироколистного — Typhetalatifoliae

Ассоциации: 137) Typhetumlatifoliae.138) Ceratophyllo-Typhetumlatifoliae 139)Elodeeto-Typhetumlatifoliae140) Batrachiocircinati-Typhetumlatifoliae141) Stratioto - Typhetumlatifoliae 142) Heteroherboso-Typhetumlatifoliae 143) Callio-Typhetumlatifoliae

43. ФормациярогозаЛаксмана — Typhetalaxmannii

Ассоциации: 144) Typhetumlaxmamii. 145) Caricetoacutae–Typhetumlaxmannii.

44. Формацияманникабольшого — Glycerietamaximae

Ассоциации: 146) Glycerietummaximae147) Lemno - Glycerietummaximae 148) LemnotrisulcaeGlycerietummaximae 149) Heteroherboso - Glycerietummaximae 150) Equisetofluviatilis–Glycerietummaximae 151) Sagittarieto - Glycerietummaximae 152) Callio-Glycerietummaximae 153) Iriso- Glycerietummaximae

45. Формациятростникаюжного — Phragmitetaaustralis

Ассоциации: 154) Phragmitetumaustralis155) Sрirоdеlо-Рhrаgmitеtumaustrhlis156) Сеrаtophyllo-Phragmitetumaustralis157) Nuphareto-Phragmitetumaustralis158) Equisеtоfluviatilis–Phragmitetumaustralis 159)Scirpetolacustris–Phragmitetumaustralis.160)Typhеtоаngustifoliae–Phragmitetumaustralis 161) Eleocharietopalustri-Phragmitetumaustralis 162) Caricetоrostrata-Phragmitetumaustralis

III. Классформаций. Гигрогелофитная растительность —Aquiherbosahygrohelophyta

Данный класс формаций представляет экотонную растительность урезов воды. Относящиеся к нему фитоценозы характерны для заболоченных и сырых берегов, для пограничной линии между водой и сушей, для мелководий с глубиной 10–20 (40) см. В последних условиях значительные по площади сообщества образуют лишь некоторые из гигрогелофитов.

8. Группа формаций низкотравных гигрогелофитов — Aquiherbosahygrohelophytahumilis

Сообщества этой группы являются фоновыми для уреза воды береговой зоны водоема или водотока. Высота растений этой групп составляет 10–50 см.

46. Формация кизлякакистецветного Naumburgietathyrsiflora

Ассоциации:163) Naumburgietumthyrsiflora164) Hydroherboso-Naumburgietumthyrsiflora

47. Формация осоки острой — Caricetaacutae

Ассоциации: 165) Caricetumacutae. 166) EquisetofluviatilisCaricetumacutae.

48.Формация осоки пузырчатой — Caricetavesicariae

Ассоциация: 167) Caricetumvesicariaeheteroherbosa.

49. Формация осоки вздутой - Caricetapalustris

168) CaricetumrostrataeHydroherboso-Caricetumrostratae169) Heteroherboso-Caricetumrostratae

50. Формация белокрыльника болотного Calletapalustris.

Ассоциации: 170)Сallumpalustris Ассоциация 171) Lemno - Callumpalustrae.

51. Формация ситняга болотного — Eleocharietapalustris

Ассоциация: 172) Eleocharietumpalustris.

52. Формация сабельника болотного — Comaretapalustris

Ассоциации: 173) Comaretumpalustris 174) Hydrochaieo - Comaretumpalustris.

53. Формация вахты трехлистной Menyanthetatrifoliatae

Ассоциация: 175) Menyanthetumtrifoliatae

9. Группа формаций высокотравных гигрогелофитов — Aquiherbosahygrohelophytaprocera

Сообщества этой группы являются фоновыми для уреза воды береговой зоны водоема или водотока. Высота растений этой групп составляет 50–100 см.

54. Формация омежника водного — Oenanthetaaquaticae

Ассоциации: 176) Oenanthetumaquaticae 177) Heteroherboso - Oenanthetumaquaticae

55. Формация касатика аировидного Irisetapseudacorus.

Ассоциации: 178) Lysimachio - Irisetumpseudacorus 179) Alismateto - Irisetumpseudacorus

56. Формацияжерушниказемноводного — Rorippetaamphibiae

Ассоциация: 180) Rorippetaamphibiae.

57. Формацияполевицыпобегообразующей — Agrostetastoloniferae

Ассоциация: 181) Agrostetumstoloniferae.

58. ФормацияТелиптерисаболотного -Thelypterietaрalustris

Ассоциация: 182) Thelypterietumрalustris

Литература:

  • Бобров А.А., Чемерис Е.В. Изучение растительного покрова ручьёв и рек: методика, приёмы, сложности // Материалы Всероссийской школы-конференции по водныммакрофитам «Гидроботаника 2005». – Рыбинск: ОАО «Рыбинский дом печати», 2006. – С. 181-203.

  • Глушенков О.В., Глушенкова Н.А. Рекомендации к организации гидроботанических исследований. // Исследовательская работа школьников №1(35) 2011. – С.60-81.

  • Глушенков О.В., Глушенкова Н.А. Школа гидроботаники: теория и практика учебных гидроботанических исследований. Учебно-методическое пособие. – Чебоксары, 2013. -176 с.

  • Катанская В.М. Высшая водная растительность континентальных водоемов СССР.– Л.: Наука, 1981. – 187 с.

  • Папченков В.Г. Доминантно-детерминантная классификация водной растительности. // Гидроботаника: методология, методы. - Рыбинск, 2003 а. – С. 126-131.

  • Папченков В.Г. Картирование растительности водоемов и водотоков. // Гидроботаника: методология, методы. - Рыбинск, 2003 б. - С. 132-136.

  • Папченков В.Г. Продукция макрофитов и методы ее изучения// Гидроботаника: методология, методы. - Рыбинск, 2003 в. - С. 137-145.

  • Щербаков А.В. Изучение и анализ региональных флор водоёмов // Гидроботаника: методология, методы: материалы Школы по гидроботанике. – Рыбинск: ОАО «Рыбинский дом печати», 2003. – С. 56-69.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017