Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


РОЛЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОЛИМПИАД В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

Вехов Дмитрий Вадимович
заслуженный учитель Кубани, учитель биологии МАОУ СОШ № 40 имени М.К. Видова, г. Новороссийск

С развитием общества, усовершенствованием технического развития и повышением требований к уровню знаний выпускников, все чаще возникают вопросы о качестве образования и его практической направленности. За время развития человечества образованию приходилось изменяться вместе с потребностями общества. Сегодня перед человечеством стала проблема информационного дефицита образования, потребность в изучение законов природы и общества, практической и профессиональной направленности обучения. Под современным образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, целостных ориентации в поведении и деятельности обеспечивающихся, ответственное отношение к окружающей социальной среде и здоровью, воспитанию профессиональной направленности.

Объединить в одной образовательной школьной программе и работе на уроках, дифференцированном подходе к уровню знаний учащихся - просто невозможно. Создание образовательных программ дополнительного образования, для подготовки к предметным олимпиадам, научно-исследовательских кружков, профильных лагерей и экспедиций, создание центров для работы с одаренными учащимися и развития у учащихся интереса к предметам, позволяет не только расширить возможности образования, но и развивать профильное направление в образовании. Развивать практическое направление в деятельности, в результате которой буден виден конкретный результат образования. Любая форма такого обучения должна развивать профессиональную ориентацию значимость дел, иметь практическую значимость для будущей профессии.

Развитие современных компьютерных средств обучения, расширение информационной базы за счет коммуникационных технологий и интернет-ресурсов, возможности дистанционного образования позволяют поднять образование на новую ступень, успешно повышать результативность и качество образования. Учащиеся получают возможность реализации своих знаний, проектов, профессиональной деятельности и выбор профессии. Девизом такой деятельности будет профессиональная направленность «Управляй своим будущим». Особое место в такой деятельности занимает направление работы на поддержку талантливых учащихся, расширение форм и методов реализации интересов, развитие увлеченности предметом для выбора будущей профессии.

Современная школа, сложившаяся система образования позволяет вести работу в двух направлениях: 1– предметные и профильные олимпиады, 2 – научно-практическая и исследовательская деятельность. Работу в этих направлениях необходимо начинать до выбора интересов, на стадии начального образования, которое формирует интерес не только к предмету, но и вообще к учебе. Необходимо не отбить стремление к расширению повышения знаний, а направить их в зависимости от наклонностей и интересов учащегося, для чего необходимо содружество учителей начальной школы, психолога и учителя предметника, тогда будет виден не только итог работы, но и результат на разных этапах его реализации.

Подготовка к предметным олимпиадам должна носить не авральный характер, когда уже необходимо показывать результат, а учитель предметник на ходу начинает вбивать материал, который часто превосходит требования образовательного минимума, превращая все знания учащегося в кашу. Занятия должны носить планомерный характер, выстроены так, чтоб ученик и учитель являлись единомышленниками, соавторами успеха, дополняя и расширяя багаж знаний учащегося, стимулирую самостоятельный поиск знаний учащимся, его разбор и усвоение, через обучение одноклассников, практическое применение полученных знаний. Необходимо стимулировать возможность дополнительных курсов, общение с разными преподавателями, используя их наработки и знания. Таким положительным примером для нас уже второй год является курс-школа, организованная на базе института имени Д.И.Менделеева «Путь к Олимпу», где учащиеся получают не только расширенную информацию, но и имеют возможность практических отработок теоретических знаний, знакомство с современными методиками.

Важно также отработать полученный теоретический материал, помощь в этом оказывают дистанционные олимпиады, проводимые разными ВУЗами России. Мы несколько лет успешно сотрудничаем с преподавателями ЮФУ, КубГУ, КубГАУ и участвуем в дистанционных олимпиадах Ярославского университета, Воронежского университета, Воронежской медицинской академии, Саратовского педагогического института, научной эколого-биологической олимпиаде ФДЭБЦ. В результате такой подготовки по предметам эколого-биологического цикла учащиеся успешно выступают в этапах Всероссийских предметных олимпиад на региональном и федеральном уровне, с 2003 года 13 учащихся стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады по экологии, только один год при этом не попали на Всероссийский этап, 25 победителей и призеров краевого этапа. Кроме Всероссийской олимпиады школьников наши учащиеся успешно участвуют в предметных олимпиадах ВУЗов, призеры и победители которых получают льготы при зачислении по специальностям олимпиад в ВУЗы России: «Шаг в будущее» МГТУ им.Баумана, «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы» МГУ, олимпиады Санкт-Петербургского университета, за 2010 и 2011 год победителями стало 3 учащихся, призерами 12 учащихся, 5 выпускников по итогам олимпиад поступило в престижные ВУЗы России, где с успехом продолжают свое обучение.

Большое значение в работе с одаренными учащимися играет исследовательская и научно-практическая деятельность, которая должна вестись под девизом «Наука есть ясное познание истины, просвещение разума». Исследовательская деятельность позволяет не только расширить практические знания, но и изучить методику и навыки проектной и экспериментальной деятельности.

Значение исследовательской деятельности:

  1. Для ребенка:
  • Практическое применение полученных знаний, профессиональная ориентация;
  • Мотивация к чтению литературы, расширению образовательного горизонта;
  • Социализация, успешное позиционирование в детском коллективе;
  • Получение новых практических навыков;
  • Получение опыта участия в олимпиадах, конкурсах;
  • Возможность ощущения собственной успешности, возможность пополнения собственного портфолио.
  1. Для педагога:
  • Возможность мотивированного расширения кругозора и углубления знаний учащихся;
  • обеспечение эффективного взаимодействия в коллективе;
  • возможность учитывать индивидуальные особенности и интересы детей в ходе проведения исследования;
  • привлекательность для детей;
  • возможность для детского коллектива принимать участие в решении реальных научных и практических задач;
  • Возможность повышения собственного профессионального статуса.

При создании научно-исследовательского проекта учителя часто становятся источником ошибки, которую совершают они вместе с учащимся – учитель предлагает тему, в которой он сам является компетентным, ведь это тема часто является курсовой или дипломной работой самого учителя, лишая учащегося выбора и проявления своих интересов. В выборе темы привилегией должен пользоваться ученик, выбирая, ту тему, которая ему интересна, а учитель, как опытный ювелир, должен огранить интерес ученика, придать ему блеск и значение, направляя исследовательскую деятельность к получению конкретного результата.

Второй ошибкой в исследовательской деятельности является смена тем исследования, учащийся не довел одной до результата, а уже берет другую, а иногда сразу несколько, бросаю начатую работу на половине. С развитием интернет-ресурсов, учащиеся часто скачивают чужие работы или проекты, не разбирая и не прорабатывая их, готовят реферат, без практической и экспериментальной части, в результате учащийся получает фиаско и теряет интерес к исследовательской деятельности. При этом делаются ошибки в оформлении, постановке гипотезы проекта, постановке целей и задач работы, приготовлении презентаций и умении говорить и защищать свой проект.

Типичные ошибки при написании работ:

  1. Сбивается нумерация иллюстративного материала.
  2. Поставленные цели и задачи не соответствуют выполняемым в работе и выводам.
  3. Пункты оглавления не соответствуют фактическим имеющимся в работе.
  4. В работе ставятся глобальные, заведомо невыполнимые задачи.
  5. Литературный обзор не завершается выводом о степени изученности и

перспективах дальнейших исследований по данной проблеме.

6. Литературный обзор представлен сплошным текстом без разбивки на смысловые части (пункты и подпункты, разделы и подразделы).

7. В тексте не дается ссылок на литературные источники, на иллюстративный материал.

8. На картах точки отбора проб не пронумерованы, что затрудняет восприятие результатов.

9. Нет обоснования в выборе использованных в работе методик.

10. Литературный обзор представлен сплошным текстом без разбивки на смысловые части (пункты и подпункты, разделы и подразделы).

11. В тексте не дается ссылок на литературные источники, на иллюстративный материал.

12. На картах точки отбора проб не пронумерованы, что затрудняет восприятие результатов.

13. Нет обоснования в выборе использованных в работе методик.

Типичные ошибки при представлении доклада:

  1. В докладе основное время уделяется второстепенному материалу.
  2. В ходе доклада слабо используются иллюстративный материал, стенд и презентация.
  3. Стенд и мультимедийная презентация содержат недостаточно наглядного материала, необходимого для иллюстрации и подтверждения выводов,
  4. Схемы и графики плохо видны на стенде, цвета не четки или сливаются.
  5. В докладе неуместно приводится избыточный теоретический материал (напр., общеизвестных сведений и фактов), что делает неэффективным использование времени.
  6. В презентациях используются эффекты анимации, из-за которых неоправданно затрачивается время на ожидание их появления.
  7. В презентациях имеются неиспользуемые слайды.
  8. На слайде представлено большое количество результатов. За время показа слайда невозможно изучить их содержимое.

Презентация должна быть научная :

  1. Не должно быть «прыгающих» букв и картинок не по теме.
  2. На каждом слайде минимальное количество слов (пример: слайд- цель, слайд- задачи, слайд-актуальность и т.д.)
  3. Если выводов несколько и они объемны, на каждый вывод- отдельный слайд

При правильной расстановке сил и задач, выборе темы, создается творческая группа «учитель-ученик», которая сможет создать проект, подобрать методику, отработать практические навыки, провести опыты и эксперименты, реализовать проект и получить результат. Исследовательская деятельность позволяет сделать профессиональный выбор, поставить жизненную цель, расширить и углубить знания по предмету, которые подтверждаются высокими результатами и поступлением учащихся в лучшие вузы страны.

Научно-практическая деятельность имеет выход на различные конференции, конкурсы, где учащиеся могут защитить свой проект и показать уровень знаний. Для достижения результатов в школе работает малая академия учащихся, проводятся экспедиции, школа активно участвует в конкурсах и конференциях, постоянно пополняется копилку творческих работ и проектов, ведется отбор работ и поиск конкурсов и конференций где могут принять участие учащиеся. Результатом чего является успешная сдача экзаменов, ученики успешно продолжают образование в вузах по специальности.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017