Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Весенние палы: как относятся к ним люди?

Торейкин Денис
ученик 9 класса МБОУ СОШ п Ждановский Кстовского района

Научный руководитель: Митрофанова Надежда Николаевна (заведующая отделом МБОУ ДОД Дворец детско-юношеского творчества г. Кстово Нижегородская область)

Введение

С давних времен люди поджигали траву с целью очистки территории от леса и сухой травы, размещая свои сельскохозяйственные угодья и поселения. Эти времена давно прошли. Но каждую весну, как только растает снег, мы видим дым и огонь. Это весенние палы – целенаправленные поджоги сухой прошлогодней травы. Почему люди это делают? Из убеждения, что это полезно или просто не задумываются о последствиях? Как к весенним палам относятся взрослые, что о них думают дети? Кто вообще поджигает траву? Мне это захотелось выяснить и понять причину весенних палов.

Цель работы: определение отношения людей к весенним палам и мер по их предотвращению.

Задачи:

- выяснить, что думают люди о весенних палах;

- установить, как действуют люди, увидев палы;

- определить, как действуют люди, когда видят детей, поджигающих траву;

- предложить мероприятия по предупреждению весенних палов.

Методы проведения исследований

Было проведено анкетирование 119 человек в пос. Ждановский Кстовского района (среди них – 52 человека в возрасте 10-13 лет (44%), 49 человек (41 %) – в возрасте 14 17 лет, 18 человек – взрослые (15 %) с целью определения отношения людей к весенним палам.

Обзор литературы

1. Весенние палы – вред или польза?

В «Толковом словаре русского языка» В.И. Даля мы читаем: «Пал – напольный огонь, полевой, степной, лесной пожар или пожог. На севере и востоке по осени или лучше по весне выжигают все луга, пастбища и покосы, иначе ветошь не даёт росту траве; это называется пускать пал, палы» [1]. В те времена палы считались обычным и даже необходимым явлением. И до сих пор мнение о пользе весенних палов у многих людей сохраняется. Подтверждением тому является так называемое контролируемое выжигание, которое используется до сих пор в сельском и лесном хозяйствах [6].

Каковы аргументы «за» и против палов»?

Аргументы против весенних палов.

1.От весенних палов страдает почва. Из-за повреждения почвенного покрова трава на этом месте появляется позже. Это подтверждают и наши наблюдения. Травяные пожары ведут к снижению плодородия почвы, особенно, если они повторяются на одном и том же месте много лет подряд. Прошлогодняя сухая трава, постепенно разлагаясь, обогащает почву органическими веществами, от которых зависит рыхлость и влагоёмкость почвы, ее способность удерживать минеральные питательные вещества, противостоять размыву, иссушению и развеиванию ветром. При поджогах травы из почвы быстрее вымываются минеральные вещества, и ей трудней противостоять водной и ветровой эрозии [7].

2. Во время палов большое количество углекислого газа, формальгид, сажа, углеводороды, попадают в атмосферу и оказывают влияние на здоровье человека. Дым особенно опасен для детей и пожилых людей. По данным Всемирной организации здравоохранения, воздействие дыма от таких пожаров (в основном твердых частиц с диаметром до 2,5 мкм, легко рассеивающихся в атмосфере) вызывает целый спектр различных заболеваний, в том числе органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, а также рост детской смертности [2]. Ежегодно в мире от дыма природных пожаров гибнет от 260 до 600 тысяч человек [7] При сгорании травы, захламлённой пластиковым мусором, в воздух выбрасываются высокотоксичные вещества, в частности, диоксины, вызывающие рак. При сгорании травы, растущей вдоль автотрасс, в воздух попадают соли металлов, скопившихся за зиму, а на загрязненных территориях – радионуклиды [3].

3. Палы уничтожают большое количество животных, живущих и гнездящихся на земле – насекомых, птиц, млекопитающих, рептилий и земноводных. а также семена и почки многих видов растений, (особенно однолетников). Кроме того, в этих пожарах нарушается равновесие в экологических системах.

Из-за того, что травяные пожары при сильном ветре распространяются крайне быстро и в непредсказуемых направлениях, от них часто целыми стадами гибнут крупные животные — кабаны, лоси, олени, домашние животные. Особенно опасны тростниковые пожары, которые при сильном ветре распространяются так быстро и интенсивно, что выжить в них не может практически ни одно живое существо [7].

4. По неофициальным оценкам, около 40% лесополос, находящихся на землях сельскохозяйственного назначения, погибло из-за травяных палов. Система лесополос создавалась в нашей стране на протяжении последних 130 лет. Лесополосы защищают поля от суховеев и пыльных бурь и помогают зимой накопить снег. Такие масштабы гибели защитных лесополос, по мнению специалистов, напрямую угрожают продовольственной безопасности нашей страны [7].

5. Палы наносят материальный ущерб жителям деревень и сел. Могут сгореть хозяйственные постройки: дома и т п. Нередко гибнут и люди. В России травяные пожары ежегодно уничтожают от нескольких сотен до нескольких тысяч жилых домов и дач. Нередко дома сгорают даже в крупных городах и поселках [7].

6. Из-за палов гибнут леса. По данным Гринпис России, Рослесхоза и МЧС первые катастрофические лесные и торфяные пожары 2010 года начинались именно с поджогов сухой травы на прилегающих к лесам и торфяникам землях сельскохозяйственного назначения. Травяные пожары играли решающую роль в возникновении и распространении катастрофических лесных пожаров на Дальнем Востоке в 2011 и 2012 годах, и немалую роль в возникновении катастрофических пожаров в Центральной Сибири в 2012 году [7]. Из-за весенних палов в природном заказнике «Каменная степь» в Воронежской области выгорает уникальная система лесных насаждений, посаженных еще в 19 веке Докучаевым[5].

Аргументы, которые выдвигаются сторонниками палов.

  1. При сжигании травы образуется зола – полезное удобрение.
  2. Контраргумент – зола минеральное удобрение, которого может хватить на 2-3 года. Зола быстро вымывается из плодородного слоя, особенно дождями на склонах, где чаще травяные палы происходят. При отсутствии палов прошлогодняя трава постепенно перегнивает, становясь органическим удобрением, и питательные вещества попадают в почву без значительных потерь. В том числе и азот, который при сгорании травы уходит в атмосферу и не может усваиваться растениями.

  3. Когда сгорает трава, молодая трава растёт лучше.
  4. Контраргумент – это явление кажущееся: молодая трава просто становится заметнее на тёмном фоне. В местах, где прошёл пал, почва весной быстро прогревается и, поэтому быстро иссушается, особенно в годы с засушливой весной, поэтому трава растёт хуже. В результате палов меняется состав травяного сообщества.

  5. Очистка территории. Примером такого применения палов является контролируемое выжигание, применяемое в сельском и лесном хозяйстве.

Контраргумент – при этом происходит задымление атмосферы, а контролируемое выжигание зачастую становится неконтролируемым в силу безответственности, беспечности и лени исполнителей этой работы.

Таким образом, весенние палы являются фактором, значительно ухудшающим экологическую обстановку, а также социальным и культурным бедствием.

Результаты и их обсуждение

Отношение людей к весенним палам

Результаты проведенного нами анкетирования представлены в табл. 1

Таблица 1

Результаты анкетирования по теме «Отношение к весенним палам»

Вопросы

Ответы по возрастным группам респондентов,%

10-13лет (52чел.)

14-17лет, (49чел.)

18 лет (18чел)

Среднее:

1.Как вы считаете, весенние палы – это…

А.Способ повысить плодородие почвы

22,6

10,9

9,5

14,3

Б.Способ очистить территорию

18,9

13

14,3

15,4

В.Опасность для природы и людей

58,6

76,1

76,2

70,3

2.Ваши действия, когда вы видите горящую траву?

А.Спокойно пройду мимо

5,3

26,5

22,7

18,2

Б.Вызову пожарную службу

63,1

42,9

50

52

В.Попробую остановить огонь сам

31,6

30,6

27,3

29,8

3.Ваши действия, когда вы увидите детей, поджигающих траву?

А.Пройдете мимо потому, что это нормально

2

10,6

23,5

12

Б.Поможете им

0

10,6

0

3,5

В. Обьясните, что этого делать нельзя

98

78,7

76,5

84,5

4.Поджигаете ли вы траву на своем участке?

Да

9,6

36,7

89

45,1

Нет

86,5

63,3

5,5

51,8

Ответа нет

3,8

0

5,5

3,1

5.Изменилось ли ваше отношение к палам после пожаров 2010 года?

Да

78,8

46,9

33,3

53

Нет

21,2

53,1

66,7

47

Большинство опрошенных считают, что весенние палы, это опасность для природы и людей (70,3%). Среди детей 10-13 лет этот показатель ниже – 58%. Кроме того, 15,4% опрошенных считает, что весенние палы - способ очистить территорию, 14,3%- повысить плодородие почвы. Отметили также, что поджог травы вызывает пожары (рис. 1).

Рисунок 1. Оценка ответов на вопрос «Как вы считаете, весенние палы – это…»

Увидев горящую траву, большинство опрошенных будут действовать активно - либо вызовут пожарную службу (52%), либо попробуют остановить огонь сами (29,8%). В возрастной категории 10-13 лет этот показатель значительно выше (около 95%) (рис.2).

Несмотря на то, что чуть более 40% детей не считают палы вредными, 95% готовы активно им противодействовать: 63% вызовут пожарную службу, 32% попробуют потушить огонь сами.

Рисунок 2.Оценка ответов на вопрос «Ваши действия, когда вы видите горящую траву?»

Детям, поджигающим траву, готовы объяснить, что этого делать нельзя, большинство опрошенных (84,5%) (рис. 3). При этом только 12% опрошенных заявили, что пройдут мимо (для взрослых и подростков этот процент существенно выше – соответственно 23,5), а 3,5% - помогут им (так ответили только подростки). Доля взрослых, ответивших, что пройдут мимо, значительно выше, чем в других возрастных категориях.

Предложены были варианты убеждений детей - «предупрежу детей, что это опасно для них», «убежусь, что рядом нет зеленых насаждений», «пригрожу, что получат штраф».

Рисунок 3. Оценка ответов на вопрос «Ваши действия, когда вы увидите детей, поджигающих траву?»

Поджигают траву на своем участке, по их словам, 45 % опрошенных, 52 % не делают этого. 3% не ответили на этот вопрос (рис. 4).

Были приведены аргументы против сжигания – «был печальный опыт», «может сгореть дом», «не хочу, чтоб меня наказали», «вредно для животных», «травы там нет», «последствия могут быть ужасные», боюсь пожара», «вредно для прорастания будущей травы», «вредно для атмосферы». Аргументы в пользу сжигания травы - «чтобы повысить плодородие почвы», «.. таким образом сжигают мусор».

Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос «Поджигаете ли вы траву на своем участке?»

На вопрос, изменилось ли отношение опрашиваемых к палам после пожаров 2010 года, больше половины опрошенных (53%) ответили утвердительно, 47% своего отношения не изменили (рис. 5). Доля взрослых, не изменивших отношения к весенним палам выше – 66,7%. Среди них и те, кто всегда считал весенние палы опасными и вредными. При этом были даны такие комментарии – «сгорели целые деревни», «много было пожаров», «много было дыма», «было жарко», «очень много лесов и полей выгорело», «была беда», и в то же время – «меня это не касается».

Рисунок 5. Оценка ответов на вопрос «Изменилось ли ваше отношение к палам после пожаров 2010 года?»

Таким образом, несмотря на то, что большинство людей уверены во вреде и опасности весенних палов, доля людей, думающих иначе, ещё значительна. Именно они будут способствовать или не противодействовать распространению весенних палов. Причина этого, как показало анкетирование, в экологическом невежестве и, вероятно, в равнодушии и безответственности.

Весенние палы – что делать?

Если одной из главных причин возникновения весенних палов является экологическое невежество, необходимо экологическое просвещение населения и формирование у него экологической культуры.

В нашем районе, начиная с 2006 года, проводится районная природоохранная акция «Весенние палы». В акции ежегодно принимают участие более 600 учащихся и педагогов образовательных учреждений Кстовского муниципального района.

Участники акции изготавливают листовки и размещают в общественных местах, а также на выставке, которая проходит на одной из площадей города в конце апреля, проводят работу с местным населением, создают литературные произведения, презентации, видеоролики, направленные против весенних палов, изучают общественное мнение относительно палов.

В рамках природоохранной акции «Весенние палы» в 2006-2008 годах проведено анкетирование жителей г. Кстово. В ответ на вопросы анкеты получены следующие результаты (рисунки 3.1, 3.2).

Рисунок 3.1.Как думаете, вредно или полезно сжигать прошлогоднюю траву?

Рисунок 3.2.Что вы сделаете, если увидите, что дети сжигают прошлогоднюю траву?

Воспитанники СЮТур г. Кстово проанализировали отношение жителей Кстово к весенним палам [8]. В результате отмечена тенденция к увеличению доли людей, уверенных в опасности весенних палов.[8].

Мы считаем, что необходимо продолжать работу по экологическому просвещению и детей и взрослых. Акция «Весенние палы» является мероприятием, которое этому способствует .

Однако таких просветительских мероприятий недостаточно. Необходимы административные меры. Активисты Гринпис России в рамках компании «Весна без огня» предложили жителям России собрать подписи против поджогов сухой травы. На основании спутниковых наблюдений, экологи утверждают, что средняя площадь весенних травяных пожаров в РФ достигает 30-40 миллионов гектаров, что в несколько раз больше площади всех лесных пожаров. 19 марта 2013 г. Гринпис России передал в приемную президента подписанное почти 90 тысячами человек обращение к главе государства с просьбой законодательно запретить палы сухой травы [4].

Заключение

В результате проведённых исследований сделаны следующие выводы:

-большинство опрошенных (70,3%) считают весенние палы опасностью для природы и людей. Среди детей 10-13 лет этот показатель ниже – 58%.

- большинство опрошенных(82%), увидев горящую траву, будут действовать активно: - вызовут пожарную (52%), либо попробуют остановить огонь сами (29,8%). Среди детей 10-13 лет этот показатель выше – 95%

- около половины опрощенных поджигают траву на своих участках, т.е. не считают палы опасными или уверены, что смогут контролировать огонь.

- большинство опрошенных (84,5) готовы объяснить детям, поджигающим траву, что этого делать нельзя.

- для предупреждения весенних палов необходимо проводить мероприятия, направленные против них, с детьми и просветительскую работу с местным населением. Таким мероприятием является наша районная природоохранная акция «Весенние палы».



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017