Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Школьный археологический музей города Полевского

Непомнящая Оксана Викторовна, Непомнящий Александр Викторович
педагоги дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» г. Полевской Свердловская область


С мая 1999 года в г. Полевской действует археологический музей при «Центре развития творчества детей и юношества», созданный руками учащихся, которые занимаются в объединении «Юный археолог». Первый опыт музейного дела был приобретён ранее, при создании переносной выставки «Мир археологии».

Начиная деятельность руководителями археологического кружка, мы столкнулись с такой проблемой – отсутствие наглядных пособий, учебной и популярной литературы. Для того чтобы, нагляднее представлять учащимся азы археологии, была создана переносная выставка «Мир археологии». Основу экспозиции составил непаспортизированный материал, собранный в результате археологических разведок на территории района и распределенный по разделам: «Археологическая периодизация», «Техника обработки камня», «Каменные орудия труда», «Изготовление глиняной посуды», «Жилища древних людей», «Древняя металлургия», «Первобытное искусство», что позволило изучать различные темы на занятиях объединения, опираясь на конкретные археологические предметы или, используя их в качестве иллюстрации. У воспитанников повысился интерес к науке, тем более что экспозиция создавалась при активном участии детей. Школьники принимали участие в сборе материала и помогали разрабатывать концепцию и воплощать её.

По мере дальнейшей работы объединения появляется потребность в расширении экспозиции, а точнее создании школьного археологического музея.

За основу была взята одна, Иткульская культура раннего железного века. Почему мы решили сузить рамками одной культуры такой большой по времени раздел как археология?

Во-первых, в течение ряда полевых сезонов отряд выезжал на археологические раскопки Иткульского городища совместно с сотрудником УРГУ Г.В.Бельтиковой.

Во-вторых, учащимися были написаны рефераты, освещающие различные аспекты жизнедеятельности населения данной культуры.

В-третьих, Полевской район – это одно из гнёзд Иткульского металлургического очага, на территории которого находиться медно-скарновое месторождение Гумёшевский рудник, городище Думная гора, культовые места – гора Азов и гора Караульная, ряд производственных площадок.

В-четвёртых, Полевской в прошлом и настоящем - город металлургов и шахтёров. Северский трубный завод, Полевской Криолитовый завод, Гумёшевский и Зюзельский рудники – градообразующие предприятия города.

Таким образом, было решено отразить историю одной культуры, которая тесно связана с нашим районом.

Спустя десять лет после открытия музея возникла необходимость в модернизации музея. В фондах музея была накоплена большая коллекция, но возможности выставить её не было, необходимо было новое оборудование. Реализовать идеи помогла победа в грантовом конкурсе Благотворительного фонда «Синара». В результате появился музей археологии Полевского края. Основная часть экспозиций по-прежнему связана с иткульской культурой, но появились и новые разделы, отражающие вопросы заселения Урала, историю археологического объединения, которому в 2011 году исполнилось 20 лет.

В музее можно выделить два информационных уровня:

1 (основной) - рассказывает о жизнедеятельности населения раннего железного века с опорой на экспонаты, о взаимоотношениях с соседними племенами, и об исследователях данной культуры. Данный уровень ориентирован на учащихся среднего и старшего возраста.

2 (вспомогательный) – макеты жилищ и оборонительных сооружений, разрез шахты

вызывают интерес у младших школьников.

В концепцию музея заложена возможность принять участие в экспериментах, отражающих технологии первобытного общества. Во время занятия учащиеся могут попробовать развести огонь лучковым способом; разрезать отщепами шкуру; измельчить каменным пестом зерно; спрясть нить из шерсти и крапивы, соткать полотно на первобытном ткацком станке. Эти новшества позволили полнее донести материал до экскурсантов, они вызывают интерес у посетителей любого возраста. В новом музее сохранена и реализована идея макетирования. В макетах созданы жилища, металлургический горн, и посёлок металлургов в раннем железном веке.

В музее разработаны практическое занятие по истории возникновения и развития керамической посуды. Познакомиться с археологическими объектами Полевского края можно во время заочной экскурсии с использованием мультимедийного фильма. Разработано занятие «Духовная жизнь древнего населения Урала» ориентированное на учащихся старших классов.

Неразрывно с деятельностью музея связана работа объединения «Юный археолог». Необходимо отметить, что юные археологи принимали активное участие, как в разработке концепции музея, так и в её воплощении. Материалы музея используются на занятиях объединения. Начиная со второго года обучения, школьники учатся проводить экскурсии по отдельным разделам экспозиции, обрабатывать археологические коллекции музея.

Воспитанники объединения ежегодно принимают участие в археологических экспедициях на различных памятниках (Иткульское 1 городище, Каменные палатки , камень Дыроватый, гора Думная), где работают бок о бок с профессиональными археологами, пополняют свои знания о древней истории края. Часто именно в экспедиции, учащиеся определяются с темами своего будущего исследования. Многие работы связанны с изучением отдельных аспектов жизнедеятельности населения иткульской культуры. В разные годы воспитанниками были написаны и защищены рефераты и исследовательские проекты об украшениях, каменных и металлических орудиях, жилищах и оборонительных сооружениях населения иткульской культуры. В работах рассматривались типы металлургических горнов и процесс отливки медных наконечников стрел, не раз учащиеся обращались к проблемам духовной жизни древних металлургов и отдельным памятникам археологии. Исследования воспитанников объединения не однократно отмечались грамотами и дипломами на городских, областных, региональных и всероссийских конкурсах и конференциях. Все исследовательские работы хранятся в фондах музея, и активно используются при разработке экскурсий.

Участие в археологических экспедициях, камеральной и фондовой, исследовательской работе развивает у учащихся навыки самостоятельной работы, ответственность за порученное дело, создаёт условия для формирования социально-компетентной личности. Юные археологи учатся понимать историю, традиции, культуру, зародившуюся десятки тысяч лет назад, видят ценность своего региона в мировой истории.

При этом сами являются не только наблюдателями, но и вносят посильный вклад в изучение и охрану древнейшего прошлого нашего края.

Интерактивная экскурсия в археологический музей Полевского края

«ДИВЛЮСЬ ТЕБЕ, ГОНЧАР, ЧТО ТЫ
ИМЕЕШЬ ДУХ МЯТЬ ГЛИНУ…»
(Омар Хайям)

Аннотация

Археология – это наука, изучающая прошлое на основе материальных остатков жизнедеятельности человека. Без знания археологического наследия не может быть полноценного представления об истории края. Возможность познакомиться с этим наследием позволяет ребёнку почувствовать свою сопричастность к истории, событиям, которые происходили до него, то есть осознать себя единицей исторического процесса.

Занятие «Дивлюсь тебе, гончар, что ты имеешь мять глину…» (Омар Хайям) является интерактивной экскурсией в археологический музей Полевского края.

В основу разработки положен опыт и знания, накопленные во время проведения археологических экскурсий в музее, результат экспериментальных и исследовательских работ обучающихся в объединении «Юный археолог».

Тип урока: изучение нового материала с использованием материалов музея. Данное занятие входит в комплекс занятий по археологии Урала для школьников города, и ориентировано на учащихся 1-7 классов. Для обучающихся в объединении «Юный археолог» занятие соответствует программе 2 года обучения. (тема: «Подготовка экскурсии в музей археологии»). Продолжительность занятия 40 минут. Методическая разработка занятия может быть использован полностью или частично педагогическими работниками других образовательных учреждений.

Цель: создание условий для реализации интеллектуальных способностей и раскрытия творческого потенциала учащихся в области археологии и краеведения.

Задачи:

  • развитие познавательной и творческой деятельности учащихся;
  • формирование бережного отношения к археологическому наследию края как части историко-культурного наследия страны в целом;
  • выявление и поддержка исследовательской и практической деятельности обучающихся;
  • привлечения внимания к проблеме сохранения исторического наследия своей малой Родины.

Для обучающихся в объединении «Юный археолог» (2 год обучения):

- воспитывать социальную активность учащихся в сфере пропаганды археологических знаний и охраны памятников археологии;

- ознакомить с правилами экскурсионной работы.

Технические средства обучения.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Оборудование.

Макеты орнаментиров, глиняные муляжи, пластилин, фрагменты керамики, наглядные пособия (таблица), стенд «Орнаментированная керамика».

Занятие сопровождается показом мультимедийного фильма.

План урока.

№ п/п

Этап урока

Приёмы методы

Время, мин.

1

Организационный момент

объяснительно – иллюстративный

6 мин

2

Мотивация учащихся

3

Постановка целей урока

4

Изучение новых знаний и способов деятельности

частично – поисковый (эвристический);
исследовательский.

Работа в группах по 2-4 человека

30 мин

5

Первичная проверка понимания изученного. Творческое применение и добывание знаний

6

Подведение итогов

4 мин

  

№ п/п

Деятельность учителя

Деятельность ученика

экскурсоводы

экскурсанты

1

Мотивация учащихся, постановка целей , актуализация знаний.

Из чего была сделана первая посуда?

Какой главный недостаток имеет посуда из дерева?

( слайд )

2

3

4-5

Рассказ о преимуществах глиняной посуды.

Рассказ об этапах изготовления глиняной посуды (слайд) демонстрация макетов

Рассказ об частях сосуда и типах орнамента (слайд)

Работа с коллекцией керамики, выделение частей сосуда и орнаментированных фрагментов.

Работа в группах.

Мифологическая картина мира, отражённая на сосуде (слайд )

Работа с пластилином и орнаментирами (нанесение орнамента)

Работа в группах.

Рассказ об экспериментальной археологии и археологических экспедициях. (слайд )

Составление глиняной посуды (пазлы).

Работа в группах или индивидуально.

6

Подведение итогов

  

слайда

Текст

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вводное слово , приветствие.

«ДИВЛЮСЬ ТЕБЕ, ГОНЧАР, ЧТО ТЫ ИМЕЕШЬ ДУХ МЯТЬ ГЛИНУ…»
(Омар Хайям).

Эти удивительные слова сказал персидский поэт. Что же необычного в этом занятии? Почему эти красивые строки посвящены глине, которой много в каждом огороде? Давайте попробуем понять, постичь тайну этих строк.

Человечество прошло длинный путь, сделало много открытий, которыми мы пользуемся до настоящего времени. Сегодня мы будем говорить только об одном открытии, но без этого не может обойтись не один человек - это посуда.

Из чего была сделана первая посуда?

Это были плетеные корзины, деревянная посуда, но дерево очень плохо сохраняется в земле, поэтому археологи лишь в торфяниках находят некоторые предметы.

Какой главный недостаток имеет посуда из дерева?

В эпоху неолита древний человек сделал первый глиняный сосуд. Керамика — первый искусственный материал, изобретенный человечеством. Ведь до его появления человек лишь механически изменял природные материалы: камень, кость, дерево, кожи, раковины и пр., изготавливая необходимые для себя орудия труда, вещи, жилища.

Глиняная посуда позволила освоить новый способ приготовления пищи — варку, разнообразить рацион, в целом повысить культуру питания. Кроме того, глиняная посуда расширила возможность хранения продуктов, а  значит — и возможности делать запасы, сберегая их от гниения, высыхания, уничтожения животными и насекомыми. А это давало свободное время и тем самым способствовало развитию ремесел и духовной культуры!

На территории России самая древняя керамика имеет возраст  XIII-X тыс. лет. Дальневосточный регион — один из очагов зарождения древнего гончарства.

Как изготовили первый глиняный сосуд установить трудно.

Люди еще в древности пытались понять и объяснить происхождение гончарства. Самая ранняя точка зрения — мифологическая — объясняла умение делать керамику даром богов. В легендах Месопотамии, Индии, Египта первыми гончарами названы боги. Например, греческие гончары своей покровительницей считали богиню Афину. Ей они приносили дары в благодарность за то, что она научила их мастерству, подарила гончарный круг и горн для обжига посуды.

 

 

 

 

 

№ 3

 

 

 

 

 

 

 

№ 4

 

 

 

 

 

№5

№ 6

№7

Гончарство — новый этап взаимоотношений человека и природы: в своем естественном состоянии глина не отвечает требованиям, которые предъявляются посуде (влагонепроницаемость, огнеупорность). Только благодаря специальным действиям  из сырья может быть получен готовый продукт.

Для этого глина- исходное сырьё проходит несколько этапов.

Первый этап: добыча и подготовка сырья и изготовление теста. Для изготовления посуды использовали глину, которую сначала просевали, а затем замешивали однородное тесто . Разные месторождения глины имеют свои свойства, поэтому в глину добавляют песок, перья птиц, дресву (мелкие камешки), шамот (измельчённую керамику). Для огнеупорности в глину добавляли тальк. Тесто вымешивали, стараясь сделать его однородным.

Выбивали, для того чтобы вышел воздух.

И оставляли вылежаться тесто несколько часов.

Второй этап: Формовка, т.е. изготовление формы самого изделия.

Изготавливали сосуды разными способами.

  • Выдавливанием из целого куска глины.
  • Сосуд можно было получить, если обмазать плетёную корзину глиной, после обжига прутики сгорали, а сосуд сохранял форму корзинки.
  • Широко распространен был ленточный способ. Из глиняного теста делали длинные жгуты, которые накладывали друг на друга, придавая необходимую форму сосуду.
  • Можно было использовать уже готовые сосуды, которые обмазывали глиной и аккуратно вынимали из вновь сделанного горшка.

Техника формовки сосуда постепенно прошла сложный процесс от ручной лепки до использования наиболее сложного приспособления - ножного гончарного круга..

Третий этап: Обработка поверхности. Горшок заглаживают мокрыми руками, пучком травы или куском шкуры животного. Дают некоторое время подсохнуть на воздухе и затем наносят орнамент.

Четвёртый этап: термическая обработка (последнее — самое важное, потому что именно в ходе обжига в глине происходят физико-химические процессы, превращающие ее в камнеподобный, водонепроницаемый и огнестойкий материал). Сначала сосуды обжигали в кострах, позднее стали использовать печи.

 

№8

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

№9

 

 

 

 

 

 

 

Керамические посуда имеет разную форму и размеры. В фондах музея есть сосуд размером с детскую кружку.

У сосуда выделяют несколько частей, которые называются:

    • Венчик – самая верхняя часть сосуда
    • Шейка-
    • Плечики
    • Тулово
    • Донышко - нижняя часть . Первоначально сосуды имели округлое или заостренное донышко, позднее появляются сосуды с ровным дном. А какие сосуды удобнее использовать? Для кочевых племён, которые не имели стола, сосуды с округлым дном использовать удобнее, с переходом к осёдлому образу жизни, с появлением столов изменяется форма дна.

С глубокой древности человек наносил на стенки сосудов орнамент. Орнамент мог покрывать весь сосуд полностью или отдельные части сосуда, например, венчик, тулово или донышко. Для древнего человека это был не просто рисунок, орнамент защищал содержимое сосуда от злых духов. Для орнаментации использовали только определённые элементы, которые мастера наносили с помощью специальных инструментов: острая палочка, разнообразные штампики, гребенки, кости животных; иногда встречаются ногтевые вдавления. Каждое племя использовало свой набор элементов и орнаментиров.

В настоящее время учёные выделяют несколько типов орнамента: волнистый, геометрический, гребенчатый, ложношнуровой, прочерченный, шнуровой, ямочный, «отступающая гребёнка» .

№10

Задание: разделите керамику, на 4 группы:

  • Неорнаментированная керамика
  • Неорнаментированные венчики
  • Орнаментированные венчики
  • Орнаментированная керамика

№11

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 12-13

Орнамент наносили на сосуд с важной для древнего населения целью. Орнамент должен был защищать содержимое сосуда от злых духов. Во время археологических раскопок на поселении Палатки 1 был найден раздавленный сосуд, у которого сохранились почти все фрагменты. В верхнем фризе изображены фигуры больших водоплавающих птиц. Между ними стоят три антропоморфные фигуры с рогами и хвостами. Во второй орнаментальной зоне между крупными заштрихованными зигзагами помещены фигурки меньших по размеру водоплавающих птиц, снизу расположена зона малых зигзагов, затем – цепочка ромбов. Дно опоясывают два ряда треугольников.

Как вы думаете, что хотел мастер сказать этим рисунком?

По мнению учёных, на сосуде изображён миф о сотворении мира. Обско-угорский фольклор сохранил фрагменты самого архаичного мифа о творении, когда за землей ныряют (без божественного повеления) две птицы - большая гагара и малая гагарка. Лишь на третий раз птицам удалось достать крупицу земли со дна океана. Они так долго были под водой, что у гагары кровь пошла горлом и окрасила ей грудь. У гагарки кровь потекла из затылка, с тех пор у гагарок красный затылок. Земля, вынесенная на поверхность океана, стала сама разрастаться и растет все больше и больше.

С помощью треугольников и заштрихованных ромбов человек изображал горы, которые возникли на месте, куда гагара выплюнула землю.

Подобные сюжеты есть у хантов и манси, племён которые заселяли территорию Урала с древнейших времён.

Задание: используя орнаментиры, нанесите орнамент на макет.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

№ 14-15

 

 

№ 16-17

Учёные при изучении посуды узнают много важной информации. Во- первых, по орнаменту на фрагментах керамике можно определить к какой эпохе или археологической культуре относится данное поселение. Например, для иткульской археологической культуры характерно использование гребенчатого штампа, ямочного орнамента, расположенного в шахматном порядке и в тесто добавляли большое количество талька, поэтому фрагменты имеют блеск. Используя физико-химические методы исследования, можно определить точную дату изготовления посуда, а это поможет датировать памятник археологии. Иногда в могильниках встречаются глиняные горшки с остатками пищи.

Современные археологи-экспериментаторы делают попытки изготовить глиняную посуду по древним технологиям. Используются многочисленные способы обработки глины. Материал подвергают дозреванию (на длительный срок, несколько месяцев, складывают - в специальные ямы), обветриванию под открытым небом. Глину размельчают и просеивают, добавляют воду. Она становится мягкой и пластичной. Затем замешивают глиняное тесто, добавляя в нее различные примеси.

 

В этом году у нас была возможность принять участие в эксперименте по изготовлению глиняной посуды, поработать на гончарном круге и понять, что это очень сложный и интересный процесс.

В июле мы приняли участие в археологической экспедиции на памятнике Палатки 1, и убедились, что самая распространённая находка на раскопках – это керамика. Часто это фрагменты неорнаментированной керамики, но иногда удаётся найти не только орнаментированную керамику, но и и развал сосуда, который можно будет отреставрировать и увидеть какую форму он имел.

 

До археологов редко доходит целый сосуд, но считается большой удачей, когда находят развал сосуда, по которому можно провести реставрации, и увидеть форму, размеры сосуда.

Сейчас нам предстоит провести такую работу, но мы будем использовать не фрагменты керамики, а бумагу.

№ 18

Давайте вернёмся к словам Омар Хайяма, как вы думаете, можно ли считать лепку сосудов обычным делом?

Планируемый результат.

В результате экскурсанты получат теоретические и практические знания о появление глиняной посуды и развитии мировоззрения древнего человека, прикоснуться к историческому наследию. Экскурсоводы (обучающиеся в объединении «Юный археолог») применяют на практике знания об археологии, получат опыт ведения экскурсий.

Список литературы.

  1. Викторова В. Д. Мифы на сосудах // Северный археологический конгресс: Доклады . - Ханты-Мансийск . - 2002
  2. Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала. -Челябинск, 1997.
  3. Дьёлафэ Ф. Археология. Справочник для путешествующих во времени.- М., 2002.
  4. Культовые памятники горно-лесного Урала.-Екатеринбург, 2004.
  5. Молони Н. Оксфордская библиотека.- М., 1996.

Школьные археологические отряды принимают участие в различных типах экспедиций: комплексные, экспериментальные, разведывательные, охранные и собственно академические. Традиционно бывшие студенты – историки, которые в студенческое время увлеклись археологией, а затем будучи педагогами, создавали свои школьные отряды, имели возможность продолжить археологическую практику. Полевской археологический отряд был создан в 1991 году, на следующее лето отряд принял участие в археологических исследованиях. Первые экспедиции показали, что школьникам не достаточно иметь только теоретическую подготовку. В 1998 году в 3 км. от города был организован первый учебный лагерь.

Цель – создание квалифицированного, единого, археологического отряда. Задачи – обучение навыкам полевой жизни, основам туризма, поварского искусства, выживания в разных климатических ситуациях (дождь, ветер, холод, жара), получение первых навыков ведения разведки, разбивки раскопов, вскрытия слоёв, консервации раскопов, работы с картой, топографическим планом, экспериментальные работы, участия в культурном и познавательном досуге, спортивных мероприятиях. Как правило продолжительность учебных лагерей составляет от 5 до 10 дней в зависимости от объективных причин (количество выделенных средств). Время проведения – начало июня, это позволяет не затягивать с открытием полевого сезона иначе дети могут разъехаться по бабушкам, лагерям отдыха.

Важно участие «ставки» (детей, которые уже имеют опыт участия в археологических экспедициях) в учебном лагере, которые являются проводниками традиций, дисциплины и первыми помощниками руководителей. Весь быт и устройство построено по принципу настоящего археологического лагеря. Учебная программа предусматривает в основном экспериментальные занятия, игры, походы, педагогические мероприятия, которые занимают до 80% полевого времени. Практическое занятие на учебном раскопе, который разбивают и ведут «ставки», составляет не более 4 часов в день.

Итог. В учебном лагере приняло участие 15 детей. За период обучения они получили выше обозначенные навыки и сплотились в единый коллектив. Мотивация к качественному обучению заключалась в объявлении об отборе достойных в поездку в настоящую археологическую экспедицию.

В июле костяк отряда 10 человек на протяжении 3 недель работал на памятнике Каменные палатки в составе Исетской археологической экспедиции. Руководитель экспедиции отмечает, качественную работу отряда.

Таким образом, проведение учебных лагерей позволяет нам решить задачи.

  1. Продлить летний полевой сезон.

Подготовить ребят к серьёзным полевым исследованиям



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017